Методические рекомендации по выполнению заданий расчетной (практической) части курсовой работы

При выполнении первого задания курсовой работы нужно привести информацию об этой организации, например, в следующем объеме:

· Наименование организации;

· Место нахождения;

· Краткая история организации;

· Вид деятельности и репутация;

· Обслуживающие банки;

· Основные заказчики;

· Основные поставщики;

· Персонал;

· Сведения об исследованных операциях, соответствующих теме курсовой работы;

· Важнейшие параметры финансово-хозяйственной деятельности.

Если базового предприятия нет, нужно разработать «Карту (анкету) предварительной экспертизы финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта» на основе изучения литературных источников и WEB-страниц.

При выполнении второго задания следует разработать лист тестирования системы внутреннего контроля. При заполнении листа тестирования следует привести вопросы, позволяющие оценить наличие и эффективность системы внутреннего контроля по каждому элементу, выделенному при выполнении задания 4 теоретического раздела курсовой работы. Пример заполнения листа тестирования приведен в таблице 2. Студенту следует дополнить приведенный перечень вопросов, а также дать на них ответы и указать источник информации. После заполнения листа тестирования следует сделать вывод о величине контрольного риска.

Лист тестирования СВК материалов

Таблица 2

Вопросы, подлежащие выяснению Да Нет Иной ответ Источник информации
1. Инвентаризации        
1.1.Проводятся ли в организации инвентаризации материалов?       Опрос администрации
1.2. Какова частота инвентаризаций?       Инвентаризационные ведомости
1.3. Издаются ли приказы руководителя о проведении инвентаризации?       Приказы руководителя
…………        
2. Система материально ответственных лиц        
2.1. Заключаются ли договоры о полной материальной ответственности?       Опрос администрации, договоры
2.2. Кто выполняет обязанности материально-ответственного лица в период его отпуска (болезни)?       Опрос материально-ответственных лиц
       

На основе неотъемлемого и контрольного рисков следует установить, каким будет допустимый уровень риска необнаружения. Оценку рисков следует дать по трехбалльной шкале - словами «высокий риск», «средний риск» или «низкий риск». При отсутствии информации о базовом предприятии риск необнаружения устанавливают, используя данные указанные для его варианта в таблице 3.

Таблица 3

N варианта Уровень неотъемлемого риска Уровень риска средств контроля
1, 10,19 Высокий Низкий
2,11,20 Средний Высокий
3,12,21 Низкий Низкий
4,13,22 Средний Низкий
5,14,23 Высокий Средний
6,15,24 Средний Средний
7,16,25 Высокий Высокий
8,17,26 Низкий Высокий
9,18,27,28 низкий Средний

При выполнении третьего задания курсовой работы должен быть рассчитан уровень существенности для годовой отчетности в целом и для исследуемого участка в соответствии с темой курсовой работы. Для расчета существенности годовой отчетности в целом используются показатели граф 2 и 4 табл. 4 , соответствующие данным своего варианта. Вместо данных графы 3 табл.4 следует использовать фактические значения бухгалтерской отчетности базового предприятия. При отсутствии информации по базовому предприятию следует воспользоваться данными графы 3 своего варианта, приведенными в таблице 4.

Таблица 4

N варианта Наименование базовых показателей Значения бухгалтерской отчетности экономического субъекта, т.р. Доля, %%
1 , 18,28 Выручка 2,5
Суммарные затраты 2,0
Стоимость основных средств 5,0
Капитал 10,0
Валюта баланса 1,5
2 , 17,27      
Суммарная стоимость активов 1,0
Прибыль 10,0
Стоимость запасов 1,5
Кредиторская задолженность 2,0
3 , 16,26      
Суммарные затраты на оплату труда 5,0
Стоимость основных средств 5.0
Валюта баланса 1,5
Дебиторская задолженность 5,0
       
4 , 15,25 Нераспределенная прибыль 10,0
Валовый объем реализации 1,0
Валюта баланса 1,5
Собственный капитал 5,0
       
5 . 14,24 Стоимость оборотных активов 5,0
Кредиторская задолженность 5,0
Суммарные затраты предприятия 3,0
       
6 , 13,23 Балансовая прибыль 10,0
Капитал и резервы 5,0
Стоимость внеоборотных активов 8,0
       
5 , 12,22 Суммарные затраты на оплату труда 10,0
Стоимость основных средств 5,0
Валюта баланса 2,0
       
