Риски в деятельности фирмы
В этом разделе необходимо изложить вопросы о возникновении предполагаемых рисков, внешние и внутренние факторы их возникновения, последствия рисков и рассмотреть пути их предупреждения и минимизации.
В соответствии с Хозяйственным кодексом Украины последствия предпринимательского риска опосредуются механизмом страхования. Однако предпринимателю целесообразно осуществлять самострахование, которое представляет собой систему создания натуральных и денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в фирме, чтобы избежать серьезных последствий риска.
Финансовый план
Данный раздел бизнес-плана является заключительным и представляет как бы обобщающий результат деятельности предприятия. Как правило, финансовый план включает разработку следующих подразделов:
• прогноз объемов реализации;
• баланс денежных расходов и поступлений;
• таблицу доходов и затрат;
• прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия;
• расчет точки достижения безубыточности.
Краткая характеристика содержания отдельных подразделов финансового плана.
I. Прогноз объемов реализации. Этот подраздел призван дать представление о той доли рынка, которую намечает фирма завоевать в ближайшее время.
Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
первый год – данные приводятся помесячно;
второй год - данные приводятся поквартально;
третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
Предполагается, что при составлении прогноза объемов реализации цена будущей продукции определена. Прогноз объемов реализации желательно составлять в натуральных единицах, что дает возможность сделать расчеты финансовых показателей в нескольких вариантах.
II. План денежных расходов и поступлений. Главная задача проверить синхронность поступлений и расходования денежных средств, а значит и будущую ликвидность фирмы при реализации данного проекта. Под ликвидностью в данном случае понимают возможность организации вовремя рассчитаться по своим обязательствам.
Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта создания собственного дела.
Таблица 7.
План поступлений и выплат
Показатели | Год | Месяц | ||||
1-й | 2-й | 3-й | … | 12-й | ||
1. Поступления от продаж | ||||||
2. Платежи, всего В том числе: оборудование сырье и материалы затраты на сбыт управленческие затраты аренда помещений коммунальные услуги транспорт реклама страхование выплата долга и процентов | ||||||
3. Прирост денежной наличности | ||||||
4. Остаток на конец периода | ||||||
5. Остаток на начало периода |
Статьи и суммы вложения средств, поступления от реализации продукции отражаются следующим образом:
первый год – помесячно;
второй год - поквартально;
третий год в целом за 12 месяцев (см. табл. 7).
III. План доходов и расходов. Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:
Среди анализируемых показателей выделяются:
а) доходы от продаж товаров;
б) издержки производства товаров;
в) суммарная прибыль от продаж;
г) общепроизводственные расходы (по видам);
д) чистая прибыль (см. табл. 8).
Таблица 8.
План доходов и расходов
Показатели | Годы | ||
1-й | 2-й | 3-й | |
1. Доходы от продаж товаров (оказания услуг) | |||
2. Налог на добавленную стоимость | |||
3. Себестоимость реализованной продукции | |||
4. Валовая прибыль | |||
5. Эксплуатационные издержки, всего В том числе управленческие расходы, всего: зарплата канцелярские принадлежности плата за телефон почтовые расходы | |||
6. Затраты на сбыт | |||
7. Аренда помещений | |||
8. Коммунальные услуги | |||
9. Транспорт | |||
10. Реклама | |||
11. Страхование | |||
12. Налоги | |||
13. Проценты за капитал | |||
14. Амортизация | |||
15. Затраты на науку | |||
16. Прочие расходы | |||
17. Прибыль до уплаты налогов | |||
18. Налог на прибыль | |||
19. Чистая прибыль |
IV. Сводный баланс активов и пассивов предприятия
Сводный баланс рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Считается, что этот документ менее важен, чем первые два. Тем не менее его обычно тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается положить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприятие собирается финансировать создание или приобретение этих активов (см. табл. 9).
Таблица 9.
