Перечень тем для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
для студентов специальностей среднего профессионального образования
080501.52 «Менеджмент» (отраслям)
080110.52 Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)
100108.52 Парикмахерское искусство
080107.52 «Налоги и налогообложение»
Тюмень 2011
Э.Г.Бунатян. Методические указания по выполнению самостоятельной работе по дисциплине «Бизнес-планирование» для студентов специальностей среднего профессионального образования: 080501.52 «Менеджмент» (отраслям), 080110.52 «Экономика и бухгалтерский учет» (отраслям),100108.52 Парикмахерское искусство,080107.52 «Налоги и налогообложение»
Тюмень. «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Гуманитарный институт 2011 г. - 41с.
Рассмотрено и одобрено цикловой комиссией экономических дисциплин
Протокол № 01от 10.09.2011 г.
Печатается по решению методической комиссии отделения НПО/СПО
Гуманитарного института
Протокол № 01 от 15.10.2011 г.
Пояснительная записка
Методические указания разработаны для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Бизнес-планирование» для студентов специальностей среднего профессионального образования: 080107.52 «Налоги и налогообложение», 080501.52 «Менеджмент» (по отраслям), 080110.52 «Экономика и бухгалтерский учет» (отраслям), 100108.52 Парикмахерское искусство.
Самостоятельная работа по дисциплине «Бизнес-планирование» направлены на количественное обоснование решений экономического и финансового характера.
Цель изучения дисциплины «Бизнес-планирование» - сформировать у студентов целостное представление о бизнес-плане как системе деятельности.
Основные задачи изучения курса:
- изучить предпосылки успешного внедрения бизнес-плана;
- анализ методов и средств бизнес-планирования.
В результате изучения дисциплины студент должен
иметь представление:
- о структуре и назначении бизнес-плана;
- об анализе бизнес-плана;
- о финансировании бизнес-проектов;
знать:
- суть бизнес-планирования в различных сферах деятельности;
- основы организации бизнес-планирования;
уметь:
- рассчитывать основные показатели по разделам бизнес-плана;
- подготовить презентацию бизнес-плана.
При изучении данного курса необходимо иметь в виду его взаимосвязь с дисциплинами: "Предпринимательство и предпринимательская деятельность", "Маркетинг", Финансовый менеджмент".
Критерии оценки знаний студентов за самостоятельную работу разрабатываются в соответствии с рейтинговой системой знаний: за обзор теоретического материала, необходимого для выполнения практических заданий; за комментарий последовательности выполнения предложенного задания; активную работу по выполнению предлагаемых заданий и другие формы работы, характеризующие знания, умения и навыки студентов по рассматриваемым темам.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Бизнес-план по организации торгового центра.
2. Бизнес-план по организации салона бытовых услуг.
3. Бизнес-план создания строительной фирмы.
4. Бизнес-план создания охранного агентства.
5. Бизнес-план создания предприятия по переработке отходов.
6. Бизнес-план создания предприятия по изготовлению медицинской техники.
7. Бизнес-план создания предприятия по производству пластиковых окон.
8. Бизнес-план создания предприятия по изготовлению мебели.
9. Бизнес-план создания предприятия быстрого питания.
10. Бизнес-план по организации развлекательного центра.
Самостоятельная работа выполняется в соответствии с выбранной темой и методикой разработки бзнес-плана (Приложение 1). При выполнении самостоятельной работы необходимо соблюдать следующие требования.
Оформление текста. Текстовой материал бизнес планирования выполняется на листах формата А4. Размеры полей страницы: левое — 30 мм, правое — 20 мм, верхнее — 25 мм, нижнее — 20 мм. Текст печатается шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала; размер шрифта – 14.
Нумерация страниц. Нумерация страниц сквозная, начиная с титульного листа до последней страницы библиографии. Титульный лист не нумеруется. Номер страницы проставляется сверху в центре листа. Номера страниц не ставятся в Приложении, которое нумеруется (Приложение №1, 2, 3...). Каждое приложение начинается с новой страницы, в правом верхнем углу пишется слово “Приложение” с указанием номера. Объём Приложения не ограничивается.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА ПО ПРОИЗВОДСТВУ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ БИЗНЕС-ПЛАНА
Предприятие _____________________________________
Адрес ___________________________________________
Телефон _________________ Факс___________________
Строго конфиденциально
Просьба вернуть, если Вас не заинтересовал проект
Кому ____________________________________________
Краткое название проекта (до 20-30 знаков) ___________
Полное название проекта ___________________________
_________________________________________________
Руководитель предприятия __________________________
тел. ________________________
Проект подготовил _________________________________
тел. ________________________
Дата начала реализации проекта _____________________
Продолжительность проекта _________________________
Период времени от даты, на которую актуальны исходные данные, от даты начала проекта _____________________ мес.
