Vi. почему сократу не нужно было ни дорогой пищи, ни дорогой одежды
Пришел к Сократу раз один учитель, посмотрел на его жизнь и говорит:
- Ну, видел я теперь твою жизнь, Сократ; ешь ты самую грубую пищу, одежду
носишь тоже самую простую, да и без перемены, ту же и зимой и летом; а обуви
у тебя и вовсе нет. Для чего же тебе твоя мудрость, если от мудрости твоей
жизнь твоя тяжелая?
- А ты слышал ли, чтобы я когда жаловался? - спросил Сократ.
- Нет, не слыхал; ты не жалуешься. Да все-таки житье твое неприятное. Пищи
и питий у тебя вкусных нет, и не знаешь ты удовольствия.
- Нет, - сказал Сократ, - никто так приятно не ест и не пьет. А отчего? Я
тебе сейчас скажу. Ты сам знаешь, что самая простая пища кажется вкусней
самой дорогой, когда проголодаешься; ну, вот я так и делаю, не ем, пока не
голоден, не пью, пока пить не хочется, так на что мне дорогие кушанья и
напитки? Мне простое вкусней дорогих. А об одежде скажу тебе, что никакой
другой мне не нужно. Ты знаешь, что у людей две одежды - одна на зиму,
другая на лето, потому что им летом в зимней жарко, а зимой в летней
холодно. Ну, вот я так приучил свое тело, - сказал Сократ, - что мне летом
не жарко, а зимой не холодно. И по жаре и по холоду иду куда мне следует.
Так зачем же мне заводить другую одежду?
- Положим, ты так приучил себя, - сказал учитель, - а зачем другим людям
так жить, как ты живешь?
Сократ сказал ему:
- А вот послушай. Придет ко мне человек в нужде и к тебе и скажет: помоги
мне. Кому из нас легче помочь ему - тебе или мне? Ты подумаешь: и рад бы
помочь, да самому много надо. Отдал [бы] ему - сам буду нуждаться. Помог бы
ему в работе - времени жаль; подумаешь: я за это время сколько могу
заработать для себя. А вот мне - другое дело. Я всегда готов помочь другому,
потому что мне для себя немного нужно. И времени не жалею, потому что денег
за него не беру: учу даром.
- Это так, - сказал учитель.
- Или вот еще, - опять сказал Сократ, - положим, пришло трудное время для
народа, нужно послужить обществу. Ты подумаешь: как бы только меня не
выбрали, потому в своих делах мне тогда будет убыток. А меня ничто не
держит, я с радостью иду служить.
- Твоя правда, - сказал учитель, - а все же я лучше бы согласился умереть,
чем жить, как ты. Удивляюсь, что находится столько охотников слушать тебя.
- Слушают-то многие, да исполняют немногие, - сказал Сократ. - Иные
послушают-послушают, да и уходят на прежнюю жизнь. А есть и такие, что
остаются и живут так, как я советую, и так же, как и я, не жалуются и
говорят, что стали счастливее, чем прежде. Мы знаем ваше счастье, потому что
мы от него пришли к своему, а вы нашего не знаете, потому что вы его не
испытали.
Пошел от Сократа учитель и рассуждал сам с собой: "Как теперь думать о
Сократе? Многие считают его полуумным чудаком, осуждают его, смеются над
ним, а мне теперь кажется, что он хороший, справедливый человек".
VII. О БРАТСКОМ ЖИТЬЕ
Узнал раз Сократ, что один богатый купец разошелся со своим братом родным.
Встретил он этого купца и стал ему говорить:
Удивляюсь, - говорит, - тебе: ты человек умный, хозяйственный, стараешься
побольше нажить, нанимаешь приказчиков, ищешь в свое дело товарищей, а с
братом своим разошелся. Разве худо жить с братом в согласии?
- Жить с братом хорошо, - отвечал купец, - только с каким братом? Мой вот
брат с чужими хорош, а я от него ничего хорошего не видал.
- Так ты сам, может быть, с ним дурно обходишься? - спросил Сократ.
- Я умею ласково говорить с тем, кто ко мне ласков, и делаю добро тому,
кто ко мне добр; а быть добрым к тому, кто словом и делом старается мне
сделать неприятность, я не могу и не намерен, - с огорчением отвечал купец.
- Скажи же мне, - сказал Сократ, - как поступил бы ты с человеком, если бы
хотел с ним подружиться?
- Да как поступил? - сказал купец.
- Как все поступают - делал бы ему приятное: звал бы его к себе, угощал
тем, что есть лучшего, помогал бы во всяком деле, давал бы денег, если ему
нужны.
- Так ты вот это самое и сделай для брата и увидишь, что он к тебе
переменится.
- Стану я ему первый кланяться, а он еще, пожалуй, отвернется. Только
перед людьми стыдно будет.
- Поступать хорошо никогда не стыдно, - сказал Сократ, - и хорошие люди не
посмеются над этим. А если брат и тогда не станет с тобой жить по-братски,
то ты будешь знать, что ты сделал что следует и что брат один твой виноват.
Да и не будет этого, - сказал Сократ. - Ты только сделай так. Я знаю, как
твой брат дружно умеет жить с людьми. Начните новую братскую жизнь и будете
счастливы, потому что будете жить, как Бог велел.
- Два брата, - сказал Сократ, - все равно, что два глаза, две руки, две
ноги у человека. Руки назначены Богом для помощи друг дружке, так же и брат
брату. Что бы было, если бы одна рука стала мешать другой? А ты знаешь, руки
не мешают, а помогают друг дружке. На то руки. И тем есть польза друг от
друга. А брату от брата еще гораздо больше пользы, чем руке от руки, глазу
от глаза, ноге от ноги: руки и ноги могут помогать друг другу только вблизи,
немного дальше аршина, а брат помогает брату, хоть будь он на другом конце
света. Оба глаза могут смотреть только в одну сторону, а брат более всего
полезен брату там, где своими глазами он досмотреть не может. Братски Бог
велел жить со всеми людьми, и уж кто со своим родным братом не живет
по-братски, тот не исполняет закона Божеского.