Ключ к «секретам» управления 2 страница
Какие бы неприятности ни случались, он всегда был рядом и поддерживал нас. По натуре он был философ, знал множество поговорок и пословиц, касающихся жизни людей в целом и человека в отдельности. Любимым его занятием в этом плане были рассуждения о том, что жизни свойственны взлеты и падения и что каждому человеку суждено пережить определенную долю трудностей. А вот уж как он справится с ними, зависит исключительно от него самого. Когда я получал плохую отметку в школе и очень из-за этого переживал или расстраивался из-за какой-либо другой неприятности, он говорил мне следующее: «Надо уметь перенести горе. Иначе ты никогда не узнаешь, что такое счастье. У тебя просто не с чем будет его сравнить». Для отца невыносимо было видеть хоть одного из нас несчастным, и он всегда старался подбодрить нас. Как только он замечал меня расстроенным, то обычно спрашивал: «Скажи, Лицо, отчего ты так расстраивался в прошлом месяце или в прошлом году? Вот видишь, ты даже вспомнить об этом не можешь. Думаю, что не так уж серьезно на самом деле то, о чем ты так беспокоишься. Забудь о неприятностях, думай о завтрашнем дне». Отец был неисправимым оптимистом. Когда все события представлялись в мрачном свете, он настоятельно советовал запастись терпением, произнося: «Солнце должно снова взойти. По-другому просто не бывает».
Через много лет, когда я спасал от банкротства корпорацию «Крайслер», мне очень не хватало отца и его мудрых наставлений. «Когда же наконец взойдет солнце?» — иногда в отчаянии повторял я. Отец не позволял поддаваться именно этому чувству, даже тогда, когда пора было «выбросить полотенце». В боксе это означает поражение. Мое благоразумие в те дни шло от отца. Я постоянно держал в уме одно из его любимых выражений: «Сейчас тебе плохо, но все плохое проходит».
Кроме прочих талантов, у отца был еще один, на мой взгляд, уникальный. Он мог дать совершенно точную оценку способностей человека независимо от его профессии. К примеру, если в ресторане мы сталкивались с грубостью обслуживающей нас официантки, то он всегда делал ей самый решительный выговор. После завершения трапезы, он подзывал ее к нашему столику и говорил ей следующее: «Кто вынуждает вас работать официанткой? Ваш угрюмый вид портит клиентам аппетит и настроение. У нас такое впечатление, что вам не нравится ваша работа. В таком случае стоит поискать себе •другую. Но если же вы все-таки хотите работать официанткой, то работайте так, чтобы быть не только лучшей в ресторане, но и лучшей в мире». Плохих работников, грубо обходившихся с клиентами, он просто не держал, а увольнял сразу же. Он говорил им так: «Вы не можете быть хорошим работником, если отпугиваете клиентов моего ресторана». Отец всегда видел главное. Это качество досталось по наследству и мне. Я до сих под считаю, что никакие заслуги не оправдывают грубость и бестактность.
Как бы много отец ни работал, он всегда находил время для отдыха и любимых занятий. Он считал, что жизнью следует наслаждаться, следовал этому принципу сам и настоятельно советовал нам делать то же самое. Он любил играть в кегли и покер, любил вкусную еду и вино, высоко ценил общество хороших друзей. Я уже говорил, что он был человеком общительным и очень быстро завязывал знакомства. Он состоял в дружеских отношениях со многими моими коллегами из компании «Форд мотор». В зрелом возрасте я оценил эти качества отца. За два года до его смерти, в 1971 году, у моих родителей состоялся большой юбилей — золотая свадьба. Я устроил большой прием по этому случаю. Мой двоюродный брат, работавший в монетном дворе США, по моей просьбе отчеканил к этой дате золотую медаль. Она была вручена каждому гостю. На одной ее стороне были изображены мои родители, а на другой — маленькая церковь, в которой они венчались. Все были тронуты этим сюрпризом. В том же году мои родители побывали в Италии — мы с женой повезли их туда. Родители навестили свой родной город, родственников и старых друзей. Мы уже тогда знали, что отец болен лейкемией. Раз в две недели ему делали переливание крови, он очень похудел. Однажды мы потеряли его из виду на несколько часов. Мы ужасно испугались, поскольку он был очень слаб и мог лишиться сознания в любой момент. Но нашли мы его в небольшой лавочке в Амальфи. Он скупал сувениры из керамики и весело рассказывал окружающим, что делает это для своих многочисленных друзей из Америки. До самых последних дней отец сохранял мужество и жизнелюбие. Он уже не мог не только танцевать, но даже есть, и все-таки старался не упускать ни единой возможности, чтобы насладиться жизнью. Но ему было плохо. Нам больно было видеть его беззащитность перед болезнью, а еще больнее понимать, что сделать что-либо для его спасения мы не в силах.