Дата составления «_____» ______________ _________ г.
Примечание:
Титульный лист бизнес-плана не должен содержать излишних подробностей, он должен быть лаконичным и привлекательным. Меморандум о конфиденциальности составляется в целях предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. В меморандуме может иметься напоминание о том, что знакомящийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия автора. Может быть указано о запрете копирования всего бизнес-плана или отдельных его частей, о запрете передачи третьим лицам. Также в нем может содержаться требование о возврате автору бизнес-плана, если тот не вызывает интереса инвестировать в его реализацию.
АННОТАЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
Предприятие _____________________________________
Адрес ___________________________________________
Телефон _________________ Факс___________________
Руководитель предприятия ______________________________
Суть предполагаемого проекта и место реализации __________
Результат реализации проекта ____________________________
Общая стоимость проекта ________________________________
Необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы __________
Срок окупаемости проекта ________________________________
Ожидаемая среднегодовая прибыль ________________________
Предполагаемая форма и условия участия инвестора _________
Возможные гарантии по возврату инвестиций ________________
Примечание:
Аннотация должна быть составлена так, чтобы первично знакомящийся с вашим проектом нашел ответы на вопросы: кто, что, почему, когда, где, как.
1. РЕЗЮМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Резюме может включать следующую информацию:
· сущность проекта;
· экономическое обоснование и эффективность проекта;
· сведения о фирме (описание предприятия, его специализацию и предысторию развития предприятия, ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние);
· команда управления (краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими способностями, применительно к настоящему проекту, он обладает);
· описание ситуации на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству, преимущества продукции (услуг) предприятия на рынке и в отрасли;
· план действий (долгосрочную и краткосрочную стратегии предприятия, возможности роста производства и доходов, какие доходы предполагается получить, за какой период времени);
· финансирование (потребности в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования);
· планы возврата заемных средств;
· гарантии возврата инвестиций.
Примечание:
Задача резюме — в сжатой форме представить основные идеи бизнес-плана, а также при необходимости привлечь внимание и заинтересовать потенциального партнера, инвестора или кредитора. Основное требование к резюме – простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать трех страниц машинописного текста.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ, ПРОДУКЦИИ
Характеристика предприятия включает следующие сведения:
· полное и сокращенное наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический адрес предприятия, банковские реквизиты;
· инициатора проекта;
· организационно-правовую форму предприятия;
· размер уставного капитала;
· учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале;
· характеристики менеджеров высшего звена управления — директора предприятия, главного бухгалтера (Ф.И.О., возраст, образование, квалификация, предыдущие три должности и место работы, срок работы в каждой должности, опыт работы в коммерческих структурах, в том числе в высшем и среднем звене управления);
· основной вид деятельности предприятия;
· формулировку миссии предприятия;
· оценку сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия (можно оформить в виде таблицы 1).
Таблица 1
Анализ сильных и слабых сторон
конкурентов и собственного предприятия
Факторы, характеризующие предприятие | Преимущества | Оценка |
Менеджмент предприятия · Предпринимательская культура и философия · Цели и формулируемые стратегии · Система мотивации сотрудников | ||
Производство · Оборудование · Гибкость производственных линий · Качество производственного планирования и управления | ||
Научные исследования и разработки · Интенсивность и результаты · Ноу-хау · Использование новых информационных технологий | ||
Маркетинг · Организация сбыта · Расположение сбытовых филиалов · Фаза «жизненного цикла» у важнейших продуктов | ||
Кадры · Возрастная структура · Уровень образования · Квалификация и мотивация труда персонала | ||
Финансы · Доля собственного капитала (капитал и резервы) · Уровень финансового состояния · Возможности получения кредита |
Далее описывается продукт вашего предприятия с позиций потребителя, производится его комплексная оценка, обосновывается необходимость совершенствования продукта. О продукте (товаре) приводятся следующие сведения:
· область применения;
· какую потребность удовлетворяет;
· второстепенные области применения;
· показатели качества (долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации и ремонта, процент брака и др.);
· внешнее оформление и упаковка;
· патентная защищенность;
· описание преимуществ планируемого к производству продукта;
· сильные и слабые стороны товара (можно оформить в виде таблицы 2);
· сравнение с другими товарами;
· основные направления совершенствования продукции.
