Рынки сбыта продукции (работ, услуг).

ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» является одной из ведущих компаний России в осуществлении речных перевозок.

Экономические границы рынка транспортных услуг компании сложились под воздействием экономических связей, постоянных поставок между собой смежных регионов, городов и предприятий России.

Географические границы эксплуатационной деятельности пароходства включают территории Северо-Запада, Московской области, Камского, Бельского и Волго-Донского бассейнов. С учетом возможности выхода с судоходных внутренних водных магистралей в Балтийское, Каспийское, Черное и Средиземное моря и наличием в компании флота "река-море" плавания, пароходство предоставляет транспортные услуги по перевозкам грузов и клиентуре, находящейся за пределами России - в странах СНГ и странах, расположенных в зоне действия названных морей.

Пассажирскими судами компании перевозится основной поток пассажиров по направлениям «Москва - Санкт-Петербург», «Москва - Астрахань», «Москва – Ростов», «Нижний Новгород – Астрахань», «Нижний Новгород – Санкт-Петербург», из Самары на Астрахань, Москву и Санкт-Петербург».

По перевозкам пассажиров на туристических маршрутах Волжское пароходство в Центральных и Северо-Западных бассейнах занимает стабильное положение.

Потребителей, на оборот с которыми приходится не менее чем 10 процентов в общей выручки от продаж услуг Эмитента, нет. ОАО «Волга-флот» успешно работает с большим количеством потребителей, что обеспечивает дополнительную стабильность бизнесу.

К факторам, которые могут негативно повлиять на сбыт услуг, можно отнести:

· ухудшение экономической ситуации и, как результат, снижение доходов населения и коммерческих структур;

· усиление конкуренции вследствие появления на рынке новых игроков и, как следствие, необходимость пересмотра маркетинговой политики, в т.ч. тарифов и мер по сохранению доли рынка.

Для снижения рисков ухудшения сбыта вследствие описанных выше факторов ОАО «Волга-флот» будет разрабатывать и внедрять специальные программы лояльности для удержания абонентской базы, продолжать строить сильную торговую марку, разрабатывать эффективную маркетинговую политику.

Планы будущей деятельности

Основной целью ОАО «Судоходная компания «Волга-флот» на 2009 год является полное удовлетворение платежеспособного спроса предприятий, организаций и физических лиц в транспортных услугах пароходства.

Основные задачи на прогнозируемый период:

- на рынке услуг внутренних грузовых перевозок:

1. выполнение всех принятых договорных обязательств между клиентурой и пароходством, включая сроки подачи флота арендаторам и грузоотправителям, соблюдение сроков доставки грузов при любых условиях работы, обеспечение сохранности перевозимых грузов, осуществление мероприятий по улучшению качества транспортного обслуживания, повышение имиджа компании как надежного партнера;

2. выполнение за счет имеющегося резерва провозной способности флота, срочных внеплановых заявок клиентуры;

3.расширение сферы услуг - поставка потребителям грузов, получаемых пароходством от клиентуры в счет оплаты его услуг ( в том числе : соль, ОПГС, щебень).

- на рынке услуг пассажирских перевозок:

1. расширение сервиса и качества предоставляемых услуг пассажирам, и в частности:

2. оформление и продажа проездных документов в пути следования пассажирских теплоходов;

3. развитие береговой инфраструктуры – организация «зеленых» стоянок.

4. выполнение графиков движения судов на имеющихся маршрутах.

III. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности.

Прибыль и убытки.

В таблице приведены показатели, характеризующие прибыльность и убыточность ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» за 5 последних завершенных финансовых лет, а также на дату окончания отчетного квартала.

Наименование показателя Изм-е, в % Изм-е, в % Изм-е, в % Изм-е, в % 1 кв. 2009
Выручка, тыс. руб. 2 797 910 3 078 322 10,02 3 098 060 0,64 3 503 071 13,07 4 011 835 14,52 53 765
Валовая прибыль, тыс. руб. 198 014 110 418 (44,24) 64 611 (41,48) 263 330 307,56 (58 979) (122,40) (331 188)
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), тыс. руб. 99 225 74 691 (24,73) 205 276 174,83 278 120 39,49 150 956   (45,72) (168 858)
Рентабельность активов, % 3,25 2,68 (17,54) 6,41 139,18 9,19 (43,37) 4,28 (53,4) (4,97)
Рентабельность собственного капитала, % 5,52 4,05 (26,68) 10,18 151,36 12,33 21,12 6,42 (47,9) (7,73)
Коэффициент чистой прибыльности 3,55 2,43 (31,55) 6,63 172,84 7,94 19,76 3,76 (52,6) (314,1)
Рентабельность продукции (продаж), % 7,04 3,56 (49,43) 2,06 (42,13) 7,49 263,59 (1,49) (119,9) (617,1)
Оборачиваемость капитала 1,29 1,48 14,73 1,31 (11,48) 1,46 11,45 1,64 12,3 0,02
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс. руб. - - - - - - - - - -
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса - - - - - - - - - -

Анализ прибыльности/убыточности на основе экономической интерпретации динамики приведенных показателей:

Показатели рентабельности, представляющие собой результаты соотношения прибыли (чистого дохода) и средств ее получения, характеризуют эффективность работы Компании – производительность или отдачу финансовых ресурсов.

