Административная ответственность
1. Какой срок давности установлен для привлечения контрактного управляющего к административной ответственности?
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
20. Будет ли являться нарушением добавление в описание объекта закупки дополнительных показателей товара (работ, услуг), которые были указаны поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в своих коммерческих предложениях, но отсутствовали в показателях соответствующего товара (работы, услуги) в исходящих запросах коммерческих предложений заказчика?
2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
3. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
4. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
5. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
…
13. Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
14. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
15. Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
16. Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий.
17. Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 настоящей статьи.
18. К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся:
1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
4) информация о котировках на электронных площадках;
5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;
8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.
21. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
ПЛАНИРОВАНИЕ закупок
1. Что является датой отсчета для расчета даты публикации извещения при внесении изменений в план-график: дата публикации изменений на сайте или дата принятия заказчиком решения о внесении изменений?
Ответ: В настоящее время планы-графики размещаются заказчиками на официальном сайте в порядке, утвержденном совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н (далее - приказ N 761/20н), с учетом особенностей, установленных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. N 182/7н.
п.14, 15 ст. 21 44-ФЗ Внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Т.о. отсчет от даты публикации.
2. В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон «О контрактной системе») не допускается размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
После включения закупки в план-график произошло переименование заказчика. Новое наименование учреждения МБОУ «Центр образования № 32». В позиции плана-графика в наименовании объекта закупки указано предыдущее наименование учреждения - «поставка торгово-технологического оборудования для нужд МБОУ «СОШ № 32». Нужно ли вносить изменения в план-график в части объекта закупки и соблюдать десятидневный мораторий до размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе?
Ответ: да. Внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее, чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
3. В соответствии с частью 12 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе» до 1 января 2017 года идентификационный код закупки формируется на основе кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов.
При формировании плана закупок и плана-графика закупок на 2017 год в декабре 2016 года идентификационный код закупки нужно формировать на основе кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов или в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки»?
Ответ: по приказу Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422.
4. Если заказчик принял решение о внесении изменений в план-график 1 числа (дата приказа о внесении изменений), а изменения размещены в ЕИС 3 числа, то начиная с какого числа можно размещать извещение о данной закупке?
Ответ: В настоящее время планы-графики размещаются заказчиками на официальном сайте в порядке, утвержденном совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н (далее - приказ N 761/20н), с учетом особенностей, установленных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. N 182/7н.
Если конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признаны несостоявшимися по ряду оснований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, изменения в план-график вносятся в сокращенный срок - не позднее чем за один день до начала закупки (п. 8 Особенностей N 182/7н). В отличие от других конкурентных способов признание запроса котировок несостоявшимся из-за отсутствия заявок (ч. 6 ст. 77 Закона N 44-ФЗ) к таким основаниям не отнесено. Следовательно, изменения в план-график в рассматриваемой ситуации должны вноситься в общий срок, т.е. не позднее чем за 10 дней до начала новой закупки (п. 6 Особенностей N 182/7н).
5. Правильное заполнение столбцов 5, 6, 7 «Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок» для муниципального заказчика.
Ответ: Такое обоснование приводится в свободной форме в столбце 6.
Если наименование объекта закупки в столбце 3 напрямую следует из названия мероприятия (функции, полномочия, международного договора), приведенного в столбце 5, то указывается, что закупка осуществляется для реализации соответствующего мероприятия (функции, полномочия, международного договора). К такому выводу пришло Минэкономразвития России.
Например, связь объекта закупки "перевязочные средства" и полномочия государственного органа "организация оказания медицинской помощи" очевидна. В этом случае столбец 6 можно заполнить следующим образом:
Перевязочные средства | - | Организация оказания медицинской помощи | Закупка осуществляется в целях реализации указанного полномочия государственного органа |
Если прямая связь между наименованиями объекта закупки и мероприятия отсутствует, нужно описать, каким образом закупка товара (работы, услуги), указанного в столбце 3, будет способствовать реализации мероприятия (функции, полномочия, международного договора), приведенного в столбце 5.