В моей памяти и постоянных воспоминаниях отец предстает как человек неуемной энергии и силы. Как-то я отправился на встречу с дилерами «Форд мотор» в Палм-Спринге, предложив отцу поехать со мной, чтобы отдохнуть несколько дней. После встречи мы с коллегами решили поиграть в гольф. Пригласили на площадку отца, хоть он ни разу в жизни не играл в эту игру. После первого же удара отец бросился бежать за мячом. И это в свои 70 лет! Я вынужден был ему сказать: «Отец, в игре в гольф ходят, а не бегают». Но надо было помнить, что это был не кто-нибудь, а мой отец. Он ответил: «А зачем медленно идти, если можешь быстро бежать?».
Глава 2. Школьные годы
О том, что мы итальянцы, я узнал только в одиннадцать лет. Конечно, я понимал, что мы происходим из какой-то другой страны, но где она находится и как называется, понятия не имел. Наверное, мне хотелось это узнать. Помню, как пытался отыскать на карте страны с названием «Даго» и «Уоп»[1].
Вы не можете себе представить, что значило быть итальянцем в Америке в те годы, особенно в маленьком городке. Большинство жителей Аллентауна были выходцами из пенсильванских немцев. В детские годы мне пришлось вынести немало насмешек и обид лишь только потому, что я отличался от них. Приходилось драться с мальчишками, обзывавшими меня различными кличками. Но какими бы обиды ни были, я всегда помнил слова отца: «Не бросайся с кулаками на противника, если он больше тебя. Часто ум сильнее кулаков». К сожалению, итальянцев не любили не только дети. Я слышал, как некоторые учителя шептали мне вслед: «маленький итальяшка». Один день — 13 июня 1933 года — навсегда врезался в мою память.
Я учился тогда в третьем классе. Эта дата хорошо запомнилась потому, что 13 июня — день святого Антония, а это для нашей семьи особый праздник. Мою мать звали Антуанетта, мое второе имя Энтони, и каждый год в этот день в нашем доме собиралось много гостей. Украшением стола была традиционная пицца, испеченная моей матерью. Она родилась в Неаполе, на родине пиццы. Я уверен, что даже и сейчас моя мать выпекает самые вкусные пиццы не только в стране, но и в мире. В этот день праздник особенно удался. На торжество собрались наши многочисленные родственники и друзья. Как всегда, на подобных праздниках выставлялся большой бочонок пива. Даже мне, девятилетнему мальчику, разрешалось выпить стаканчик этого напитка, но только стаканчик — родители строго следили за этим. Возможно, благодаря именно этой строгости я не увлекался спиртным ни в школе, ни в колледже. Как и в других итальянских семьях, у нас в доме не садились за стол без домашнего красного вина, но пили очень мало и не напивались. Однако вернемся к пицце. Это сейчас она, как и жареные цыплята и гамбургеры, — любимое блюдо американцев. А тогда о ней знали и ели ее только итальянцы. Мне так понравился наш праздник, что на следующий день я с гордостью хвастался перед одноклассниками прошедшей вечеринкой. «У нас дома была вечеринка с пиццей» — гордо говорил я. «Пицца на вечеринке? Это что за слово?» — откликнулся кто-то. И все стали смеяться. «Почему вы смеетесь? Ведь вы же любите пироги (надо отметить, что мальчишки были довольно упитанными), так вот пицца — это такой же пирог, только с помидорами». Но меня уже никто не слушал, все просто задыхались от смеха. Они были твердо уверены: если это итальянское, то оно не может быть хорошим. Мне еще повезло, что случай произошел в конце учебного года и за лето одноклассники просто забыли о пицце. Но я буду помнить об этом до конца моих дней.
