Иные виды регуляторов гражданских отношений в ГК Украины
Наряду с ГК Украины и другими нормативно-правовыми актами в гл.1 предусмотрены и другие регуляторы гражданских отношений. Одни из них в позитивном праве признаются источником права (международный договор), другие таковыми не признаются (договор, обычай, аналогия).
Международным договором является заключенный в письменной форме договор с иностранным государством или другим субъектом международного права, который регулируется международным правом, независимо от того, содержится договор в одном или нескольких связанных между собой документах, и независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и т.п.) (ст.1 Закона Украины «О международных договорах»). В ГК Украины м посвящена отдельная статья (ст.10).
Международные договоры наряду с типовым договором (уставом) в общей теории права признаются разновидностями такого источника права как нормативный договор[172]. Они могут классифицироваться по разным основаниям[173]. Для правоприменительной деятельности важно их деление в зависимости от механизма наступления обязательности для исполнения: 1) подлежат ратификации, 2) не подлежат ратификации.
Перечень видов международных договоров, подлежащих ратификации содержится в ч.2 ст.9 Закона Украины «О международных договорах». Однако А.С.Довгерт справедливо обращает внимание на существование некоторой неопределенности в ст.9 Конституции в отношении международных договоров, не подлежащих ратификации. Поэтому возникает вопрос о принадлежности таких договоров к национальной системе права[174].
Без соответствующей трансформации международный договор не становится обязательным для исполнения. Необходимая для этого ратификация международного договора Украина осуществляет путем принятия закона о ратификации, неотъемлемой частью которого является текст международного договора. Учитывая положения ст.9 Конституции ч.1 ст.10 ГК Украины международные договоры, согласие на обязательность которых дано ВР, становятся частью национального законодательства Украины. Они применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства (в определенной степени эта норма продублирована и в ст.3 Закона Украины «О международном частном праве»). Именно в этом, по мнению Г.С.Феденяк, заключается примат норм международного права, но не учитывая это, законодатель указывает, что в случае, если международным договором Украины, вступившим в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, что предусмотрены в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора (ст.19 Закона «О международных договорах», ч.2 ст.10 ГК). И поэтому такая позиция законодателя оценена как непоследовательная[175]. С точки зрения правоприменения такую оценку действий законодателя можно было бы поддержать, если бы оценивалось соотношение международного договора и национального закона. В то же время признание на уровне Конституции (ст.9) международных договоров частью национального законодательства ставит вопрос о применении права в случае, если выявлены противоречия между положениями двух источников национального права, один из которого – международный договор. И потому признание приоритета за международным договором, ставшим частью национального права, закрепленное законодателем, позволит однозначно применять норму, содержащуюся в международном договоре, что способствует определенности правоотношений.
В юридической практике следует учитывать не только ратификацию соответствующего международного договора, но и сформулированные оговорки, предусмотренные ст.10 Закона «О международных договорах». Кроме того, при решении конкретного дела международно-частного характера необходимо учитывать, вступило ли в силу международное соглашение, является ли оно обязательным для другого государства, а также возможные проблемы перевода[176].
На сегодня Украина заключила уже множество двусторонних соглашений с другими странами и региональных соглашений. Региональные многосторонние соглашения Украина заключает в рамках СНГ и Совета Европы. В рамках СНГ – это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 8 декабря 1991 ., соглашение о сотрудничестве в формировании единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г. и др. В рамках Совета Европы Украина ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Закон от 17 июля 1997 г.), Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей 1996 г. (Закон от 3 августа 2006 г.), европейскую конвенцию о правовом статусе детей, рожденных вне брака 1975 г. (Закон от 14 января 2009 г.) и др.. Продолжается работа по присоединению Украины к унифицированным многосторонним договорам. Они имеют огромное значение для защиты прав человека, для регулирования хозяйственных (экономических) отношений[177].
Следует учитывать и наличие конституционного запрета на заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Украины (ст.9 Конституции). Такие договоры могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины. В то же время в правоприменительной деятельности украинские суды могут применять нормы международного договора, в котором Украина не участвует, в случае, если рассматривается дело, и, согласно коллизионным нормам, применяться должно иностранное право, источником которого является соответствующий международный договор.