Возможность и необходимость антикризисного управления
В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.
Антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определённым образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.
Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.
Необходимость антикризисного управления определяется целями развития организации, предприятия, фирмы, проекта.
Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами (Рис. 2.2):
I Система управления кризисом в организации
1. Проблемы распознавания предкризисных ситуаций.
2. Проблемы предотвращения кризиса.
3. Проблемы жизнедеятельности организации в кризисном состоянии
4. Проблемы выхода из кризиса.
5. Проблемы ликвидации последствий кризиса.
От проблем этой группы зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления, представленная в этой группе.
Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. В этом случае антикризисное управление решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.
II Проблемы, связанные с ключевыми сферами жизнедеятельности организации.
1. Методологические проблемы антикризисного управления.
2. Финансово-экономические проблемы антикризисного управления.
3. Правовые проблемы антикризисного управления.
4. Проблемы организации антикризисного управления.
5. Социально-психологические проблемы антикризисного управления.
Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии. Это требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем.
III Дифференциация технологий управления.
1. Поиск информации.
2. Проблемы прогнозирования кризисов.
3. Разработка управленческих решений в условиях кризиса.
4. Анализ и оценка кризисных ситуаций.
5. Инновационные стратегии кризисного поведения.
Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологий управления. Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.
IV «Золотой запас» антикризисного управления
1. Конфликтологические проблемы управления
2. Маркетинг в условиях неопределенности.
3. Использование процедур антикризисного управления.
4. Оценка, мотивация и селекция персонала в условиях кризиса.
5. Инновационно-инвестиционное проектирование.
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятии.
Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими его характеристиками.
Проблемы распознавания предкризисных ситуаций | Методологические проблемы антикризисного управления | |
Проблемы предотвращения кризиса | Финансово-экономические проблемы антикризисного управления | |
Проблемы жизнедеятельности организации в кризисном состоянии | Правовые проблемы антикризисного управления | |
Проблемы выхода из кризиса | Проблемы организации антикризисного управления | |
Проблемы ликвидации последствий кризиса | Социально-психологические проблемы антикризисного управления |
Антикризисное управление:
методология и организация решения проблем в условиях кризисного
функционирования организации
Поиск информации | Конфликтологические проблемы управления | |
Проблемы прогнозирования кризисов | Маркетинг в условиях неопределённости | |
Разработка управленческих решений в условиях риска | Использование процедур антикризисного управления | |
Анализ и оценка кризисных ситуаций | Оценка, мотивация и селекция персонала в условиях кризиса: | |
Инновационные стратегии кризисного поведения | Инновационно-инвестиционное проектирование. |
Рис.2.2. Проблематика антикризисного управления