Сейчас ни в одной забегаловке Америки вам не предложат пирог с приторной патокой. Но тогда я был всего лишь девятилетним ребенком и не мог знать, что моя любимая пицца станет признанным блюдом для всей страны. Ради справедливости надо сказать, что не один я был жертвой несправедливости в классе. Я дружил с двумя евреями — Дороти Уорсод и Бенами Зусманом. Я был на втором месте по успеваемости, а первое всегда занимала Дороти. Особенно доставалось Зусману, отец которого был правоверным иудеем — с бородой и в неизменной черной шляпе. В Аллентауне семья Зусманов была на положении отверженных. Я не понимал сначала, почему к моим друзьям относились, как к изгоям. К третьему классу я разобрался, что на социальной лестнице итальянец стоит на ступеньку выше. И это при том, что в нашем классе не было чернокожих учеников! Кто столкнулся с шовинистическими предрассудками в детстве, будет помнить об этом всю жизнь. Самое печальное, что шовинизм процветал в те давние времена в маленьком заштатном Аллентауне. Вспоминаю, как в 1981 году я предложил в качестве кандидатуры на пост вице-председателя правления корпорации «Крайслер» Джералда Гринуолда. И как я был безмерно удивлен, узнав, что подобное назначение совершенно беспрецедентно. Влиятельные люди, занимавшие высшие посты в автоиндустрии, не позволяли до этого ни одному еврею занимать подобные места в автомобильных компаниях большой тройки. Неужели и впрямь не дотягивали евреи до столь высокого поста? Я не могу в это поверить!
Перебирая в памяти прошлое, вспоминаю, как приходилось мне постигать на практике, что означают «законы» мира взрослых. Особенно памятен следующий эпизод. В школе проходили выборы командира бойскаутов, я тогда учился в шестом классе. Стать командиром бойскаутов было заветной мечтой многих мальчишек. Мало того, что командир и его помощники, в отличие от рядовых бойскаутов, носивших белый пояс с серебряной бляхой, имели особую форменную одежду и бляху; командир бойскаутов в начальной школе был равен, ко всему прочему, капитану футбольной команды средней школы. Искушение стать командиром было слишком велико, и я во что бы то ни стало решил добиться победы. Можно представить мою досаду, когда в результате голосования командиром стал другой мальчик, получивший 22 голоса против моих 20.
На следующий день, в воскресенье, я пошел на дневной сеанс, чтобы посмотреть фильм Тома Микса. Впереди меня сидел самый рослый ученик из нашего класса. Увидев меня, он злорадно прошипел: «Проиграл-таки, тупой итальяшка».
«Почему ты обзываешь меня тупицей? Ведь проиграл я вовсе не поэтому», — в отчаянии спросил я.
«Тупица ты потому, что вовсе не умеешь считать. Ведь у нас в классе всего 38 учеников, а голосов подано 42».
Для победы были использованы поддельные бюллетени. Мне стало очень обидно и я пошел к учительнице. Выслушав меня, учительница сказала, что этот случай лучше забыть. Она не хотела скандала и решила скрыть обман учеников. Я был глубоко потрясен случившимся. Фактически это был мой первый жизненный урок, из которого я узнал, что по-честному бывает далеко не всегда.
Вся остальная школьная жизнь не вызывала у меня никаких огорчений. Я был прилежным учеником и потому любимчиком многих учителей. Из-за особого расположения они поручали мне стирать мел с доски, давать звонок на урок или переменку. Их фамилии я помню до сих пор, в отличие от преподавателей колледжа или аспирантуры. Из них я запомнил самое большее трех или четырех.
Все дело в том, что мои будущие достоинства сформированы именно этими учителями начальной или средней школы. Умению общаться с другими людьми я научился в школе. В девятом классе мисс Рэйбер, наша учительница, заставляла нас каждый понедельник писать сочинение на самые разные темы объемом в 500 слов. Правильно излагать мысли на бумаге — такова была цель. К концу года мы ее все-таки достигли. Но это еще не все. Контрольный опрос по материалам «Игры в слова» из журнала «Ридерз дайджест» — это была следующая «экзекуция» учительницы. Без всякого предупреждения она затевала проверку нашего словарного запаса. Мне очень нравилась эта занимательная игра, я даже ею увлекался. И сейчас у меня осталась привычка, перечитывая очередной номер «Ридерз дайджест», выискивать перечень слов. Я проверяю сам себя. В результате проведения таких викторин в течение нескольких месяцев наш словарный запас значительно пополнялся. Благодаря стараниям мисс Рэйбер я приобрел навыки выступления перед аудиторией. Она давала нам блестящие уроки импровизированной речи. Поскольку учеником я был способным, то в результате стал активным участником дискуссионного клуба, организованного нашим учителем латинского языка Вирджилом Парксом. Именно участие в этом клубе дало мне возможность раскрепоститься перед слушателями, хотя я и сейчас несколько нервничаю перед публичным выступлением. Но вначале я боялся этого до боли в животе.