6 , 11,21 Суммарные затраты 2,0
Стоимость основных средств 10,0
Капитал 10,0
Валюта баланса 1,5
       
7 , 10,20 Суммарная стоимость активов
Прибыль
Стоимость запасов
Кредиторская задолженность
       
8 , 9, 19 Валюта баланса
Запасы
Капитал и резервы
Выручка от реализации

При выполнении задания студент должен пользоваться аудиторским стандартом №4 «Существенность в аудите». Для определения уровня существенности следует проанализировать числовые значения, записанные в третьей графе таблицы 4 или такие же показатели по базовому предприятию. В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую или меньшую сторону от остальных, следует отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который следует использовать при проведении аудиторской проверки. После расчета уровня существенности годовой отчетности в целом следует провести уточнение уровня существенности для исследуемых статей отчетности, соответствующих теме курсовой работы. Для уточнения используют показатель удельного веса сальдо исследуемых статей в валюте баланса (или удельный вес оборота в суммарном обороте), степень ликвидности актива и другие факторы по усмотрению студента. Для выявления таких факторов изучают специальную литературу. Расчет проводится на основе данных базового предприятия или литературных источников.

При выполнении пятого задания курсовой работы должна быть разработана программа аудита для данного участка проверки. При выполнении задания следует использовать материалы аудиторского стандарта №3 «Планирование аудита». Программа аудита должна быть оформлена в виде таблицы. Пример заполнения приведен в табл.5.

Таблица 5

Программа аудита операций по учету основных средств

Проверяемая организация________________________________

Период аудита__________________________________________

Трудоемкость проверки__________________________

Руководитель проверки и состав аудиторской группы_________

_______________________________________________________

Планируемый аудиторский риск___________________________

Планируемый уровень существенности_____________________

N Перечень проверяемых вопросов Ссылка на аудиторские процедуры Рабочие документы аудитора
1. Аудит тождественности показа-телей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета Сравнение показателей ф.1 и ф.5 бухгалтерской отчетности и Главной книги. … Лист контроля №…
Аудит оформления первичных учетных документов Проверка карточек ОС-1, ОС-4, ОС-6 и др РД- №…
Проверка правильности отражения в учете операций выбытия основных средств Подтверждение от покупателя, проверка карточек ОС-4, распечатки оборотов по счетам 91,01,02 Запрос, контрольный лист
Проверка правильности начисления амортизации Пересчет Проверочный лист
Проверка правильности учета затрат на ремонт Проверка смет РД №
6… …… ……..

При выполнении шестого задания курсовой работы производится сравнение показателей, являющихся объектом аудита на описываемом участке, с остатками и оборотами по счетам Главной книги. Сравнение проводится по каждой форме бухгалтерской отчетности раздельно. Результаты проверки тождественности показателей баланса и Главной книги отражаются в таблице 6.

Таблица 6

Пример заполнения рабочего документа аудитора

Показатели Код строки баланса N счета Остатки по счетам
На начало периода На конец периода
По балансу, Т.р. По Главной книге, руб Расхождение, Руб. По балансу, Т.р. По Главной книге, руб Расхождение. Руб.
Нематериальные активы   Х Х Х Х Х Х Х Х
Остаточная стоимость 04-05 -10000

Затем проводится сопоставление остатков и оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета. Результаты проверки отражаются в таблице 7.

Таблица 7

Год:2012 Наименование регистра Остаток на начало месяца Оборот за месяц Остаток на конец месяца
месяц дебет Кредит Дебет кредит Дебет Кредит
январь Главная книга            
Карточка счета 04            
Занижено в Главной книге (-) Завышено в Главной книге (+), Расхождений нет (прочерк)            
Февраль              
Март              
             

После этого следует провести сопоставление остатков и оборотов по счетам синтетического учета и счетам аналитического учета. Проверка производится выборочно. Размер выборки отражается в программе аудита. Для сопоставления используются:

· При журнально-ордерной форме учета – журналы-ордера и карточки аналитического учета;

· При использовании вычислительной техники – машинограммы-ведомости (карточки) синтетического и аналитического учета.

Результаты проверки обобщить в таблице 8.