Рентабельность активов отражает объем чистой прибыли, полученной на каждый рубль среднегодовой стоимости активов.

Рентабельность собственного капитала отражает отношение прибыли на обыкновенные акции к средней стоимости собственного капитала.

Рентабельность продаж отражает отношение прибыли от продаж к выручке от реализации.

Оборачиваемость капитала показывает, какая сумма доходов приходится на каждую единицу вложенных активов (за исключением текущих обязательств)

В течение 2004 – 2008 гг. выручка от реализации продукции, работ и услуг ежегодно увеличилась.

Рост выручки обусловлен следующими факторами:

§ благоприятная рыночная конъюнктура и общий рост цен на услуги;

§ рост объемов продаж (услуг) по основным направлениям деятельности;

§ грамотная финансовая и экономическая политика, проводимая менеджментом Компании.

Основные причины нерентабельности деятельности в 2008 году:

· не в полной мере была использована провозная способность грузового флота компании, введенного в эксплуатацию;

· в связи с изменением конъюнктуры рынка произошло сокращение объема перевозок по количеству перевезенных тонн на экспортных перевозках;

· имели место значительные простои флота из-за метеоусловий, а также в связи с ожиданиями движения в Донском регионе, ожидание шлюзования в Северо-Западном бассейне и на участке Н.Новгород-Городец;

· сократился пассажиропоток на местных и пригородных линиях в связи с сокращением маршрутов, обслуживаемых скоростным пассажирским флотом.

Перечисленные факторы повлияли на работу флота, в результате чего был получен убыток по основной деятельности в размере 58 979 тыс.руб.

Работа Компании в 2004 году по сравнению с прошедыдущими навигациями проходила в благоприятных гидрометеорологических условиях. Несуровая зима и ранняя весна позволили открыть навигацию 2004 года на внутренних водных путях раньше сроков, предусмотренных планом работы. Флот международного плавания в зимне-весенний период имел возможность беспрепятственно заходить под обработку в морские порты. В результате рационального использования в течение навигации водных ресурсов Рыбинского водохранилища на лимитирующих участках верхней Волги поддерживались гарантированные глубины, позволившие использовать крупнотоннажный флот, работающий на внутренних водных путях, с нормальной загрузкой. Перечисленные факторы повлияли на улучшение работы флота.

По итогам 2004 года отмечается значительный рост по всем значениям показателей, характеризующих прибыльность, по сравнению с результатами прошлого финансового года, что говорит об улучшении финансового состояния Эмитента.

В 2005 году Компания получила прибыль от основной деятельности в размере 110 млн. рублей, что несколько ниже соответствующего показателя за 2004г. (198 млн.руб.). Причинами снижения прибыли от основной деятельности в 2005г. явилось сокращение количества перевезенных грузов на внутренних грузовых перевозках, связанное в основном с увеличением простоев в связи с ожиданием пути при работе флота на шлюзованных системах Волго-Балтийского и Волго-Донского каналах. В связи с отсутствием гарантированных глубин в плесах внутренних водных магистралей, в том числе на участке Н.Новгород - Городец, флот работал с неполной грузоподъемностью, что также сказалось на снижении доходов от перевозок.

В 2006 году продолжало иметь место снижение провозной способности грузового флота по причине простоя судов в ожидании пути при работе на шлюзованных системах Волго-Балтийского и Волго-Донского каналах, а также стоянок в г. Ростов-на-Дону из-за неудовлетворительной организации работы таможенных служб по оформлению судов на выход в море, что оказало негативное влияние на прибыль от основной деятельности.

В результате вышеперечисленных факторов наблюдается отрицательная динамика рентабельности продаж (снижение на 42,13%)

По итогам 2006г. эмитентом получена чистая прибыль в размере 205 млн. руб., что на 174,83% больше аналогичного значения 2005г. (75 млн. руб.).

Увеличение объемов перевозок грузов за период навигации 2007 года по сравнению с отчетом за 2006 год, связанное с улучшением использования флота на перевозках, в частности, сокращением непроизводительных простоев флота по различным причинам, позволило увеличить все основные показатели, характеризующие прибыльность, по сравнению с результатами прошлого финансового года: прибыль от продаж выросла на 307%, чистая прибыль – на 39%, рентабельность продаж – на 263%.