Таблица 2
Сильные и слабые стороны товара
№ п/п | Постановка вопроса при изучении сильных и слабых сторон товара | Сильные стороны продукции | Слабые стороны продукции | ||
Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция? | |||||
Изучены ли вами запросы ваших клиентов? | |||||
Какие преимущества предоставляет ваша продукция (услуги) клиентам? | |||||
Можете ли вы эффективно довести свою продукцию (услуги) до тех потребителей, на которых она ориентирована? | |||||
Может ли ваша продукция (услуги) успешно конкурировать с продукцией (услугами) других производителей в отношении: · качества, надежности, эксплуатационных и других товарных характеристик? · цены? · стимулирования спроса? · места распространения? | |||||
Понимаете ли вы, на какой стадии «жизненного цикла» находится ваша продукция (услуги)? | |||||
Есть ли у вас идеи относительно новых видов продукции? | |||||
Обладаете ли вы сбалансированным ассортиментом продукции (услуг) с точки зрения ее существенного разнообразия и степеней морального старения? | |||||
Проводите ли вы регулярную модификацию вашей продукции в соответствии с запросами клиентов? | |||||
Проводите ли вы политику создания новой продукции? | |||||
Возможно ли копирование вашей продукции (услуг) конкурентами? | |||||
Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой и фабричной маркой, патентами? | |||||
Отслеживаете ли вы жалобы покупателей? | |||||
Уменьшается ли количество жалоб и нареканий со стороны покупателей? | |||||
3. АНАЛИЗ РЫНКА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ
В этом разделе бизнес-плана следует уделить внимание следующим вопросам:
· определению размеров (емкости) рынка;
· степени насыщенности рынка;
· тенденциям изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшую перспективу;
· выявлению наиболее перспективных рынков сбыта и причин их предпочтения (табл. 3);
· оценке основных конкурентов (табл. 4).
Таблица 3
Оценка рынков сбыта
№ п/п | Показатели | Близлежащий город или населенный пункт местонахожде-ния предприятия | Населенные пункты в радиусе 100 км | Рынки, удаленные за 100 км |
Уровень спроса | ||||
Степень удовлетворения спроса | ||||
Уровень конкуренции | ||||
Доля потребителей, готовых купить продукцию | ||||
Доля потенциальных покупателей |
Таблица 4
Анализ и оценка конкурентов
№ п/п | Характеристика конкурентов | Основные конкуренты | ||
N | ||||
Объем продаж, натуральные показатели | ||||
Занимаемая доля рынка, % | ||||
Уровень цены | ||||
Финансовое положение (рентабельность) | ||||
Уровень технологии | ||||
Качество продукции | ||||
Расходы на рекламу | ||||
Привлекательность внешнего вида | ||||
Время деятельности предприятия, лет |
4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
В этом разделе бизнес-плана определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса с указанием узких с технологической и организационной точек зрения мест и путей их преодоления. Важным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости производимого продукта.
В описании технологического процесса указываются:
· требуемые производственные мощности;
· потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
· потребность в сырье, материалах, контроль качества и дисциплина поставок;
· требования к источникам энергии и их доступность;
· подготовка производства;
· контроль качества продукции.
В требованиях к квалификации и наличию необходимого персонала дается характеристика:
· производственного персонала;
· инженерно-технического персонала;
· административного персонала;
· условий труда;
· формы оплаты и стимулирования труда.
Таким образом, структура этого раздела бизнес-плана следующая:
1. Производственная программа предприятия (табл. 5).
2. Схема технологического процесса.
3. Потребность в основных фондах (табл. 6, 7, 8, 9).
4. План производства (табл. 10, 11).
5. Потребность в персонале и зарплате (табл. 12, 13).
6. Калькуляция себестоимости (табл. 14).
Таблица 5
Производственная программа предприятия
Показатели | 1 год | 2 год | 3 год | ||||||||||
Коэффициент роста объемов выпуска продукции | Объем выпуска продукции с учетом коэффициента роста в натур-х единицах | Коэффициент роста объемов выпуска продукции | Объем выпуска продукции с учетом коэффициента роста в натур-х единицах | Коэффициент роста объемов выпуска продукции | Объем выпуска продукции с учетом коэффициента роста в натур-х единицах | ||||||||
Продукция 1 объем выпуска — всего | |||||||||||||
в т. ч. доля реализации продукции 1 в соответст-вии с догово-рами купли-продажи | |||||||||||||
Продукция 2 объем выпуска —-всего | |||||||||||||
в т. ч. доля реализации продукции 1 в соответст-вии с догово-рами купли-продажи | |||||||||||||
Итого | |||||||||||||
Таблица 6
Потребность в основных фондах (руб.)
Основные фонды | 1 год | 2 год | ||
Дейст-вующие | Общая потребность | Прирост основных фондов | ||
1. Здания, сооружения производственного назначения | ||||
2. Рабочие машины и оборудование | ||||
3. Транспортные средства | ||||
4. Прочие | ||||
Итого |
Примечание: табл. 6 заполняется на основании результатов расчетов во вспомогательных таблицах 7, 8, 9, являющихся приложением к бизнес-плану.
