Исследования экспорта и импорта подсолнечника

Устойчивое сокращение производства подсолнечного масла за последние 3 года стало фактором сокращения предложения продукции на внутреннем рынке, что является объективной предпосылкой для роста потребительских цен и сохранения достаточно высокой доли импорта в общих ресурсах подсолнечного масла, в 2008 году -22%, 2007 год - 9%, 2006 год – 15%. Экспорт становится все более предпочтительным направлением деятельности маслодобывающих предприятий, которые благодаря занижению закупочных цен на семена подсолнечника получают значительные дополнительные доходы от экспортных операций, за сентябрь-декабрь 2008 года было экспортировано 266 тыс. тонн подсолнечного масла и за счет более высоких экспортных цен на сырое подсолнечное масло он составил около 48 млн. долларов США.

Для производства масла подсолнечного, которое поступает на внутренний рынок, используется не более 5 млн. тонн семян подсолнечника при среднем выходе масла из семян подсолнечника по данным Росстата - 41,3%.

В настоящее время темпы закупки семян подсолнечника существенно ниже, так за август – декабрь 2008 года в сельхозорганизациях было закуплено 2,5 млн. тонн семян подсолнечника, что на 14% меньше чем за аналогичный период прошлого года. При этом доля закупленного подсолнечника составляет в его валовом производстве лишь 34%, в то время как на 01.01.2008 года было уже закуплено 54,5% валового сбора семян подсолнечника. В результате остатки семян подсолнечника в сельхозорганизациях на 01.01.2009 в 3,76 раза больше, чем на аналогичную дату прошлого года, что в условиях нехватки мощностей для хранения является фактором роста потерь и снижения качества семян подсолнечника, что ведет к дополнительному снижению доходов сельхозпроизводителей.

Соотношение между ценами на подсолнечное масло и семена подсолнечника явно указывает на то, что маржа российских маслодобывающих предприятий существенно выше благодаря их монопольному положению. В тоже время на рынке семян подсолнечника активность торговли остается низкой, несмотря на значительное повышение цен.

Тенденции и прогнозы на рынке подсолнечника

Существующий экспорт семян подсолнечника малоэффективен для сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как все издержки, связанные с уплатой вывозной таможенной пошлины (1330 рублей на тонну) переносятся на сельхозпроизводителей, что снижает доходность реализации семян подсолнечника не менее чем на 1000 рублей на тонну.

Большинство государств мира в условиях кризиса снижает вывозные таможенные пошлины в целях увеличения рентабельности поставок за рубеж в условиях падения мировых цен и сужения внутреннего спроса. На рынке семян подсолнечника все лето наблюдалось "затишье". Семян на хозяйствах практически нет. Часть переработчиков перешли на производство масла из рапса. Прочие остановили заводы на техническую профилактику.

В настоящее время на российском рынке цена на подсолнечник держится на уровне 11000 руб./т и будет подниматься до следующего сбора уровня. Предположительно максимальная цена на подсолнечник достигнет 16 000 руб./т

Одновременно с ростом цен на сырье происходит и повышение стоимости подсолнечного масла, подкрепленное активным экспортным спросом на него и высокими мировыми ценами на растительные масла. Тенденция к росту цен на маслосемена и на подсолнечное масло в ближайшее время сохранится.

Емкость рынка

По статистике, среднедушевое потребление масла в России — 7 л в год на человека.

Общая годовая емкость рынка растительных масел оценивается на уровне 1600-1800 тыс. т, в том числе 1300-1500 тыс. т на пищевые цели и 300 тыс.т – на технические.

Можно сказать, что 70 % населения отдают свое предпочтение рафинированному растительному маслу, 30% - нерафинированному.
Более низкий процент потребителей нерафинированного растительного масла по сравнению с рафинированным объясняется как минимум двумя взаимосвязанными причинами.

Во-первых, это - климатические условия исследуемого региона (рынок полон дешевых свежих овощей лишь летом).

Во-вторых – низкие финансовые возможности значительной части потребителей. Свежие овощи в зимне-весенний период достаточно возрастают по сравнению с летом в цене, и рядовые потребители с невысокими доходами не могут позволить себе круглый год дополнять рацион салатами из свежих овощей, которые традиционно заполняют рафинированным маслом.

Основными критериями выбора растительного масла среди потребителей являются вкус, запах и цвет, причем 30 % предпочитают масло без запаха.

Но и есть покупатели, которые не изменяют своим вкусовым приоритетам, которым нравится специфический запах. Это в основном люди пожилого возраста, а также те, кто проживает в сельской местности.

