Исследования экспорта и импорта подсолнечника
Устойчивое сокращение производства подсолнечного масла за последние 3 года стало фактором сокращения предложения продукции на внутреннем рынке, что является объективной предпосылкой для роста потребительских цен и сохранения достаточно высокой доли импорта в общих ресурсах подсолнечного масла, в 2008 году -22%, 2007 год - 9%, 2006 год – 15%. Экспорт становится все более предпочтительным направлением деятельности маслодобывающих предприятий, которые благодаря занижению закупочных цен на семена подсолнечника получают значительные дополнительные доходы от экспортных операций, за сентябрь-декабрь 2008 года было экспортировано 266 тыс. тонн подсолнечного масла и за счет более высоких экспортных цен на сырое подсолнечное масло он составил около 48 млн. долларов США.
Для производства масла подсолнечного, которое поступает на внутренний рынок, используется не более 5 млн. тонн семян подсолнечника при среднем выходе масла из семян подсолнечника по данным Росстата - 41,3%.
В настоящее время темпы закупки семян подсолнечника существенно ниже, так за август – декабрь 2008 года в сельхозорганизациях было закуплено 2,5 млн. тонн семян подсолнечника, что на 14% меньше чем за аналогичный период прошлого года. При этом доля закупленного подсолнечника составляет в его валовом производстве лишь 34%, в то время как на 01.01.2008 года было уже закуплено 54,5% валового сбора семян подсолнечника. В результате остатки семян подсолнечника в сельхозорганизациях на 01.01.2009 в 3,76 раза больше, чем на аналогичную дату прошлого года, что в условиях нехватки мощностей для хранения является фактором роста потерь и снижения качества семян подсолнечника, что ведет к дополнительному снижению доходов сельхозпроизводителей.
Соотношение между ценами на подсолнечное масло и семена подсолнечника явно указывает на то, что маржа российских маслодобывающих предприятий существенно выше благодаря их монопольному положению. В тоже время на рынке семян подсолнечника активность торговли остается низкой, несмотря на значительное повышение цен.
Тенденции и прогнозы на рынке подсолнечника
Существующий экспорт семян подсолнечника малоэффективен для сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как все издержки, связанные с уплатой вывозной таможенной пошлины (1330 рублей на тонну) переносятся на сельхозпроизводителей, что снижает доходность реализации семян подсолнечника не менее чем на 1000 рублей на тонну.
Большинство государств мира в условиях кризиса снижает вывозные таможенные пошлины в целях увеличения рентабельности поставок за рубеж в условиях падения мировых цен и сужения внутреннего спроса. На рынке семян подсолнечника все лето наблюдалось "затишье". Семян на хозяйствах практически нет. Часть переработчиков перешли на производство масла из рапса. Прочие остановили заводы на техническую профилактику.
В настоящее время на российском рынке цена на подсолнечник держится на уровне 11000 руб./т и будет подниматься до следующего сбора уровня. Предположительно максимальная цена на подсолнечник достигнет 16 000 руб./т
Одновременно с ростом цен на сырье происходит и повышение стоимости подсолнечного масла, подкрепленное активным экспортным спросом на него и высокими мировыми ценами на растительные масла. Тенденция к росту цен на маслосемена и на подсолнечное масло в ближайшее время сохранится.
Емкость рынка
По статистике, среднедушевое потребление масла в России — 7 л в год на человека.
Общая годовая емкость рынка растительных масел оценивается на уровне 1600-1800 тыс. т, в том числе 1300-1500 тыс. т на пищевые цели и 300 тыс.т – на технические.
Можно сказать, что 70 % населения отдают свое предпочтение рафинированному растительному маслу, 30% - нерафинированному.
Более низкий процент потребителей нерафинированного растительного масла по сравнению с рафинированным объясняется как минимум двумя взаимосвязанными причинами.
Во-первых, это - климатические условия исследуемого региона (рынок полон дешевых свежих овощей лишь летом).
Во-вторых – низкие финансовые возможности значительной части потребителей. Свежие овощи в зимне-весенний период достаточно возрастают по сравнению с летом в цене, и рядовые потребители с невысокими доходами не могут позволить себе круглый год дополнять рацион салатами из свежих овощей, которые традиционно заполняют рафинированным маслом.
Основными критериями выбора растительного масла среди потребителей являются вкус, запах и цвет, причем 30 % предпочитают масло без запаха.
Но и есть покупатели, которые не изменяют своим вкусовым приоритетам, которым нравится специфический запах. Это в основном люди пожилого возраста, а также те, кто проживает в сельской местности.
