Действий самого налогоплательщика
Регулируется ст.78 НК. Налогоплательщик, установив у себя переплату, должен направить соответствующее заявление в налоговый орган и поставить вопрос о возврате излишне уплаченных сумм или их зачёте в счёт предстоящих платежей. Заявление подлежит рассмотрению в течение одного месяца. Если заявление неправомерно оставлено без удовлетворения либо не рассмотрено, то после прошествия месячного срока закон предусматривает начисление процентов в пользу налогоплательщика (проценты начисляются в размере, равном ставке рефинансирования Центрального Банка) за неправомерное удержание принадлежащих ему сумм.
Например: налогоплательщик ставит вопрос о зачёте и не платит налоги в следующем периоде => начисляются пени (1/300 ставки рефинансирования) и одновременно по истечение месячного срока с момента подачи заявления в его пользу начисляются проценты (в размере, равном ставке рефинансирования). В накладе останется налогоплательщик.
Согласно судебной практике сам факт переплаты налога в бюджет является основанием для того, чтобы не производить начисление пени.
Закон устанавливает определённый срок давности для обращения с просьбой о зачёте или возврате излишне уплаченных сумм налога – 3 года. Этот срок действует в отношении обращений как в налоговый орган, так и в суд.
Ст.78 и ст.79 НК говорят о том, что если налоговый орган не предпримет действий, то налогоплательщик вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. Однако это положение не учитывает изменений, происшедших в АПК и ГПК: исковое заявление – это способ гражданско-правовой защиты, в суд в данном случае направляются жалобы и обращения.
Хотя эти отношения не являются публичными (основанными на власти), но это имущественные отношения => предъявление иска о возврате сумм из бюджета не совсем вписывается в действующее процессуальное законодательство.
Возврат неправомерно взысканных сумм налогов
Возврат неправомерно излишне взысканных сумм налогов производится по решению налогового органа и решению суда.
Однако действующая редакция ст.79 НК не учитывает некоторые случаи. Например: налоги были взысканы по судебному решению, прошло 5 дней, налогоплательщик подаёт заявление в налоговый орган о возврате (зачёте) ему излишне уплаченных сумм. В этом случае проигнорировать решение суда невозможно. Ст.79 НК нельзя применять тогда, когда взыскание налогов было произведено на основании судебного решения.
Когда взыскание осуществляется с организаций.
Здесь иначе определяется срок, с которого начисляется процент в пользу налогоплательщика – с момента взыскания налога.
Заявление не является обязательным документом. Формально сам налоговый орган должен, установив переплату, информировать об этом налогоплательщика и предложить ему произвести зачёт или возврат излишне уплаченных сумм налогов.
Иногда эти отношения возникают в силу специфики начисления налога. Например, применение налоговых вычетов (налоговой ставки) НДС. Здесь правила ст.78, 79 НК не применяются, а применяются специальные правила, содержащиеся в гл.21 НК (ст.171, 172, 176 НК).
Акты правоприменения и реализации
в налоговом праве
Под правоприменением понимается властная деятельность по реализации тех или иных норм права. Когда невластный субъект действует по применению норм права, говорят о реализации правовых норм.
НК отдельно выделяет 2 акта: налоговое требование и налоговая декларация.
НК предъявляет определённые требования к форме этих актов и регламентирует то, какая информация должна в них содержаться.
Налоговое требование
Налоговое требование необходимо разграничивать с понятием налогового уведомления. По форме это сходные документы. Основное различие между ними:
налоговое уведомление содержит информацию о размере налоговой обязанности, подлежащей исполнению в будущем | направление налогового требования означает, что налоговый орган полагает, что налоговая обязанность не была исполнена своевременно, имеется недоимка (это своеобразный аналог претензии) |
Гл.10 НК содержит требования к форме этих актов.
Налоговое требование может быть непосредственно передано налогоплательщику, а также отправлено заказной почтой (в этом случае НК использует презумпцию: налоговое уведомление считается полученным в течение 6-и дней с момента отправления).
Налоговая декларация
Изменения в системе налогообложения в настоящее время сопровождаются расширением случаев, когда она требуется – в настоящее время подача налоговой декларации требуется по абсолютному большинству налогов.