Обычно потребители покупают растительное масло как бы «по привычке», уже оценив его по предыдущим покупкам.

ПЛАН МАРКЕТИНГА

Маркетинг является ключевым фактором в становлении и развитии бизнеса. Для того чтобы наиболее рационально построить свою деятельность и получить от нее максимальный экономический эффект нужно создать на предприятии высококвалифицированную службу маркетинга, имеющую четкую и подробную стратегию производства и маркетинга.

На предприятии разработана маркетинговая политика, включающая в себя следующие принципы:

· Лидирующая роль как поставщика качественной продукции на рынке Тамбовской области и ЦФО;

· Стратегия «лидерства» за счёт гарантированно высокого стабильного качества, и доступность товара потребителям всех слоев населения;

· Продвижение торговых марок компании и обеспечение роста параметров «Знание» и «Потребление»;

Основными маркетинговыми преимуществами являются:

· Высококвалифицированные специалисты, а также передовые технологии, ориентированные на потребителя;

· Постоянный контроль качества продуктов. На предприятии имеется собственная современная лаборатория.

Потребители

Предприятие позиционирует себя как компания регионального рынка.

Потенциально потребителями являются 80 % населения.

Основными факторами, влияющими на формирование спроса являются:

· Численность и половозрастная структура населения в регионе;

· Уровень дохода и структура расходов населения;

· Политика в области оплаты труда.

В результате переработки подсолнечника образуется дополнительный товар - жмых, потребителями которого могут быть комбикормовые заводы и другие предприятия, специализирующиеся в области животноводства.

Также не стоит забывать, что подсолнечное масло используется в качестве основного сырья при производстве маргарина и майонеза, изготовлении овощных, рыбных консервов и различных лакокрасочных изделий, что образует другой сегмент рынка и приумножает возможности поиска потребителей.

Конкуренты

Основными конкурентами, которые работают в этом же сегменте розничной торговли и находятся на территории Тамбовской области, являются:

· ОАО «Инжавинский маслобойный завод». Местонахождение: Тамбовская область, р.п. Инжавино. Основная деятельность: производство и реализация масла подсолнечного, лузги, жмыха, шрота.

· ОАО «Кристалл». Местонахождение: Тамбовская область, Кирсановский р-н, г. Кирсанов. Основная деятельность: производство и реализация сахара, масла подсолнечного нерафинированного, масла подсолнечного рафинированного дезодорированного.

Также не следует забывать еще о двух типах конкурентов, это:

· Маленькие кустарные маслобойни, находящиеся в СХПК и КФХ. Как правило, объем производства таких маслобойн небольшой. Они производят масло, расфасовывают его в бутылки и продают населению на местных рынках.

· Производители аналогичной продукции с других регионов. (г.Старополь, г.Краснодар, Ростовская область и т.д.).

Ценообразование

Ценообразование внутри ассортимента осуществляется в соответствии с конъюнктурной ситуацией на рынке, с одной стороны, и в соответствии с реальной стоимостью производства того или иного вида продукции, с другой стороны. Кроме того, цена на отдельные артикулы ассортимента определяется исходя из их позиционирования.

Каналы сбыта

Основные принципы системы сбыта:

1. Наличие обратной связи с розницей, мониторинг продаж, планирование оптимальных отгрузок-продаж в регулярном режиме;

2. Управление дебиторской задолженностью через управление продажами;

3. Установление лимита товарного кредита по рейтингу клиента;

4. Мотивация персонала продаж, разработка целеориентированной системы начисления комиссионных;

5. Гарантия быстроты и стабильности поставок, качества продукции для розницы, гарантия стабильности цен на определённый согласованный с розницей период;

6. Осуществление мерчендайзинга;

7. Постановка маркетингового планирования и контроля продаж на базе компьютерной системы учёта.

Каналы сбыта:

· Розничные торговцы;

· Оптовики (оптовые базы по ул. Ипподромная, ул. Бастионная, ул. Авиационная);

· Сети магазинов (Эконом, Пяточек и т.д.);

· Выездная торговля по Тамбовской области и др.

Для обеспечения мобильности действий в отношениях с розницей существует система скидок (надбавок) для клиентов, которая включает в себя:

· Стимулирующие скидки на количество покупаемого товара;

· Стимулирующие скидки за “верность” (за реализацию установленного количества товара или достижения определённого финансового результата в установленный период);

· Скидки за оплату по факту;

· Скидки за предоплату;

· Надбавки по условию платежа или форме доставки;

· Специальные конфиденциальные скидки для ключевых клиентов;

Наши рекомендации