Убыток от основной деятельности 331 188 тыс руб., полученный эмитентом по итогам I квартала 2009г., обусловлен сезонным характером работы (межнавигационный период).

Значение показателя рентабельности активов в течение 2004-2005 гг. находилось на уровне 3%, в 2006г. данный показатель составил 6,41%, что на 139,18% выше уровня 2005 года, а в 2007 году рентабельность активов составила 9,19, что на 43,37% превышает показатель 2006 г. В 2008 году данный показатель снизился по сравнению с 2007г. на 53,4% и составил 4,28%. Анализируя абсолютное значение данного показателя и его динамику, можно оценить финансовое состояние эмитента как устойчивое.

На протяжении всего анализируемого периода наблюдается положительная динамика показателя оборачиваемости капитала. Величина данного показателя по итогам 2008 г. составляет 1,64. Это означает, что на 1 рубль вложенных активов приходится 1 руб. 64 копейки доходов. Таким образом, можно говорить об эффективности управления активами.

Основным фактором, оказывающим влияние на изменение размера выручки в 1 квартале 2009 года явилась сезонность. Оценка степени влияния факторов описана в таблице :

Фактор Степень влияния (%)
Сезонность основной деятельности 100%

Влияние таких факторов , как инфляция , изменение курсов валют и прочих, по сравнению с 4 кварталом 2008 года было несущественным.

2. Ликвидность компании

Показатели ликвидности характеризуют степень платежеспособности Компании по краткосрочным долгам.

Показатели, характеризующие ликвидность ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» за 5 последних завершенных финансовых лет, а также первый квартал текущего финансового года:

Наименование показателя 2004г. 2005г. Изм-е, в % 2006г. Изм-е, в % 2007г. Изм-е, в % 2008г. Изм-е, в % 1 кв. 2009г.
Собственные оборотные средства, тыс. руб. (332 044) (141509) 57,38 (74784) 47,15 240 123 421,09 260 089 8,3 53 727
Коэффициент автономии собственных средств 0,59 0,66 11,86 0,63 (4,55) 0,75 19,05 0,67 (10,67) 0,64
Индекс постоянного актива 1,18 1,08 (8,47) 1,04 (3,70) 0,89 (14,42) 0,89 0 0,98
Коэффициент текущей ликвидности 1,04 1,14 9,62 1,32 15,79 1,61 21,97 1,32 (18,01) 1,09
Коэффициент быстрой ликвидности 0,78 0,58 (25,64) 0,92 58,62 0,98 6,52 0,99 1,02 0,52

Экономический анализ ликвидности и платежеспособности Эмитента:

Собственные оборотные средства – доля собственного капитала, направленная на финансирование оборотных средств (собственный капитал минус внеоборотные активы). Если величина собственных оборотных средств положительна, то это означает принципиальную возможность погашения текущих задолженностей предприятия его собственными средствами. Отрицательная величина показателя в 2004-2006гг. объясняется значительным объемом долгосрочных финансовых вложений, осуществленных за счет заемных средств.

Коэффициент автономии собственных средств показывает долю собственного капитала в активах и характеризует степень финансовой независимости от кредиторов. В течение всего анализируемого периода коэффициент автономии собственных средств находится на уровне 0,6-0,7, что соответствует нормативу (0,5-0,6).Таким образом, доля собственных средств в общей сумме источников финансирования Эмитента является оптимальной.

Индекс постоянного актива – отражает отношение внеоборотных активов и средств, отвлеченных в долгосрочную дебиторскую задолженность, к собственным средствам. Рекомендуемое значение индекса постоянного актива К<=0,9. Небольшое превышение нормативного значения в 2004-2006гг. объясняется значительной величиной средств, направленных в долгосрочные финансовые вложения.

Коэффициент текущей ликвидности, характеризует платежеспособность компании при условии продажи в случае крайней необходимости всех имеющихся в наличии оборотных средств. Равен отношению оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение (>1) означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности должны покрывать текущие долги. За анализируемый период данный коэффициент находится в допустимых пределах.

Коэффициент быстрой ликвидности помогает оценить, какую долю краткосрочных обязательств предприятие сможет погасить, если его положение станет действительно критическим. При этом предполагается, что товарно-материальные запасы не имеют ликвидационной стоимости, т.е. исключаются из оборотных активов при расчете показателя. Оптимальное значение данного показателя считается = 0,8-1,0. Значения коэффициента быстрой ликвидности ОАО «Волга-флот» за 2006 – 2008 гг. являются оптимальными.

Наши рекомендации