Таблица 7
Расчет необходимой массы исходного сырья
Наименование продукции | Годы | Количество, шт. | Вес единицы изделия, кг | Всего | |
чистый вес, кг | масса необходимого сырья, кг | ||||
5(гр.3* гр.4) | 6(гр.5*1,4) | ||||
Таблица 8
Расчет общей потребности оборудования по годам
№ п/п | Наименование обору-дования | Необходимая масса исходного сырья (М) | Техноло-гический коэффи-циент (Кт) | ||||
1 год | 2 год | 3 год | |||||
Примечание:
Таблица 9
Стоимость основных производственных фондов
№ п/п | Виды и наименование основных производственных фондов | Предприятие-производитель | 1 год | 2 год | 3 год | ||||||
Количество, шт. | Цена руб. | Все-го, руб. | Количество, шт. | Цена, руб. | Все-го, руб. | Количество, шт. | Цена, руб. | Все-го, руб. | |||
Таблица 10
Планирование потребности в оборотных средствах
Виды и наименование ресурсов | 1 год | ||
Кол-во натуральных ед-ц | Цена ед-цы ресур-са, руб. | Сто-имо-сть, руб. (Q) | Стои-мость переходяще-го за-паса, руб. (Т) |
1. Сырье и материалы | |||
2. Топливо | |||
3. Электроэнергия | |||
4. Тара | |||
5. Запасные части | |||
6. Незавершенное производство | |||
7. Готовая продукция на складе | |||
8. Прочие | |||
Итого |
Примечание: табл. 10 заполняется на основании результатов расчетов вспомогательной табл. 11, являющейся приложением к бизнес-плану, и дополнительных расчетов.
Таблица 11
Стоимость сырья и вспомогательных материалов
№ п/п | Виды и наи- менование сырья и вспомога-тельных материалов | 1 год | ||
Ко-ли-чест-во, кг | Цена, руб. | Стои-мость, руб. (гр.З* *гр.4) | ||
Продолжение таблицы 11
№ п/п | Виды и наи- менование сырья и вспомога-тельных материалов | 3 год | ||||
Коэф-т роста объема выпуска продукции | Кол-во с учетом коэф-та роста объема (гр.З* * гр.6) | Индекс цен на сырье, материалы, топливо и энергию | Цена с учетом индекса цен на сырье, материалы, топливо и энергию, руб. (гр.10:гр.8) | Стоимость, руб. (гр.5* *гр.6 * гр.8) | ||
Примечание:
Размер переходящего запаса (норматив оборотных средств) зависит от величины потребности в различных видах материалов, сезонности их поставок и определяется по формуле:
,
где Q — стоимость сырья, материалов, руб.;
М — норма переходящего запаса, дней;
Д — число дней планируемого периода.
Норматив оборотных средств на топливо и энергию исчисляется так же, как на сырье и материалы, при условии, что это не газообразное топливо и не электроэнергия.
Норматив оборотных средств по таре определяется так же, как по сырью и материалам, при условии, что тара является покупной.
Норматив по запасным частям устанавливается исходя из сроков их поставки и времени, необходимого для ремонта. Как правило, норматив устанавливается в процентах от балансовой стоимости основных фондов.
Норматив оборотных средств по незавершенному производству (НН) определяется стоимостью начатых, но не законченных производством изделий, находящихся на различных стадиях производственного процесса по формуле:
,
где Р — однодневные затраты на производство продукции, руб.;
Т — длительность производственного цикла, дней;
К — коэффициент нарастания затрат.
Коэффициент нарастания затрат (К) определяется по формуле: ,
где А — затраты, производимые единовременно в начале производственного цикла, руб.;
Б — остальные затраты, входящие в себестоимость продукции, руб.
К единовременным затратам (А) относятся затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты. Остальные затраты (Б) считаются нарастающими. К ним относятся амортизационные отчисления, затраты на топливо, оплату труда и другие составляющие себестоимости продукции.
Норматив оборотных средств на готовую продукцию (НГ) определяется по формуле: ,
где Р — однодневный выпуск товарной продукции по себестоимости;
Д — норма запаса в днях, складывающаяся из времени комплектования и накопления продукции до необходимых размеров, времени ее хранения на складе и упаковки и времени со дня выписки счетов и платежных документов до дня зачисления сумм на счет предприятия.
Норматив по расходам будущих периодов (Нб) рассчитывается по формуле: ,
где Ро —- сумма расходов будущего периода на начало планируемого периода, руб.;
Рп — расходы, производимые в плановом периоде по смете, руб.;
Рс — расходы, включаемые в себестоимость продукции планируемого периода, руб.