Например, между названием объекта закупки "карбюратор" и наименованием полномочия государственного органа "организация оказания медицинской помощи" прямая связь отсутствует. В этом случае столбец 6 можно заполнить так:
Карбюратор | - | Организация оказания медицинской помощи | Товар необходим для ремонта автомобиля скорой медицинской помощи заказчика |
Как отразить информацию о правовых актах, в которые включены требования в отношении объекта закупки?
1. Нужно установить, включено ли наименование объекта закупки:
- в правовой акт, содержащий требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных (муниципальных) заказчиков.
Для заказчиков федерального уровня таким документом является Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084. На уровне субъектов РФ и муниципальном уровне такие документы принимаются соответственно высшими исполнительными органами государственной власти и местными администрациями;
- правовые акты, устанавливающие на основании ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ требования к приобретаемым товарам (работам, услугам).
Например, Приказом Минобрнауки России от 28.12.2015 N 1528 утверждены требования к товарам, которые закупает этот госорган и подведомственные ему бюджетные учреждения.
2. Привести в столбце 7 следующую информацию обо всех правовых актах, в которые включен объект закупки: полное наименование, дата принятия, номер. Если ни в один правовой акт объект закупки не включен, необходимо указать - "отсутствуют".
Например, для обеспечения федеральных нужд планируется закупка услуг по перевозке грузов. Данные услуги упомянуты в Постановлении Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084. В этом случае столбец 7 заполняется следующим образом:
Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения" |
6. Как обосновать НМЦК по п.п. 4, 5 ст. 93?
Ответ: В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ (в отношении закупок до 100 тыс. руб., 400 тыс. руб., услуги по направлению работника в служебную командировку, оказание преподавательских услуг, а так же услуг экскурсоводов (гида) физическими лицами), обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8 Формы обоснования планов-графиков закупок. (Письмо Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3527, от 08.06.2016 № ОГ-Д28-7687)
в графе 8:
- п.4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ
в целях обоснования годового объема указанных закупок указывается информация о его соответствии ограничениям годового объема закупок;
- п. 26 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ
указывается информация об утвержденном плане командировок (указываются мероприятия, на посещение которых были получены приглашения), согласно которому выделяются соответствующие денежные средства;
-п. 33 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ указываются запланированные образовательные и экскурсионные мероприятия и объем услуг (в часах), оказываемых в рамках соответствующих мероприятий.
7. Как План закупок привязать к ОКПД 2, который входит в состав ИКЗ? А если при этом несколько закупок совпадают по ОКПД 2, но имеют различные КОСГУ?
Ответ: с 1.01.2016 КОСГУ не применяют. ЕИС принимает ИКЗ 0000, где ОКПД 2.
8. В случае внесения изменений в План закупок, изменения одновременно вносятся и в форму обоснования. Если в план закупок внесено только изменение суммы по укрупненной закупке, то какие изменения нужно вносить в обоснование? (в форме суммы не указываются). Как поступить в таком случае, чтобы соблюсти законодательство?
Ответ: В ПЗ вносят изменение, а в форму обоснования нет, т.к. такой графы нет.
9. Нужно ли в плане-графике изменять способ размещения заказа (гр.13), если запрос котировок не состоялся, т.к. была подана только 1 заявка и она признана соответствующей требованиям и принято решение осуществлять закупку у единственного поставщика в соответствии с п.25 ч.1 ст. 93. Если нужно, то в какие сроки?
Ответ: В случае признания несостоявшимся запроса котировок в соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 79 Закона N 44-ФЗ заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
При заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ по итогам несостоявшихся процедур внесения изменений в план-график не требуется.
С учетом изложенного заключение контракта в соответствии с указанным пунктом следует рассматривать как продолжение закупки, начатой путем проведения запроса котировок.
