Таможенные органы (Таможенный комитет РФ)
Обладает всей полнотой полномочий налоговых органов в отношении только тех налогов и сборов, которые взимаются при пересечении границ РФ (налоговые пошлины,
частично – НДС и акцизы).
В налоговых отношениях участвуют и иные органы исполнительной власти. В частности сборщики налогов. Под сборщиками налогов понимаются гос. органы и органы местного самоупр-я, осуществляющие приём денежных средств в качестве уплаты налогов и сборов (это узкая трактовка). Согласно широкой трактовке (вытекающей из ст.9 НК): под сборщиками налогов понимаются гос. органы и органы местного самоупр-я, осуществляющие приём денежных средств в качестве уплаты налогов и сборов, а также те, которые осуществляют контроль.
Сборщиками налогов являются гос-венные или иные уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие приём средств у налогоплательщиков и перечисляющие их в бюджет. Правовой статус сборщиков налогов определяется соответствующими ФЗ-ми (ст.25 НК). Ранее этот термин использовался в обиходе для обозначения налоговых агентов, настоящий НК вкладывает совершенно иное содержание в это понятие.
Высшие органы гос. власти также участвуют в налоговых отношениях. Согласно ст.59 НК Правительство обладает полномочиями в части списания безнадёжных долгов по налогам и сборам, а в ряде случаев – также и нормотворческими полномочиями.
Определёнными правами наделены региональные и местные финансовые органы (полномочия в части принятия решения об изменении сроков уплаты).
В прежней редакции НК субъектом называлась также налоговая полиция, в настоящее время она упразднена и её полномочия переданы органам внутренних дел (полномочия – проверка действий налогоплательщиков с целью выявления в них признаков уголовно-правовых деяний. Органы внутренних дел руководствуются законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и УИК). Органы внутренних дел не являются субъектом.
Некоторые субъекты в ст.9 НК не называются участниками налоговых отношений, но фактически признаются таковыми в тексте НК – это представительные органы власти.
НК до конца не регулирует принятие налоговых законов – только в части определения элементов налогообложения, которые определены в ст.17 НК.
Отдельная категория субъектов НП – публичные территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования)
Их участие в налоговых отношениях заключаются в том, что они выступают как получатель налогов и сборов.
Налог зачисляется на бюджетные счета, которые ведутся федеральным казначейством.
НК выделяет несколько основных участников налоговых отношений (назначает типичные роли субъектов):
1) налогоплательщики
2) налоговые агенты
3) сборщики налогов
Налогоплательщики
Понятие налогоплательщика содержится в ст.19 НК. Налогоплательщиками признаются те лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. В качестве налогоплательщиков могут выступать физические лица и организации.
НК выделяет понятие территориально обособленного подразделения организации. Территориально обособленное подразделение организации не является налогоплательщиком, но согласно п.2 ст.19 оно обязано исполнять налоговые обязательства плательщика на той территории, где оно создано. По существу территориально обособленное подразделение организации является аналогом филиала или представительства; отличие состоит в том, что понятие «обособленное подразделение организации» охватывает филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц (абз.7 ст.11 НК). Признаков там не указывается. Это такое территориально обособленное подразделение, где созданы стационарные рабочие места (стационарными рабочими местами считаются созданные на срок более 1 месяца). Само использование в этой статье термина «подразделение организации» указывает на то, что должна быть имущественная и организационная обособленность.
НК использует понятие «взаимозависимые налогоплательщики».
Под зависимостью понимается способность лица оказать влияние на экономическую деятельность другого лица и результаты этой деятельности.
Взаимозависимыми по ст.20 НК признаются:
- родственники
- супруги
- одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению
- юридические лица, доля суммарного прямого или косвенного участия которых составляет более 20%
3 2 1
Между вторым и первым предприятием – прямое участие,
между третьим и первым – косвенное (в данном случае – 25 %).
50 % 50 %
Перечень оснований для признания взаимозависимости является открытым.
Суд может признать взаимозависимость в силу сложившихся отношений, договорных связей и т.д.
Задача нормы, предусмотренной ст.40 НК, и последующих норм: возможность осуществлять контроль по ценам по сделкам, которые заключены между субъектами. Контроль по ценам заключается в том, чтобы исчислить цены как рыночные.
Налоговый агент
Определение понятия «налоговый агент» содержится в ст.24 НК, оно даётся с опорой на выполняемые им функции.
Налоговый агент – это такое лицо, на которое законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению, удержанию и уплате сумм налогов из тех средств, которые выплачивает налогоплательщик.
Эти обязанности (исчислить, удержать и перечислить сумму налога) в общем плане характерны и для налогоплательщиков. Отличиесостоит в том, что налоговый агент производит уплату суммы налога не за счёт собственных средств, а за счёт средств налогоплательщика.