Обычно потребители покупают растительное масло как бы «по привычке», уже оценив его по предыдущим покупкам.
ПЛАН МАРКЕТИНГА
Маркетинг является ключевым фактором в становлении и развитии бизнеса. Для того чтобы наиболее рационально построить свою деятельность и получить от нее максимальный экономический эффект нужно создать на предприятии высококвалифицированную службу маркетинга, имеющую четкую и подробную стратегию производства и маркетинга.
На предприятии разработана маркетинговая политика, включающая в себя следующие принципы:
· Лидирующая роль как поставщика качественной продукции на рынке Тамбовской области и ЦФО;
· Стратегия «лидерства» за счёт гарантированно высокого стабильного качества, и доступность товара потребителям всех слоев населения;
· Продвижение торговых марок компании и обеспечение роста параметров «Знание» и «Потребление»;
Основными маркетинговыми преимуществами являются:
· Высококвалифицированные специалисты, а также передовые технологии, ориентированные на потребителя;
· Постоянный контроль качества продуктов. На предприятии имеется собственная современная лаборатория.
Потребители
Предприятие позиционирует себя как компания регионального рынка.
Потенциально потребителями являются 80 % населения.
Основными факторами, влияющими на формирование спроса являются:
· Численность и половозрастная структура населения в регионе;
· Уровень дохода и структура расходов населения;
· Политика в области оплаты труда.
В результате переработки подсолнечника образуется дополнительный товар - жмых, потребителями которого могут быть комбикормовые заводы и другие предприятия, специализирующиеся в области животноводства.
Также не стоит забывать, что подсолнечное масло используется в качестве основного сырья при производстве маргарина и майонеза, изготовлении овощных, рыбных консервов и различных лакокрасочных изделий, что образует другой сегмент рынка и приумножает возможности поиска потребителей.
Конкуренты
Основными конкурентами, которые работают в этом же сегменте розничной торговли и находятся на территории Тамбовской области, являются:
· ОАО «Инжавинский маслобойный завод». Местонахождение: Тамбовская область, р.п. Инжавино. Основная деятельность: производство и реализация масла подсолнечного, лузги, жмыха, шрота.
· ОАО «Кристалл». Местонахождение: Тамбовская область, Кирсановский р-н, г. Кирсанов. Основная деятельность: производство и реализация сахара, масла подсолнечного нерафинированного, масла подсолнечного рафинированного дезодорированного.
Также не следует забывать еще о двух типах конкурентов, это:
· Маленькие кустарные маслобойни, находящиеся в СХПК и КФХ. Как правило, объем производства таких маслобойн небольшой. Они производят масло, расфасовывают его в бутылки и продают населению на местных рынках.
· Производители аналогичной продукции с других регионов. (г.Старополь, г.Краснодар, Ростовская область и т.д.).
Ценообразование
Ценообразование внутри ассортимента осуществляется в соответствии с конъюнктурной ситуацией на рынке, с одной стороны, и в соответствии с реальной стоимостью производства того или иного вида продукции, с другой стороны. Кроме того, цена на отдельные артикулы ассортимента определяется исходя из их позиционирования.
Каналы сбыта
Основные принципы системы сбыта:
1. Наличие обратной связи с розницей, мониторинг продаж, планирование оптимальных отгрузок-продаж в регулярном режиме;
2. Управление дебиторской задолженностью через управление продажами;
3. Установление лимита товарного кредита по рейтингу клиента;
4. Мотивация персонала продаж, разработка целеориентированной системы начисления комиссионных;
5. Гарантия быстроты и стабильности поставок, качества продукции для розницы, гарантия стабильности цен на определённый согласованный с розницей период;
6. Осуществление мерчендайзинга;
7. Постановка маркетингового планирования и контроля продаж на базе компьютерной системы учёта.
Каналы сбыта:
· Розничные торговцы;
· Оптовики (оптовые базы по ул. Ипподромная, ул. Бастионная, ул. Авиационная);
· Сети магазинов (Эконом, Пяточек и т.д.);
· Выездная торговля по Тамбовской области и др.
Для обеспечения мобильности действий в отношениях с розницей существует система скидок (надбавок) для клиентов, которая включает в себя:
· Стимулирующие скидки на количество покупаемого товара;
· Стимулирующие скидки за “верность” (за реализацию установленного количества товара или достижения определённого финансового результата в установленный период);
· Скидки за оплату по факту;
· Скидки за предоплату;
· Надбавки по условию платежа или форме доставки;
· Специальные конфиденциальные скидки для ключевых клиентов;