Таким образом, в годовой объем закупок, который проводится путем запроса котировок (10%), включаются контракты, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при несостоявшемся запросе котировок. (Письмо Минэкономразвития России от 18.12.2015 N Д28и-3819)
10. Заказчик принял решение объявить закупку с преимуществом для СМП и СОНКО, в плане-графике данное преимущество предусмотрено не было, необходимо ли вносить изменения в план-график перед размещением извещения о закупке?
Ответ: Обязательно. Причем внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за десять дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, указанных в пунктах 7 и 8 Особенностей, а в случае, если в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее чем за десять дней до даты заключения контракта.
11. В плане-графике в рамках одного КБК по п. 4 ст. 93 запланировано 20 договоров по 100000 рублей (2 млн. руб.), экономия по частично исполненным договорам составила 100 тыс. руб., заказчик планирует на эту сумму заключить договор (а), необходимо вносить изменения в план-график?
Аналогичная ситуация, но высвободился лимит по другому КБК, необходимо ли вносить изменения по уменьшению 2 млн. руб., по первой позиции, или возможна итоговая сумма по п. 4 - 2,1 млн. руб.
Ответ: В ЕИС закупки по п.4 ст. 93 идут одной строкой, т.е. внесение изменений не требуется. А если переброска по КБК, то изменения необходимы.
12. Порядок составления, утверждения плана закупок. Как планировать закупочную деятельность на плановый период 2018-2019 год если бюджет доводиться на один текущий 2017 год?
Ответ:
Кто направляет | Кому направляет | Когда направляет |
Государственные заказчики | Главному распорядителю средств соответствующего бюджета | В срок, установленный главным распорядителем, но не позднее 1 июля текущего года |
Муниципальные заказчики | В срок, установленный главным распорядителем, но не позднее 1 августа текущего года | |
Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки на основании ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ | Учредителю | В срок, установленный учредителем, но не позднее 1 июля текущего года (муниципальные учреждения - не позднее 1 августа) |
Как утвердить план закупок
План закупок должен подписать (утвердить) руководитель организации либо иное уполномоченное лицо. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня:
- доведения лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок до государственного или муниципального заказчика;
- утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;
- заключения соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, приобретение объектов недвижимости;
- доведения лимитов бюджетных обязательств по переданным полномочиям государственного (муниципального) заказчика.
Желательно, чтобы был урегулирован порядок оповещения контрактной службы (контрактного управляющего) со стороны соответствующего финансового подразделения о доведении лимитов или утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности. Это позволит не пропустить срок утверждения плана закупок.
Как разместить план закупок в ЕИС
План закупок размещается в течение трех рабочих дней после утверждения. Сведения, составляющие государственную тайну, не размещаются.
Например, план закупок утвержден 22 декабря 2016 г. (четверг). Последний день срока для его размещения - 27 декабря (вторник, третий рабочий день после дня утверждения).
Порядок размещения плана закупок описан в руководстве пользователя на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru, раздел "Документы", подраздел "Обучающие материалы", "Руководства пользователя по 44-ФЗ").
13. Как правильное его корректировать план закупок?
Ответ: В соответствии с ч. 6 ст. 17 № 44-ФЗ планы закупок подлежат изменению при необходимости:
1. приведения их в соответствие в связи с изменением определенных с учетом положений ст. 13 № 44-ФЗ целей осуществления закупок и установленных в соответствии со ст. 19 № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;
2. приведения их в соответствие с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, с федеральными законами о внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на текущий финансовый год и плановый период, с законами субъектов РФ о внесении изменений в законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), законы субъектов РФ о внесении изменений в законы о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и с муниципальными правовыми актами о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);
3. реализации федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, решений, поручений Правительства РФ, законов субъектов РФ, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете;
4. реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждениязакупки в соответствии со ст. 20 № 44-ФЗ;
5. использования в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки;
6. в иных случаях, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным ч. 5 ст. 17 № 44-ФЗ.