Например: ситуация, связанная с выплатой налога на доходы физических лиц от работы по найму (т.е. зарплаты). Работодатель (юридическое лицо, организация) в налоговом праве выступает как налоговый агент по отношению к физическому лицу – получателю зарплаты. Работодатель обязан начислить и произвести удержание суммы налога на доход физических лиц из зарплаты работника. Сумма зарплаты уже принадлежит физическому лицу, она обусловлена трудовым договором, однако в силу законодательства налоговый агент приобретает полномочие (обязанность) в момент выплаты дохода налогоплательщику (физическому лицу) производить из неё удержание и уплатить эту сумму в бюджет. При этом налогоплательщик считается исполнившим свою налоговую обязанность в тот момент, когда фактически произошло удержание суммы налога (ст.45 НК).
Налоговый агент в отношениях с бюджетом выступает в статусе, во многом идентичном статусу налогоплательщика. Т.е. налоговый агент в общем и целом имеет такие же права и обязанности.
По существу участие налогового агента в налоговых отношениях свидетельствует о том, что применительно к особому налогу законодатель использует особый способ начисления налога: обязанность исчисления была возложена именно на налогового агента.
По общему правилу: обязанность перечисления налога возложена на самого налогоплательщика. Иногда – на налоговый орган.
Т.о., в каждой главе НК, посвящённой конкретному налогу можно искать положение о том, возложена ли обязанность по начислению налога на налогового агента. Если таких положений нет, значит действует обычный порядок начисления налога.
Основные случаи участия налогового агента (содержатся в НК):
1) налог на доходы физических лиц (подоходный налог)
По общему правилу: во всех случаях, когда организация или индивидуальный предприниматель производят выплаты сумм дохода в пользу физического лица, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, должен быть удержан налог на доходы физических лиц. Субъект, который выплачивает физическому лицу, признаётся налоговым агентом. Например: это имеет место в трудовых отношениях, при оказании услуг в гражданско-правовом порядке.
2) исчисление налога на прибыль организаций
Налоговым агентом признаётся российская организация, которая производит выплаты некоторых категорий доходов в пользу иностранной организации, не имеющей на территории РФ постоянного представительства.
3) когда российская организация приобретает определённые товары, работы или услуги у иностранной организации, которая не имеет представительства на территории РФ.
При этом товары (работы, услуги) облагаются налогом на добавочную стоимость.
По ст.168 НК российская организация признаётся налоговым агентом по отношению к иностранной организации.
Права и обязанности
НК в первую очередь перечисляет права налогоплательщиков (ст.21 НК), потом – обязанности. Ст.24 НК построена по такой же схеме.
Права налогоплательщиков
Среди прав налогоплательщика в частности упоминается его право требовать от налогового органа исполнения законодательства о налогах и сборах, а также не подчиняться неправомерным требованиям налогового органа (подп.11 п.1 ст.21 НК). Это положение специфично и характерно именно для налогового законодательства. Из него вытекает, что налогоплательщик (и налоговый агент) вправе по своему усмотрению оценить степень законности действий налогового органа и не подчиниться требованиям налогового органа, если по усмотрению налогоплательщика они незаконны. Однако данное положение не освобождает налогоплательщика (и налогового агента) от угрозы применения к нему мер принуждения или ответственности в связи с неисполнением им в добровольном порядке требований налогового органа или противодействие какому-либо проводимому им мероприятию. Это положение подчёркивает обстоятельство, что решение о законности или незаконности действий налогового органа принимает только суд.
В ст.21 НК закреплены и более конкретные права.
Право получать разъяснения от налогового органа по месту учёта налогоплательщика. Разъяснения касаются применения какого-либо положения законодательства о налогах и сборах (в том числе письменные разъяснения со стороны налоговых органов).
Право использовать налоговые льготы
Хотя ст.21 НК не конкретизирует, по существу в НК содержится два основных вида льгот:
1) налоговые льготы, которые используются налогоплательщиком непосредственно, без предварительного разрешения налогового органа
Например: согласно главе 21 НК реализация определённой продукции не облагается налогом на добавочную стоимость.
2) льготы, предоставляемые в разрешительном порядке
Например: согласно главе 23 НК освобождаются от налогообложения те доходы, которые направляются на постройку жилья. Установлены определённые пределы сумм. Любой человек может воспользоваться этим правом 1 раз в жизни. Для получения льготы необходимо подать в налоговый орган декларацию и заявление с просьбой о предоставлении такой льготы. Льгота предоставляется по итогам налогового периода.
Право налогоплательщика ходатайствовать об изменении срока уплаты налога. Предусмотрено 4 формы:
- отсрочка
- рассрочка
- налоговый кредит
- инвестиционный налоговый кредит.
Дискуссионным является вопрос о том, распространяется ли это право на налогового агента. Непосредственно в НК этого не предусмотрено, но Министерство финансов в ряде своих разъяснений толкует положения главы 9 НК в расширительном порядке и допускает реализацию этого права в том числе и налоговым агентом.
По существу каждое положение НК, посвящённое перечню прав налогоплательщика, в дальнейшем раскрывается в других главах, статьях НК.
Право налогоплательщика на зачёт или возврат суммы излишне уплаченного налога.
В ст.21 НК это право обозначено в общей форме, подробно оно раскрывается в гл.12 НК. Это право в равной степени признано и за налоговым агентом.
В ст.21 обозначен круг определённых процессуально-процедурных прав:
1) право знакомиться с актом налоговой проверки и представлять свои возражения
2) право обжаловать действия и решения налогового органа.