Кривые безразличия, их свойства.
Кривая безразличия -совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей,т.е приносящих ему одинаковую полезность.
• кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ X и Y существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон;
• кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выше отмечалось, что при увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине;
• абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой замещения;
• кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности. Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные уровни полезности, не могут пересечься;
• возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ. Кривую безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя.
23.Эффект дохода и эффект замещения.
Равновесие потребителя изменяется под влиянием изменения цен.
Снижение цены на один товар набора вызывает: увеличение реального дохода потребителяотсюда эффект дохода – изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменном реальном доходе.
А желание потребителя заменять более дешевым товаром продукты, которые стали дороже вызываютЭффект замещения – изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе.
Сумма двух эффектов дает общий эффект и общее изменение объема спроса.
24) Монополии на рынке труда. Монопсония
Монопсонией -ситуация на рынке, когда с множеством продавцов сотрудничает только один покупатель, диктуя цену, а также объем продаж. Примером может быть рынок труда: на нем фигурирует множество работников, которые продают свой труд, и предприятие – это единственный покупатель.Условия возникновеният монопсонии на рынке труда:1)фирма устанавливает ставку зарплаты, а рабочие должны согласиться на такое предложение или искать другой вариант;2)одна фирма или группа фирм нанимает основную часть общего количества людей определенной профессии;3)вид труда не имеет высокого уровня мобильности (по причинам географической разобщенности, социальных условий, необходимости приобретать новую специальность);4)также монопсония на рынке труда возникает, если взаимодействуют квалифицированные рабочие, не объединенные, например, профсоюзом, и крупная фирма или группа фирм, которые могут быть нанимателем труда.
Монополия- то такая структура, когда на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Монополия на рынке труда возникает тогда, когда на стороне предложения труда от имени всех желающих наняться на работу выступает профсоюз.