Общая потребность в оборотных средствах — совокупный норматив оборотных средств определяется суммированием частных нормативов по их элементам. Разница между нормативами по годам составляет прирост оборотных средств, который учитывается в финансовом разделе бизнес-плана.
Отдельные статьи себестоимости заполняются на основе результатов расчетов, полученных в предыдущих таблицах.
Стоимость воды на технологические цели и прием сточных вод определяется исходя из общей потребности воды на технологические цели в м3 и расценки за 1 м3, установленный местными органами власти.
Примечание: табл. 12 заполняется на основании результатов расчетов вспомогательной табл. 13, которая является приложением к бизнес-плану. Начисления на заработную плату складываются из отчислений в федеральный бюджет (6%), пенсионный фонд (14%), фонд социального страхования (2,9%), фонд медицинского страхования (3,1%, в т.ч. 1,1% в федеральный фонд и 2% в территориальный фонд) и составляют 26% затрат на зарплату за весь период (это единый социальный налог - ЕСН). Фонд рабочего времени определяется согласно рабочему табелю-календарю.
Таблица 13
Планируемая численность персонала и
уровень затрат на заработную плату
№ п/п | Категории работников и занимаемая должность | Число ра-ботников, чел. | Тарифная ставка, руб. | Фонд рабочего времени, ч. | Затраты на заработную плату по годам, руб. | ||
1 год | 2 год | 3 год | |||||
Таблица 14
Калькуляция себестоимости (руб.)
Показатели | 1 год при объеме производства ________ шт. | |
на ед-цу продукции (отпускная цена) | всего | |
1. Объем продаж, выручка от реализации (без НДС) — всего | ||
2. Себестоимость | ||
2.1. Сырье и материалы (табл. 10) | ||
2.2. Вода на технологические цели | ||
2.3. Топливо на технологические цели (табл. 10) | ||
2.4. Электроэнергия на технологические цели (табл. 10) | ||
2.5. Затраты на оплату труда (табл. 12) | ||
2.6. Начисления на заработную плату (табл. 12) | ||
2.7. Амортизация (износ основных производ-ственных фондов) (расчет, табл. 6) | ||
2.8. Расходы на рекламу | ||
2.9. Налог с владельцев транспортных средств | ||
2.10. Арендная плата | ||
2.11. Затраты на запасные части (табл. 10) | ||
2.12. Плата за воду | ||
2.13. Прочие затраты | ||
Полная себестоимость (итого по разделу 2) | ||
3. Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности | ||
3.1. Налог на имущество | ||
3.2. Налог на рекламу | ||
3.3. Прочие местные сборы | ||
Итого по разделу 3 | ||
4. Балансовая прибыль (разд. 1 — итог разд. 2 — итог разд. 3) | ||
5. Налог на прибыль | ||
6. Чистая прибыль (разд. 4—разд. 5.) |
Примечание:
Сумма амортизационных отчислений (АО) определяется по формуле: ,
где Со.ф. — среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;
Н — норма амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, % к их балансовой стоимости.
Расходы на рекламу определяются в зависимости от установленных расценок на нее в средствах массовой информации.
Налог с владельцев автотранспортных средств определяется исходя из мощности мотора и ставки налога за единицу мощности, устанавливаемой местными органами власти.
Сумма арендной платы (АП) за здания, сооружения и нежилые помещения в жилых домах, находящихся в муниципальной собственности, определяется по формуле: ,
где S — размер арендуемой площади, м2;
Ас — ставка арендной платы за 1 м2, руб., которая определяется по формуле:
где СД — ставка на арендуемое производственное помещение или офис, руб./м2;
K1 — коэффициент технического благоустройства;
К2 — коэффициент территориально-экономической зоны;
К3 — коэффициент физического состояния здания, зависящий от срока эксплуатации;
К4 — коэффициент увеличения минимальной оплаты труда;
К5, К6, К7 — понижающие коэффициенты.
Плата за воду определяется исходя из необходимого объема воды на технологические цели в м3 и тарифной ставки платы за воду, руб./м3, установленной местными органами власти.
К прочим затратам относятся затраты на отопление производственного помещения, на освещение помещения, на топливо для автомобиля, обязательные страховые платежи за имущество предприятия.
Затраты на отопление и освещение помещений определяются умножением плановой потребности в тепловой и электрической энергии на соответствующие установленные тарифы (руб./Гкал, руб./кВт).
Затраты на топливо для автомобиля (ЗТ) определяются по формуле: ,
где LC — среднесуточный пробег автомобиля, км;
ДЭ – количество дней эксплуатации, дней;
НР — норма расхода топлива на 1 км пробега, л/км;
Ц — цена топлива за 1 л, руб./л.
