Ответственность и контроль в системе местного самоуправления
Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы по данной теме.
1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:
1. Виды юридической ответственности в местном самоуправлении.
2. Основания и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
3. Основания и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
4. Основания и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.
2. Вопросы для обсуждения:
1. В каких случаях и как государство может досрочно прекратить полномочия избранного главы муниципального образования?
2. Дайте определение ответственности в муниципальном праве.
3. Какова ответственность депутата представительного органа местного самоуправления?
4. В чем заключается ответственность главы муниципального образования?
5. Назовите формы реагирования прокурора на нарушения законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
6. Кто наделен правом отменять правовые акты местного самоуправления?
7. Возможно ли применение к должностным лицам местного самоуправления гражданско-правовой ответственности?
8. В чем суть создания временной финансовой администрации?
9. Что понимается под «нецелевым расходованием бюджетных средств»?
При проведении данного занятия у бакалавров формируются следующие компетенции: ОК-4, ОПК-1, ПК-20.
Рекомендуемая литература:
(электронные ресурсы, информационна-правовая база «Консультант-Плюс»)
1. Алешкова Н.П. Правовой механизм и последствия отмены и приостановления актов органов местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2009. № 2.
2. Власов В.А. Актуальные вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 8.
3. Волкова В.В. О юридической ответственности муниципальных служащих // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 1.
4. Гаррес Д. Расторжение контракта с главой местной администрации // Законность. 2009. № 3.
5. Денисов Л.И. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за состояние дел в муниципальном образовании. Правовая основа и проблемы реализации // Спорт: экономика, право, управление. 2008. № 2.
6. Кузько А.В. Повышение эффективности конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 5.
7. Мордовцев А.Ю., Зуева Ю.А. Институт правовой ответственности в системе местного самоуправления как формы публичной власти (теоретико-методологический анализ) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 2.
8. Никонов В. Надзор за деятельностью органов местного самоуправления по соблюдению градостроительного законодательства // Законность. 2008. № 10.
9. Сергеев Д.Б. Проблемы институирования косвенной юридической ответственности муниципального образования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 2.
10. Усманова Р.М. Муниципальная ответственность как разновидность юридической ответственности // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 2.
11. Фатин К.А. К вопросу о концепции института ответственности выборных лиц местного самоуправления перед населением // Юридический мир. 2009. № 2.
12. Чакалова М.С. Проблемы определения ответственности различных уровней публичной власти при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий // Административное и муниципальное право. 2009. № 10.
13. Щепачев В.А. Ответственность органов местного самоуправления перед населением муниципального образования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 2.
I)Вариант проведения семинара с использованием интерактивной формы обучения: деловая игра. Судебное разбирательство с участием органов местного самоуправления (разрешение спора по вопросам местного значения).
Проведение деловой игры преследует цель способствовать развитию самостоятельности, умения быстро ориентироваться в сложной ситуации; на личном опыте убедиться в трудности разрешения конкретных правовых вопросов. В процессе игры участвует вся группа бакалавров. Каждому отводится своя роль, поэтому весь процесс игры от начала до конца зависит от подготовленности, ответственности каждого студента. Деловая игра делится на три этапа:
I. Подготовка
Важное место в процессе подготовки к игре отводится выбору фабулы дела, т.е. спорному вопросу – он определяется совместно преподавателем и студентами из материалов судебной практики. Примерные фабулы споров можно также взять из практикума по муниципальному праву.
После изучения распределяются роли с учетом возможностей каждого бакалавра: истец, ответчик, судья, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат, свидетели, представители органов местного самоуправления….. Затем, в соответствии с ролью, бакалавры совершают ряд процессуальных действий, производимых до судебного разбирательства: подготовка искового заявления истца с адвокатом; предъявление искового заявления; предъявление возражений на иск ответчиком; извещение о времени и месте разбирательства дела заинтересованных лиц.
II. Проведение игры
Это основной этап, в котором рассматривается и разрешается дело. Обстановка в зале должна быть приближена к обстановке и условиям проведения судебного разбирательства в суде. В ходе судебного разбирательства необходимо совершить условные процессуальные действия: приостановление, отложение разбирательства по делу, оглашение определения; удаление свидетелей из зала судебного заседания; отводы составу суда; передача дела в другой суд. Руководит судебным заседанием судья. Все действия в ходе судебного разбирательства совершаются в строгом соответствии с ГПК РФ.
III. Подведение итогов
Ввиду того, что судебное заседание состоит из 4-х частей, в конце каждой части судебного заседания объявляется перерыв для обсуждения выявленных ошибок, совершенных бакалаврами. В конце игры (после вынесения судебного решения) отводится время для подведения итогов работы студентов в целом.
Практическое занятие № 11