Вы можете быть автором прекрасных идей, однако этого мало, надо уметь довести их до ума людей, иначе вы ничего не добьетесь. В четырнадцать лет мое мастерство убеждать других было отшлифовано на таком диспуте, как, скажем, «Следует ли отменять смертную казнь?». Это была одна из главных тем общественных дискуссий в 1939 году. Отстаивать противоположные точки зрения я должен был не менее 20 раз.
Через год я сильно заболел — у меня был страшный приступ ревматизма. Ощутив сильные сердцебиения, я испугался, что умру от страха, тем более что врач посоветовал положить на сердце кусок льда. Я решил, что все-таки умираю. Ведь тогда от этой болезни умирали многие люди. Ревматизм лечили хиной. Это лекарство прекращало воспалительный процесс в суставах. Таблетки хины были сильнодействующими, поэтому каждые 15 минут надо было применять другое лекарство для предотвращения рвоты. Сегодня-то уже есть антибиотики. Тогда я похудел на 15 килограммов и пролежал в постели полгода, чтобы избежать осложнений на сердце от этой коварной болезни. В конце концов мне повезло и я выздоровел. Время от времени мне вспоминаются тугие повязки из ваты, пропитанные маслом зимолюбки, чтобы снять боль в суставах. Боль действительно утихала, но на коже оставались следы ожогов. Так что я знаю истинную цену высокоэффективным препаратам, изобретенным уже после моей болезни. Надо сказать, что болезнь все же многое испортила в моей жизни. Я был неплохим игроком в бейсбол и страстным болельщиком команды «Янки». Среди моих любимых героев были Джо Ди Маджо, Тони Лаццери и Фрэнки Кроссетти — все итальянцы. Как и многие мальчишки, я мечтал играть в самых знаменитых командах. Но болезнь поломала мои планы. Спорт пришлось оставить, а вернее, выбрать другие его виды: шахматы, бридж, покер. Особенно я полюбил покер и люблю его до сих пор. Иногда даже играю. Дело в том, что это очень умная игра. Надо знать, когда следует воспользоваться преимуществом, когда пасовать, а когда и блефовать. В жизни, в трудных переговорах с профсоюзом, я часто вспоминаю именно игру в покер и ее особенности.
Во время болезни я прочел очень много книг. Собственно, это было мое главное занятие, поскольку все остальное было невозможно. Я читал все что. мог. Но больше всего мне нравились произведения Джона О'Хары. Самый популярный его роман «Свидание в Самарре» мне принесла тетя. Я был очень взволнован прочитанным, и доктор запретил мне в дальнейшем читать подобные книги. Но книга эта мне все-таки запомнилась. Через много лет я упомянул о ней в интервью журналу «Эсквайр». Гейл Шихи, бравшая у меня интервью, спросила, не повлиял ли этот роман о менеджерах на мою карьеру. Но она ошиблась. Проблемы пола — вот чем взволновала меня эта книга. Изучал я не только учебники, но и учебные пособия. Благодаря этому я был в числе первых учеников в школе, а по математике и вовсе был отличником. С прилежанием я изучал латинский язык и завоевывал по этому предмету главный приз в течение трех лет. Однако за сорок лет я ни разу не употребил ни единого латинского слова! Но именно благодаря латыни я прекрасно усваивал английский язык и хорошо понимал священника, служившего воскресную мессу.