Размер страховых платежей устанавливается исходя из среднегодовой стоимости имущества и страховой ставки (ставка устанавливается в процентах от среднегодовой стоимости имущества).
Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности, включают налог на имущество, налог на рекламу и другие местные налоги и сборы.
Налог на имущество предприятия определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия и ставки налога на имущество в процентах к среднегодовой стоимости имущества.
Налог на рекламу исчисляется умножением стоимости рекламных услуг на ставку налога в процентах к стоимости рекламных услуг.
Налог на прибыль исчисляется умножением суммы налогооблагаемой (балансовой) прибыли на ставку налога на прибыль.
В конце раздела можно представить график динамики цены продукции (без НДС), себестоимости единицы продукции и объема производства продукции в натуральном выражении.
Поскольку налоги и ставки часто меняются, целесообразно перед составлением бизнес-плана ознакомится с возможными изменениями.
5. ПЛАН МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке.
В стратегии проникновения на рынок предприятие описывает последовательность своих действий по:
· проникновению на новый рынок,
· введению нового товара на старый рынок,
· проникновению с товаром рыночной новизны на новые сегменты рынка.
План маркетинга предусматривает следующие разделы:
1. Выбор системы распространения товара.
2. Анализ ценовой политики (табл. 15) и методы ценообразования.
3. Реклама.
4. Методы стимулирования продаж, формирования спроса и организация послепродажного сервиса
Таблица 15
Анализ ценовой политики
№ п/п | Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа | Характеристика и оценка фактического состояния дел |
Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него? | ||
Какова вероятная реакция покупателей на повышение (понижение) цены? | ||
Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия? | ||
Как относятся покупатели к установленным вами ценам? | ||
Используется ли предприятием (фирмой) политика стимулирующих цен? | ||
Используется ли предприятием политика стандартных цен? | ||
Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены? | ||
Известны ли цены на товары вашего предприятия потенциальным покупателям? |
Примечание:
Отдельные пункты табл. 15 заполняются после установления цен на запланированную продукцию. Основными методами ценообразования являются «средние издержки + прибыль», обеспечение целевой прибыли.
Определение цены (Ц) методом «средние издержки + прибыль» производится по формуле: ,
где СС — полная себестоимость единицы продукции, руб.;
П — планируемый размер прибыли на единицу продукции, руб.;
НДС — налог на добавленную стоимость на единицу продукции, который определяется от цены предприятия на единицу продукции (СС + П) по установленной ставке НДС, %.
Определение средневзвешенной рыночной цены, необходимой для сопоставления с планируемой ценой (ЦСР), осуществляется по формуле:
где Q1, …, Qn — объемы продаж конкурентов на планируемом рынке сбыта, ед.;
P1, …, Pn — цена единицы продукции конкурентов на планируемом рынке сбыта, руб./ед.
Уровень планируемой предприятием цены на продукцию означает выработку им ценовой стратегии. Возможные ценовые стратегии:
· вытеснение конкурентов;
· получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;
· сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;
· освоение и удержание свободной доли рынка и др.
6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
В этом разделе бизнес-плана раскрывается организационно-правовая форма хозяйствования предприятия. Обосновывается организационная структура предприятия (линейная, функциональная, штабная, матричная), производится оценка оргструктуры.
Одним из показателей оценки эффективности оргструктуры является интегрированный показатель эффективности оргструктуры (Кэ.ф.у): ,
где ЗУ — затраты на управление, приходящиеся на одного работника аппарата управления;
КУП — удельный вес численности управленческих работников в общей численности;
ФВ — фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работника);
ФО — фондоотдача (объем произведенной (реализованной) продукции), приходящаяся на единицу основных и оборотных фондов.
7. ПЛАН ПО РИСКАМ
Значение раздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, не могут быть достигнуты полностью или частично.
Составляется перечень простых рисков, из которых выбираются наиболее важные для данного проекта. Особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам (табл. 16).
Таблица 16
Финансово-экономические риски
Виды рисков | Отрицательное влияние на прибыль |
Неустойчивость спроса | Падение спроса с ростом цен |
Появление альтернативного продукта | Снижение спроса |
Снижение цен конкурентов | Снижение цен |
Увеличение производства у конкурентов | Падение продаж или снижение цен |
Рост налогов | Уменьшение чистой прибыли |
Снижение платежеспособности потребителей | Падение продаж |
Рост цен на сырье, материалы, перевозки | Снижение прибыли из-за роста цен на сырье, материалы, перевозки |
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы | Снижение прибыли из-за роста цен |
Недостаток оборотных средств | Увеличение кредитов или снижение объема производства |
Риск из-за потери прибыли (падения рентабельности) в результате неустойчивости спроса (положение на новом рынке) на планируемую продукцию может быть рассчитан с использованием статистических методов.
