Деньги,(1) конечно,(2) вскоре кончились,(3) я стал напряжённо думать,(4) где бы достать ещё,(5) и придумал.
11. Укажите количествограмматических основв предложении 21. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительнойсвязью.
Обойдя аул,(1) я подсчитал выручку и понял,(2) что можно продолжать игру. Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях,(3) и за целый день мои штаны продрались насквозь,(4) а колени исцарапались.
13. Среди предложений 3–7 найдите сложноподчинённое предложение с однороднымподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 32–36 найдите сложныепредложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 171
(1)Кирилл Осипович подошёл и включил телевизор.
– (2)Марковна, Жека, садитесь ближе! (3)Сейчас начнётся, а пока я расскажу сам. (4)Жека, взгляни в окно – видишь, башенные краны торчат? (5)Они везде торчат, а это вчерашний день строительства, потому что они неповоротливы и неудобны. (6)А теперь – смотрите, что изобрёл мой сын Лёвушка!
(7)На экране появился сутулый грузовичок, на спине которого покачивалась тонкая стрела. (8)Грузовичок подъехал к стройплощадке, задрал вверх стрелу, которая, всем на удивление, дотянулась до самого верхнего этажа. (9)И вот, подцепленная крюком, поплыла ввысь бетонная стена. (10)Она уплывала невесомо, стремительно. (11)Было непостижимо, почему грузовичок не наклоняется и не переворачивается, почему не гнётся, не обломится изящная тоненькая стрела.
– (12)Вы посмотрите, Лёвушка строит эти машины не первый год, каждая новая модель была лучше прежних, но вот эта, последняя, особенно хороша!
(13)Наблюдая за этими цирковыми фокусами, ни Жека, ни Марковна не заметили, что Кирилл Осипович вдруг умолк. (14)А тот, сгорбленный и от этого ещё более маленький, прищурившись, листал страницы учебника.
– (15)Как это могло произойти? – внезапно спросил он жёстким, неприятным голосом. – (16)Вот Лёвушкин учебник. (17)Пятнадцатилетней давности. (18)И вот здесь, на полях... (19)Здесь конструкция этой машины! (20)Выходит, он изобрёл эту машину ещё в институте и почему-то скрыл её, спрятал! (21)И строил вон те модели, первые, которые хуже! (22)Зачем, я спрашиваю? (23)Если это правда... (24)Это же страшно.
– (25)Чего... страшного-то? – спросила Марковна.
(26)Кирилл Осипович обернулся к Жеке.
– (27)Ты спортом занимаешься? (28)Предположим, ты прыгаешь в высоту. (29)Можешь прыгнуть на два метра, а рекорд – полтора. (30)Что ты сделаешь?
– (31)Прыгну на два.
– (32)Зачем? – резко спросил Кирилл Осипович. – (33)Этого никто не знает, и ты можешь это скрыть! (34)Поднимай планку по сантиметру – и побьёшь дюжину рекордов. (35)Очень выгодно!
– (36)Не надо мне этого, – сказал Жека, глядя в пол.
– (37)Потому что – обман? (38)Так ведь? (39)Это даже ребёнок понимает. (40)Лёвушка придумал отличную машину. (41)Но ведь потом надо придумывать следующую! (42)А это трудно! (43)И он все эти годы поднимал планочку по сантиметру: так легче.
– (44)Но ведь не украл же он! (45)Своим распоряжался!
– (46)Он украл, и немало: пятнадцать лет жизни! (47)Он работает не один, у него конструкторское бюро, помощники, исполнители. (48)Пятнадцать лет они были вместе. (49)Он глядел им в глаза, притворялся, а они не знали, кто он такой... (50)Если бы он пришёл ко мне, рассказал, я не позволил бы терять время! (51)Но он не пришёл, и оправданий этому нет... (52)Никаких оправданий ему нет, понимаете?!
(По Э. Шиму)*
*Шим Эдуард Юрьевич(настоящая фамилия – Шмидт) (1930–2006) –русский писатель,драматург.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Кирилл Осипович был рассержен на сына?»
1) Потому что оказалось, что у сына не было таланта изобретателя.
2) Потому что оказалось, что сын мог стать спортсменом и побить дюжину рекордов.
3) Потому что оказалось, что изобретённая сыном техника могла показывать только «цирковые фокусы», а для работы на стройплощадке была непригодной.
4) Потому что оказалось, что сын «украл» пятнадцать лет творческой жизни у себя, у коллег, у науки.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются эпитеты.
1) (4) Жека, взгляни в окно – видишь, башенные краны торчат?
2) (15) Как это могло произойти? – внезапно спросил он жёстким, неприятным голосом.
3) (34) Поднимай планку по сантиметру – и побьёшь дюжину рекордов.
4) (13) Наблюдая за этими цирковыми фокусами, ни Жека, ни Марковна не заметили, что Кирилл Осипович вдруг умолк.
4. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
1) пришёл 2) переворачивается 3) придумал 4) прищурившись
5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН»?
1) бетонная 2) подцепленная 3) особенно 4) сгорбленный
6. Замените разговорное слово «задрать» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «бетонная стена» (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 14.
9. Среди предложений 7–11 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.