Много времени я отдавал дополнительным предметам, а также с большим удовольствием и энтузиазмом занимался в драматической студии и дискуссионном клубе, о котором уже упоминал. К сожалению, после болезни пришлось оставить спорт. Но кое-какое участие в спортивной жизни я все же принимал. Например, стирал плавки и подносил полотенца команде пловцов, старостой которой был избран. Музыка также оставила след в моей жизни. Я пристрастился к джазу, особенно его разновидности — суингу. Кстати, это была эпоха повального увлечения джазом. Я ходил на концерты знаменитых джаз-оркестров в концертные залы «Эмпайр болрум» в Аллентауне и «Санибрук» в Потстауне, в нашем штате. Если у меня бывали деньги, я с радостью ездил в Нью-Йорк, чтобы послушать джаз в отеле «Пенсильвания», посещал театр «Медо-брук» Фрэнка Дейли на Помптон-Тэрнпайк. Обычно я только слушал музыку, хотя неплохо танцевал шэг и линди-хоп. А если быть честным, то музыку я очень любил. Я оформил подписку на серию пластинок «Даунбит» и «Метроном», ходил на конкурс джаз-оркестров Томми Дорси и Глена Миллера. Кстати, стоило это всего лишь 88 центов. Вскоре я и сам стал играть на саксофоне и даже играл на первой трубе в школьном оркестре. Но вскоре я бросил музыку, поскольку у меня появилось более серьезное, во всяком случае на мой взгляд, занятие.
Я был избран председателем ученического совета в седьмом и восьмом классах. Это было уже ближе к политике. Продолжение моей «политической» карьеры состоялось в девятом классе. Я выдвинул свою кандидатуру на пост председателя совета всей школы. Мой ближайший друг, Джимми Леби, оказался гениальным организатором моей избирательной компании. Он создал целый политический механизм. Подавляющим большинством голосов я был избран на эту должность и этот успех вскружил мне голову. Я почувствовал себя центром вселенной и тут же потерял контакт со своими избирателями. Ведь я считал себя на голову выше сверстников и стал вести себя соответствующе. Я тогда многого не понимал и даже не подозревал, что умение контактировать с людьми — залог успеха в любом деле, а уж в таком, как политика или бизнес, — подавно.
В следующем семестре я потерпел поражение и моя политическая карьера потерпела крах. Так и должно было случиться: ведь я перестал общаться со своими друзьями, а со многими даже перестал здороваться. В конце концов я понял, что значит быть лидером, и это послужило мне хорошим уроком в дальнейшем. Среди более чем 900 выпускников школы я был двенадцатым по успеваемости. Но отец был очень недоволен моим результатом.
«Почему ты не занял первое место?» — спросил он с таким выражением лица, будто я вовсе провалил выпускные экзамены. Имея солидную подготовку по общеобразовательным дисциплинам — чтению, письму и навыки выступлений перед публикой, я собирался поступить в колледж. Я считал, что смогу далеко пойти, опираясь на свои знания. Когда мои дети спрашивают, чему надо учиться, я неизменно советую получить хорошее образование в области гуманитарных наук. Большое значение придаю истории, хотя мне безразлично, как они запомнили все даты и названия мест сражений Гражданской войны в США. Грамотная письменная и устная речь, прочные знания в области литературы — это главное для будущей карьеры.
В последний год моей учебы в школе Япония совершила внезапное нападение на Пёрл-Харбор. Всю страну взволновали речи президента Рузвельта, гнев против японцев наполнял нас. Страна моментально объединилась вокруг национального флага. Это событие запало мне в душу, я понял, что внезапная катастрофа может сплотить людей.
В декабре 1941 года я с нетерпением ждал призыва в армию.