Расчет риска на планируемый период может быть следующим.
Допустим, за предыдущие пять лет уровень рентабельности на планируемую продукцию по аналогичным предприятиям составлял: 5%, 10, 7, 6, 8%, а планируемый уровень рентабельности — 11%.
Чтобы определить, насколько рискован запланированный уровень рентабельности, производятся расчеты в следующей последовательности:
1. Определяем средневзвешенную рентабельность через вероятности, поскольку событий (данных об уровне рентабельности) 5, то вероятность каждого события составит 1/5, следовательно:
Средняя рентабельность = 5*1/5 + 10*1/5 + 7*1/5 + 6*1/5 + 8*1/5 ≈ 7,2%.
2. Определяем дисперсию как сумму произведений всех квадратов разниц между фактической и средней их величиной на соответствующую величину вероятности данного события:
Дисперсия = (5-7,2)2*1/5 + (10-7,2)2*1/5 + (7-7,2)2*1/5 + (6-7,2)2*1/5 + (8 -7,2)2*1/5 = 2,96.
3. Рассчитываем стандартные отклонения как величину, соответствующую квадратному корню из дисперсии. Размер стандартного отклонения и есть уровень риска. Чем выше стандартное значение, тем рискованней рассматриваемый проект:
Стандартное отклонение =
Это значит, что наиболее вероятное отклонение рентабельности продукции от ее средней величины составит ±1,7%, т.е. по пессимистическому прогнозу можно ожидать, что рентабельность продукции по расчетам составит 5,5% (7,2—1,7), а по оптимистическому прогнозу — 8,9% (7,2+1,7). Проект достаточно рискованный, поскольку планируется уровень рентабельности продукции — 11%.
После оценки степени риска разрабатывается перечень мер, позволяющих его уменьшить.
8. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют их в стоимостном варианте.
Он включает выполнение следующих расчетов:
· распределение чистой прибыли, рассчитанной в табл. 10 (планирование средств фондов накопления и потребления по форме табл. 17);
· баланс денежных средств
· доходы и затраты
· финансовый план предприятия на первый планируемый год (баланс доходов и расходов по форме
· расчет безубыточности и график безубыточности;
· расчет даты, когда проект начнет приносить прибыль;
· прогнозный баланс активов и пассивов предприятия
· показатели планируемой финансово-экономической деятельности предприятия
Таблица 17
Распределение чистой прибыли
(планирование средств фондов накопления и потребления) (руб.)
Номер строки | Показатели | 1 год | 2 год | 3 год | |||
Фонд накопления | |||||||
Чистая прибыль (табл. 14) | |||||||
Источники формирования средств фонда накопления | |||||||
2.1 | Остатки средств фонда на начало планируемого периода (стр. 6 предшествующего периода)* | ||||||
2.2 | Амортизационные отчисления (табл. 14) | ||||||
2.3 | Отчисления от чистой прибыли | ||||||
2.4 | Прирост устойчивых пассивов | ||||||
2.5 | Долгосрочный кредит банка | ||||||
Всего источников (стр. 2.1 +стр. 2.2 +стр. 2.3 +стр. 2.4+стр. 2.5) | |||||||
Направления использования средств фонда накопления | |||||||
4.1 | Уплата процентов за пользование долгосрочным кредитом | ||||||
4.2 | Затраты на приобретение основных фондов (табл. 6) | ||||||
4.3 | Затраты на прирост оборотных средств (табл 10) | ||||||
4.4 | Погашение долгосрочного кредита банка (согласно договору) | ||||||
Всего затрат (стр. 4.1 + стр. 4.2 + стр. 4.3 + стр. 4.4) | |||||||
Излишек средств* (стр. 3—стр. 5) | |||||||
Недостаток средств (стр. 5—стр. 3) | |||||||
Фонд потребления | |||||||
Чистая прибыль (табл. 14) | |||||||
Источники формирования средств фонда потребления | |||||||
2.1 | Остатки средств фонда потребления на начало планируемого периода (п.6 предшествующего периода)** | ||||||
2.2 | Отчисления от чистой прибыли | ||||||
2.3 | Прочие поступления | ||||||
2.4 | Фонд оплаты труда | ||||||
Всего источников (стр. 2.1 + стр. 2.2 + стр. 2.3 + стр. 2.4) | |||||||
Направления использования средств фонда потребления | ||||
4.1 | Оплата труда | |||
4.2 | Долевое участие в строительстве жилого дома для сотрудников | |||
4.3 | Социальные и трудовые выплаты работникам | |||
4.4 | Премирование | |||
Всего затрат (стр. 4.1 + стр. 4.2 + стр. 4.3 + стр. 4.4) | ||||
Излишек средств (стр. 3 — стр. 5) | ||||
Недостаток средств (стр. 5 — стр.3) |
Примечание:
* Наличие значительных остатков при планировании можно сократить за счет снижения отчислений от прибыли в фонд накопления и увеличения в фонд потребления.