Таблица 8

Проверка тождественности остатков и оборотов в регистрах синтетического и аналитического учета

Год:2012 Синтетический учет Аналитический учет Рас Хож дения
Месяц Наименование регистра Показатели Сумма Наименование регистра Показатели Сумма
Д-т К-т Д-т К-т
Январь   Остаток на начало месяца              
Оборот за месяц              
Остаток на конец месяца              
Февраль                  
Март…                  

При выполнении шестого задания следует выявленные расхождения (если они будут выявлены) оценить с точки зрения их существенности. При выполнении работы без материалов базового предприятия по данному пункту следует указать наименования регистров и заполнить таблицы 5-7 самостоятельно подготовленными условными примерами.

При выполнении седьмого задания курсовой работы студент должен описать первичные бухгалтерские документы (унифицированные и неунифицированные), используемые для оформления операций на проверяемом участке бухгалтерского учета. Затем следует описать проведение формальной и арифметической проверки первичных бухгалтерских документов базового предприятия и обобщить выявленные нарушения, а также дать оценку возможных финансовых санкций за допущенные нарушения. При отсутствии материалов базового предприятия задание выполняется на материалах, полученных из специальных периодических изданий.

Восьмое задание выполняется в соответствии с программой, разработанной при выполнении пятого задания курсовой работы, на материале базового предприятия. Порядок проведения аудиторских процедур рекомендуется излагать с использованием самостоятельно разработанных рабочих документов аудитора. При отсутствии материалов по базовому предприятию приводится описание порядка применения аудиторских процедур на основе литературных источников и материалов, разработанных в рамках проекта ТАСИС, размещенных на сайте Министерства финансов РФ-(http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/audit_docs/). Описываемых процедур должно быть достаточно много.

При выполнении девятого задания курсовой работы нужно заполнить отчетный документ аудитора, по форме таблицы 9, используя данные базовой организации или условного предприятия. Количество описываемых нарушений д.б. не менее пяти.

Таблица 9

Отчетный документ о результатах проверки операций с основными средствами

Характер выявленного нарушения основание Вероятность финансовых санкций Влияние на достоверность финансовой отчетности Оценка существенности  
основание Сумма, плательщик
В полную первоначальную стоимость объектов основных средств, полученных в подарок, не включены расходы на монтажные работы в сумме 760 тыс.руб. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», ПБУ6/01 раздел П, п.12 Налоговый кодекс РФ, ст.122 п.1 Занижение налога на имущество влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога Плательщик: организация   Невозможность подтверждения достоверности объекта аудита в связи с несоблюдением предпосылки «оценка» искажение превышает уровень существенности, составляющий 500 тыс.руб.  

При выполнении десятого задания курсовой работы детально описывается порядок устранения выявленных нарушений, а также их предотвращения в дальнейшем за счет укрепления конкретных элементов системы внутреннего контроля по материалам базового предприятия или условного предприятия.

В заключительной части курсовой работы следует обобщить и кратко сформулировать особенности подготовки, проведения и обобщения результатов аудита на исследованном направлении бухгалтерского учета. В качестве таких особенностей могут быть указаны:

· особенно высокий уровень аудиторского риска (указать, что является причиной);

· особенно важная роль какого-либо элемента СКВ;

· актуальность привлечения экспертов (указать с какой целью);

· широкое использование выборочных методов аудита или отказ от них;

· обязательное использование каких-либо аудиторских процедур;

· характер и причины чаще всего встречающихся нарушений

Если использовались материалы базового предприятия, то в заключении обобщаются результаты описанной аудиторской проверки и дается оценка важности проделанной аудитором работы на изученном направлении аудита.

Список использованной литературы должен включать как основные нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета операций по исследованному направлению бухгалтерского учета, так и монографии (книги) и материалы периодической печати (газетные и журнальные статьи) в количестве не менее 30-50 наименований. В список следует включить привлеченные Интернет-ресурсы.

В приложении могут быть приведены: бухгалтерская (финансовая) отчетность проаудированного предприятия, первичная документация, регистры и иные источники информации, использованной при проведении аудита на исследуемом участке. Рабочие документы аудитора, заполненные в ходе проверки.