Балансовый план активов и пассивов фирмы
Показатели | Сумма |
1. Активы | |
2. Ликвидные активы, всего В том числе: денежная наличность счета к получению запасы готовой продукции запасы сырья и материалов В том числе: оборудование амортизация | |
Итого активов | |
1. Пассивы и собственный капитал предприятия | |
2. Краткосрочные обязательства, всего В том числе: счета к оплате текущие обязательства по долгосрочным займам | |
3. Долгосрочные обязательства, всего | |
4. Собственный капитал, всего В том числе: взносы партнеров нераспределенная прибыль | |
Итого пассивов и собственного капитала |
Вторым подразделом финансового плана является стратегия финансирования.
Здесь нужно кратко ответить на следующие вопросы:
1) сколько нужно средств для реализации проекта?
2) откуда намечается получение этих инвестиций?
3) какую долю средств планируется получить в форме кредита, а какую привлечь в виде паевого капитала? (Финансирование через кредиты предпочтительно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих предприятиях, при реализации проектов, связанных с созданием нового предприятия или реализацией технологического новшества, лучшим источником финансирования служит паевой или акционерный капитал).
4) на какие цели будут израсходованы инвестиции?
5) что конкретно будет приобретено?
6)каким образом использование инвестиций повысит прибыльность предприятия?
7) когда будет получена первая прибыль? Для этого делается прогноз точки окупаемости. Под точкой окупаемости понимают такое состояние, когда разность между всеми расходами и доходами равна нулю;
8) какова прибыльность инвестиций?
V. График достижения безубыточности. Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции.
Когда объемы производства и продаж низкие, предприятие становится убыточным, так как постоянные затраты могут быть разделены только на сравнительно небольшое количество единиц продукта. Когда объем производства и выручка от продаж возрастают, у предпринимателя появляется возможность получать прибыль. В этом случае постоянные затраты могут быть покрыты годовым доходом от продаж большого количества единиц продукта.
Существует точка объема продаж, при которой величина всех затрат на производство равна выручке от продаж. Этот размер прибыли называется точкой безубыточности.
Имеет смысл производить продукцию, если проект позволяет обеспечить производство и реализацию товара в объеме, превышающем порог безубыточности. Только в этом случае проект начинает давать прибыль.
В подразделе «Стратегия финансирования» излагается план получения средств для создания или расширения фирмы. При этом необходимо ответить на следующие вопросы.
1. Количество требуемых средств для реализации данного проекта.
(Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана «Финансовый план».)
2. Источники финансовых ресурсов и форма их получения.
Суть этого вопроса сводится к тому, какую часть необходимых средств можно получить в виде заемных, а какая доля должна быть в форме уставного капитала создаваемой фирмы.
Для вновь создаваемых фирм источником финансирования скорее всего станет уставный капитал, а для проектов по расширению деятельности уже существующих фирм заемные средства в любой форме.
Источниками могут служить:
• собственные средства;
• кредиты банков;
• привлечение средств партнеров;
• привлечение средств акционеров.
• получение оборудование по лизингу и др.
3. Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них.
4. Ожидаемый размер дохода.
Желательно включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.
Для контроля выполнения проекта на всех стадиях следует составлять таблицы, в которых указывать наименования работ по проекту, сроки и фактические отклонения от сроков, для чего необходимо построить диаграмму Ганта. Это один из наиболее удобных и популярных способов графического представления времени выполнения задач. Как средство планирования используется в личном и корпоративном тайм-менеджменте; управлении проектами.
Пример диаграммы Ганта:
Рис. 1 – План проекта
Сегодня классическую диаграмму Ганта сменяет ее современная вариация - программа оценки и анализа (ПЕРТ).
Приложения к бизнес-плану
Приложения нужны для большей детализации отдельных разделов бизнес-плана. Их количество, состав определяются в зависимости от поставленной цели, предмета бизнеса и других факторов.
Наиболее распространенные документы, входящие в приложения:
• технические данные о продукции;
• анкеты руководящих работников;
• организационная и другие схемы;
• результаты аудиторских проверок;
• мнения консультантов и экспертов.
На титульном листе бизнес-плана следует указать, что приведенная в данном бизнес-плане информация носит конфиденциальный характер и представляет предпринимательскую тайну.