Налоговая декларация может выполнять двоякую роль:
1) налоговая декларация имеет лишь информативное значение для налогового контроля
Например: по налогу на прибыль организаций, по НДС
2) подача налоговой декларации может выступать как необходимое условие для исчисления налога
Например, по налогу на доходы физических лиц налоговая декларация является основой для расчёта суммы налога, причитающейся с физического лица. С учётом поданной налоговой декларации налоговый орган может направить налоговое уведомление физическому лицу.
Обязанность по подаче налоговой декларации может вытекать из императивных норм закона (это общее правило) или выступать как право налогоплательщика (например: если физическое лицо хочет воспользоваться имущественным или социальным вычетом из налога на доходы физических лиц. Однако и при имущественном вычете возможны разные ситуации: при продаже лицом имущества – подача налоговой декларации является обязанностью, при покупке (если лицо хочет воспользоваться налоговой льготой) – подача налоговой декларации является правом лица).
НК содержит и понятие налоговой декларации. Это имеет существенное значение, т.к. в НК есть статья об ответственности за неподачу налоговой декларации (ст.119 НК) и статья об ответственности за непредоставление иного документа (ст.126 НК).
Размер санкций по ним различается: по ст.119 НК предусмотрен штраф в размере 5% за месяц просрочки от суммы причитающейся к уплате, а если просрочка насчитывает более 180 дней – 10%; предусмотренная п.1 ст.126 НК санкция составляет 50 рублей.
В практике существует спор о том, что следует понимать под налоговой декларацией. Поскольку до сих пор действуют старые законы о налогах 1991 года.
Можно ли расчёт, подаваемый организацией по налогу на имущество предприятия (предусмотренному старым законом), признавать налоговой декларацией?
Судебная практика отвечает на этот вопрос положительно.
Отправным моментом здесь является не то, какой термин употреблён (расчёт или налоговая декларация), а то, какую роль выполняет данный документ, соответствует ли он по признакам налоговой декларации.
В ч.1 НК содержится ряд общих правил, касающихся порядка уточнения налоговой декларации. Закон предусматривает право налогоплательщика в течение одного месяца представить уточнённую декларацию, т.е. исправить ошибки, допущенные в первоначально поданной декларации. Предусмотрено, что в случае если данное право реализуется, налогоплательщик не несёт ответственности за неверное исполнение первоначальной декларации при условии, что одновременно с подачей исправленной декларации должно быть произведено погашение недоимки (если последняя имеет место).
Данное право сохраняется за налогоплательщиком и по истечение месячного срока – в это случае подлежит дополнительному уяснению вопрос о том, что было побудительной причиной предоставления уточнённой декларации, т.е. выясняется вопрос о добросовестности налогоплательщика (например: декларация будет принята и налогоплательщик не будет нести ответственность в том случае, если у него не было информации о том, что его первоначальная налоговая декларация уже проверена налоговым органом и по ней назначена налоговая проверка и т.п.)
Налоговый контроль
Есть разные подходы к пониманию налогового контроля:
1)налоговый контроль – это деятельность по проверке исключительно законности, а также вопроса выполнения норм права
2) налоговый контроль также охватывает вопросы целесообразности тех или иных операций.
НК исходит из узкого понимания налогового контроля.
Налоговый контроль – это деятельность компетентных органов в установленных налоговым кодексом формах по проверке выполнения налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений положений законодательства о налогах и сборах.
Проверке подлежит законность, но не целесообразность действий.
Основным субъектом полномочий по осуществлению контрольных мероприятий выступают налоговые органы (пока Министерство по налогам и сборам, в дальнейшем согласно Указу Президента «Об изменениях в составе Правительства» будет Государственная налоговая служба).
Под налоговым органом понимается конкретное территориальное подразделение Министерства.
НК и закон «О налоговых органах» подробно не регламентируют вопрос о разграничении по территории компетенции территориальных налоговых органов => возникает много технических проблем.
Например: в ожидании выездной налоговой проверки налогоплательщик (организация) вносит изменения в свой устав и меняет место своей деятельности (например, переезжает в другой город). Если нарушения налогоплательщика значительны и есть основания для возбуждения уголовного дела или ведения оперативно-розыскных мероприятий – компетенция органов и их действия регламентированы законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Если проверка осуществляется в соответствии с НК – взаимодействие территориальных органов не урегулировано законом.