** Остатки средств по фондам на начало планируемого периода берутся из годовых балансов.
К устойчивым пассивам относятся минимальные задолженности по заработной плате с начислениями, бюджету, временно свободные остатки фонда потребления и пр.
Кредиторская задолженность по оплате труда (КЗП) рассчитывается по формуле: ,
где ФОТ — расходы на оплату труда с начислениями, руб.;
Д — число дней с начала месяца до установленного дня выплаты заработной платы.
Кредиторская задолженность бюджету определяется аналогично задолженности по заработной плате.
Прирост устойчивых пассивов определяется разницей между их размерами по годам.
Уплата процентов за пользование кредитом (СКР) рассчитывается по формуле: ,
где РК — среднегодовой размер кредита, руб.;
НКР — процентная ставка банка за кредит.
С тем чтобы определить, достаточно ли денежных средств у предприятия для осуществления нормального бесперебойного процесса производства в каждый момент времени, составляется баланс денежных средств (табл. 19).
Таблица 20
Доходы и затраты (руб.)
Номер строки | Показатели | 1 год | 2 год | 3 год | |
Доходы (выручка) от реализации (без НДС) (табл. 14) | |||||
Полная себестоимость — всего (табл. 14, итог разд. 2) | |||||
в том числе: условно-переменные затраты (табл. 14, стр.2.1+стр.2.2+стр.2.3+стр.2.4+стр.2.9) | |||||
условно-постоянные затраты (табл. 14, итог разд. 2—разд. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.9) | |||||
Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности (табл. 14) | |||||
Балансовая прибыль (табл. 14) | |||||
Налог на прибыль (табл. 14) | |||||
Чистая прибыль (табл. 14) | |||||
Рентабельность продукции, % (стр. 6 / стр. 2 * 100%) | |||||
Рентабельность продаж, % (стр. 6 / стр. 1 * 100%) | |||||
9. ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА
Обоснование финансово-экономической целесообразности реализации планируемого производства можно дать на основе анализа представленных в табл. 21 показателей, по которым определяются ликвидность, платежеспособность, финансовая независимость, устойчивость и стабильность предприятия, а главное — ожидаемый срок окупаемости проекта.
Таблица 21
Финансово-экономические результаты деятельности предприятия
Коэффициент | 1 год | 2 год | 3 год | Средний показатель по отрасли |
Коэффициенты ликвидности | ||||
• коэффициент быстрой ликвидности | 1,0 | |||
• коэффициент абсолютной ликвидности | 0,2 | |||
• коэффициент покрытия баланса | 2,0 | |||
Коэффициенты финансовой независимости и устойчивости | ||||
• общий (коэффициент автономии) | ≥0,6 | |||
• в части формирования запасов | ≥0,7 | |||
• коэффициент финансовой устойчивости | 1,25 | |||
Коэффициенты деловой активности | ||||
Продолжительность оборачиваемости, дней | Лучший по отрасли | |||
а) запасов | ||||
б) дебиторской задолженности | ||||
в) кредиторской задолженности | ||||
г) операционного цикла (а+б) | ||||
д) финансового цикла (г—в) | ||||
Фондоотдача основных средств, руб. | ||||
Коэффициенты прибыли | ||||
• рентабельность продаж, % | ||||
• рентабельность основной деятельности, % | ||||
• рентабельность авансированного капитала, % | ||||
Срок окупаемости проекта, лет | Нормативный срок окупаемости |
Примечание:
Расчет коэффициентов производится по данным прогнозного баланса активов и пассивов предприятия (табл. 22), по данным раздела «План производства» бизнес-плана (табл. 14).
Коэффициент абсолютной ликвидности (Ка.л) рассчитывается по формуле: .
Рекомендуемые значения показателей представлены в таблице 23.
Коэффициент быстрой ликвидности (Kб.л) рассчитывается по формуле: .
Коэффициент покрытия баланса (Кп.б) рассчитывается по формуле: .
Общий коэффициент автономии (Коб) рассчитывается по формуле: .
В части формирования запасов (Кзап) рассчитывается по формуле:
.
Коэффициент финансовой устойчивости (Куст) рассчитывается по формуле:
.