Белогина Н.С. 2012г

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «АУДИТ»

1. Система законодательно-нормативного регулирования аудита в Российской Федерации

  1. Виды аудита. Основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их финансовая (бухгалтерская) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке
  2. Сущность, цель и задачи аудита. Возникновение и развитие аудита в России
  3. Аудиторские услуги, их состав, виды и порядок нормативно-законодательного регулирования
  4. Квалификационные требования к аудиторам и порядок их аттестации
  5. Этический Кодекс аудитора. Роль саморегулируемых организаций аудиторов в регулировании аудиторской деятельности
  6. Аудиторский риск и определение его допустимого (приемлемого) уровня
  7. Аудиторская выборка: понятие, виды выборок, порядок построения, определения объема и оценки результатов выборки
  8. Система внутреннего контроля: понятие, основные элементы, оценка надежности
  9. Ревизия и аудит. Сходство и основные различия
  10. Основные этапы аудиторской проверки
  11. Договор на проведение аудиторской проверки
  12. Законодательные ограничения в занятии аудиторской деятельностью и проведении аудиторских проверок конкретного клиента
  13. Планирование аудиторской проверки: предварительное планирование, подготовка общего плана и программы аудита
  14. Аудиторское заключение: его назначение, виды, состав, содержание, порядок оформления и представления
  15. Отчет аудитора перед руководством проаудированного экономического субъекта
  16. Права и обязанности аудитора и аудируемого лица. Ответственность в аудите
  17. Понятие материальности (существенности) в аудите. Определение границ существенности при планировании и проведении аудиторской проверки
  18. Аудиторские доказательства: понятие, предъявляемые к ним требования, их виды, источники, задачи сбора
  19. Аудиторские процедуры, их состав, виды и порядок проведения
  20. Документирование аудита: состав, порядок оформления и хранения рабочих документов аудитора. Текущее и постоянное досье клиента
  21. Письмо о задании на проведение аудиторской проверки, его назначение, порядок подготовки и содержание
  22. Порядок использование работы эксперта в ходе аудиторской проверки. Общение аудитора с руководством аудируемого лица, другим аудитором и внутренним аудитором
  23. Проверка соблюдения допущения непрерывности деятельности экономического субъекта при проведении аудита
  24. События, произошедшие после даты составления отчетности. Действия аудитора по их выявлению и оценке. Ответственность аудитора за выражение мнения по оценке этих событий
  25. Аудит операций с основными средствами: содержание рабочей программы и порядок проведения аудиторских процедур
  1. Аудит операций с основными средствами: типичные нарушения и оценка их последствий
  2. Аудит финансовых результатов: порядок подготовки и проведения проверки, методы сбора аудиторских доказательств, систематизация и оформление результатов проверки
  3. Аудит финансовых результатов: содержание рабочей программы проверки, порядок выполнения аудиторских процедур и оформления ее результатов
  4. Аудит кредитов и займов: порядок подготовки и проведения проверки, методы сбора аудиторских доказательств, систематизация и оформление результатов проверки
  5. Аудит расходов: порядок подготовки и проведения проверки, методы сбора аудиторских доказательств, систематизация и оформление результатов проверки
  6. Аудит операций с нематериальными активами: порядок подготовки и проведения проверки, методы сбора аудиторских доказательств, систематизация и оформление результатов проверки
  7. Аудит кассовых операций: порядок подготовки и проведения проверки, методы сбора аудиторских доказательств, систематизация и оформление результатов проверки.
  8. Аудит финансовых вложений: источники аудиторских доказательств и состав аудиторских процедур
  9. Аудит расчетов по оплате труда: порядок тестирования средств внутреннего контроля, содержание рабочей программы проверки и оформление ее результатов
  10. Типичные ошибки и нарушения в учете расчетов по оплате труда
  11. Аудит расчетов по оплате труда: этапы проверки и порядок оформления ее результатов
  12. Аудит правильности оформления первичных документов по учету труда и заработной платы
  13. Аудит расчетов с подотчетными лицами: цель проверки, источники информации, типичные ошибки
  14. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками: основные разделы рабочей программы и типичные ошибки
  15. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками: порядок подготовки, проведения и оформления результатов
  16. Аудиторская проверка учета продаж готовой продукции (работ, услуг)
  17. Аудит учетной политики предприятия
  18. Порядок подготовки и проведения аудита операций по расчетному счету
  19. Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала
  20. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета (на примере внеоборотных и оборотных активов)
  21. Состав процедур тестирования системы внутреннего контроля за наличием и использованием материалов
  22. Аудит материально-производственных запасов: типичные ошибки и их негативные последствия

49. Элементы системы внутреннего контроля операций с товарами и порядок ее тестирования

Наши рекомендации