Однако моя прошлая болезнь спасла мне жизнь: военно-медицинская комиссия признала меня лишь частично годным и я не мог участвовать в военных действиях. Я был потрясен таким решением, но в армию не брали тех, кто болел ревматизмом. Через два года при прохождении медицинской комиссии для оформления страховки осматривавший меня доктор сказал: «Ваше здоровье в порядке и вы вполне могли быть за океаном». Многие мои одноклассники, призванные в вооруженные силы, погибли за океаном, защищая демократию. Им, выпускникам 1942 года, было тогда всего лишь по 17—18 лет. Чувство скорби охватывает меня, когда я просматриваю альбом выпускников школы Аллентауна. Молодые читатели, которые лишь слышали о вьетнамской войне, но хорошо знают, что она не имеет ничего общего со второй мировой войной, не в состоянии понять, что может испытывать юноша, лишенный возможности послужить своей стране, когда она в этом остро нуждается. Я был горячим патриотом и жаждал сесть за штурвал бомбардировщика, чтобы отомстить фашистам. Но я был в положении человека, не допущенного медицинской комиссией в действующую армию. Испытывая чувство стыда, я ощущал себя неполноценным гражданином. Мне даже казалось, что я единственный юноша в стране, не участвующий в боевых действиях. В лихорадочном поиске выхода из этой ситуации я не нашел ничего другого, как уйти с головой в свои книги. К тому же меня очень увлекало инженерное дело, и я начал присматриваться к нескольким колледжам технического профиля и подал заявление о приеме со стипендией в один из лучших колледжей в стране — колледж Пардью. Но получил отказ и был совершенно сражен этой вестью. Однако подобные факультеты имелись в других учебных заведениях Америки: Массачусетском технологическом институте, Корнеллском и Лихайском университетах. В получасе езды от Аллентауна находился Лихайский университет. На него и пал мой очередной выбор. А если сказать точнее, то Лихайский университет в Бетлихеме находился в штате Пенсильвания и был как бы вузом-спутником при компании «Бетлехем стил». Его металлургический и химико-технологический факультеты были лучшими в мире.
Но учиться там было очень тяжело, особенно на первых курсах. Процесс учебы многие сравнивали с пребыванием в армейском лагере для новобранцев. Если студент не справлялся с высокими требованиями, его могли вежливо попросить даже со второго курса.
Занимались мы шесть раз в неделю, а каждую субботу с восьми утра читался курс статистики. Многие студенты пропускали именно эти утренние занятия, поскольку не могли проснуться после вечерних кутежей по пятницам.
Я же регулярно являлся в аудиторию и добился высшей отметки по статистике. Но нельзя сказать, что я не уделял внимания развлечениям во время учебы.
Иногда я играл в футбол или сидел с друзьями за кружкой пива в местном ресторане. К знакомым девушкам я предпочитал ездить в Филадельфию или Нью-Йорк. Я понимал, что идет война и проводить время зря было абсолютно недопустимо. Еще со школьных лет у меня было заведено выполнять все домашние задания сразу же после возвращения из школы. Так же я поступал и в университете. Вернувшись с лекции, я выключал радио и сразу же склонялся над книгами. От этого меня ничто не отвлекало, поскольку я дал себе установку работать изо всех сил. Отправляться в кино я мог только через три часа. Сейчас могу утверждать, что ваш успех в бизнесе во многом зависит от того, умеете ли вы сосредоточиваться и рационально использовать свое время. В дальнейшей своей жизни, когда учеба была позади, я упорно работал всю неделю, чтобы в выходной иметь свободное время для семьи. Правда, могли возникать и чрезвычайные обстоятельства, когда приходилось работать и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье.
Еще в Лихайском университете я выработал в себе привычку составлять план на предстоящую рабочую неделю в воскресенье вечером. Поэтому я и сейчас поражаюсь, отчего многие люди не в состоянии строго следить за своим распорядком. Некоторые мои коллеги-менеджеры в разговоре сообщали с гордостью, что очень много работали и не смогли даже побывать в отпуске. Мне всегда хотелось ответить: «Гордиться здесь нечем! Ты убеждаешь себя в том, что отвечаешь за объект стоимостью 80 миллионов долларов, но вот отправиться отдохнуть с семьей ты не можешь. Значит, ты не можешь целесообразно использовать свое время, не можешь отделить главное и затем отдать себя целиком осуществлению этого главного».
Еще во время учебы в Лихае я научился определять приоритеты. В один день у меня могли быть занятия по пяти предметам и на одном из них я должен был сделать устное выступление. Для того чтобы выступление было успешным, надо к нему хорошо подготовиться. Это же происходит и в бизнесе, только в несколько ином временном масштабе. По своему опыту знаю, что рациональным мышлением надо овладевать как можно раньше. Умению определять приоритетные дела и правильно распределять время не учатся .мимоходом, даже в самой лучшей школе бизнеса. Можно много об этом знать и говорить, но осуществить на практике, не выработав в себе навыков, невозможно. Умение сосредоточиться способствовало успехам в учебе. Но все больше студентов призывали в армию, численность учебных групп сокращалась. В результате преподаватели Лихайского университета читали лекции не перед пятьюдесятью студентами, а перед пятью. И это принесло свои результаты, поскольку в малочисленных учебных группах каждому студенту уделялось очень много внимания. Получилось, что исторические обстоятельства дали мне возможность получить отличное образование.
Сразу же после войны был принят закон о льготах для демобилизованных. Группы в Лихайском университете насчитывали уже не по пять, а по семьдесят пять студентов. Соответственно изменился и объем знаний. Может быть, я с легкостью говорю о свой учебе, но на самом деле она была отнюдь не легкой. Особенно тяжелым был первый семестр. Я не попал в список студентов с наивысшими отметками. Отец был очень недоволен этим. Он не мог понять, почему я, один из лучших выпускников школы, через несколько месяцев превратился в недоучку. По его мнению, я просто бездельничал. Но я настаивал на том, что Лихайский университет все же отличается от средней школы. Я провалился по физике уже на первом курсе, и дело было не в моих способностях, а в том, что преподавал ее иммигрант из Вены по фамилии Бергманн. Он говорил с сильным акцентом, поэтому лекции его были малопонятны. Он был крупным ученым, но плохим преподавателям. Чтобы учить первокурсников, необходимо было терпение, а его предмет был обязательным. Несмотря на все затруднения, мы даже подружились с профессором Бергманном, совершая постоянные прогулки вокруг здания университета. С большим вниманием я слушал' рассказы профессора о новейших достижениях физики. Вспоминаю, как он рассказывал мне о расщеплении атома, что тогда считалось научной фантастикой.
А для меня это и вовсе означало китайскую грамоту. Хоть я мало понимал из того, что он мне говорил, но суть я все же уловил. Фигуру Бергманна окружала какая-то тайна, его не было в университете с пятницы до понедельника. Это время он проводил в Нью-Йорке, работая над «Манхэттенским проектом». На самом деле он работал над созданием атомной бомбы. Но об этом мы узнали лишь через несколько лет. Однако моим успехам в физике и математике не помогла даже дружба с Бергманном и его частные уроки. На первом курсе по физике я имел лишь отметку «Д» — самую низкую за время моей учебы в Лихайском университете. Мне не хватило математической подготовки, полученной в средней школе, для того чтобы справиться с миром математического анализа и дифференциальных уравнений.
Пришлось мне «поумнеть». Я решил сменить специализацию и переключился с машиностроения на организацию производства. Я больше не изучал гидравлику и термодинамику, а перешел к изучению экономических дисциплин по вопросам рабочей силы, статистики и бухгалтерского учета. Эти проблемы я изучал с гораздо большим успехом. На последнем курсе у меня уже были высшие отметки по всем предметам. Мой средний коэффициент отметок составил 3,53, хотя я ставил себе целью добиться 3,5. В конечном итоге я говорю не только о себе лично, но и о целом поколении. Мы упорно работали и поэтому сумели за себя постоять.
Программа подготовки специалистов Лихайского университета включала не только экономические дисциплины. Четыре года я изучал психологию и психопатологию человека. Без капли иронии могу сказать, что эти предметы были самыми ценными из всех университетских дисциплин, во всяком случае для меня. В дальнейшем я постоянно пользовался этими уроками, особенно в общении с ловкими дельцами в мире бизнеса. Три раза в неделю, на одном из курсов, вторую половину дня и вечер мы проводили в Аллентаунском госпитале. Расположен он был в пяти милях от университета. Больных там было много и страдали они разными заболеваниями психики — маниакально-депрессивным психозом, шизофренией и даже буйным помешательством. Психологию преподавал нам профессор Россман. Специалист он был блестящий, и мы имели редкую возможность наблюдать за его общением с душевнобольными людьми.
Мы изучали аспекты и основы поведения человека в различных ситуациях, причем не только теоретически. Имея пациента перед собой, мы должны были объяснить, каким образом может решить свои проблемы та или иная молодая женщина или пожилой мужчина. На экзамене от нас потребовалось за несколько минут поставить диагноз каждому из группы пациентов. Трудностей с этим у меня не было. Конечно же, мне предстояло работать не с душевно больными людьми, а с нормальными, и даже более того, умными и грамотными. Но все эти знания по психологии мне очень пригодились — я мог довольно быстро распознавать характер людей. И это было очень важно, ведь менеджер должен нанимать (отбирать) на работу людей.