Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Иначе говоря, Святой Дух укрепит вашу веру в Иисуса и дела Божии. А когда понадобится, Он подскажет вам Слово Божье, которое скрыто в вашем сердце (см. Пс. 118:11).
Святой Дух, наш Помощник, поселился в наших сердцах, верящих в Него. И Он — все, в чем мы когда-либо можем нуждаться. Он наш Утешитель, Советчик, Наставник и Учитель. Он больше и мудрее нас, поэтому Он устраивает всю нашу жизнь.
Если мы осознаем, какая сила таится внутри каждого из нас, если мы верим Слову Божьему, тогда не важно, с чем мы столкнемся в жизни, у нас не будет страха. Тот, Кто внутри нас, больше того, кто в мире! Он проведет нас по жизни в безопасности.
Вопросы для самопроверки
1. С какой целью Иисус послал на землю Святого Духа?
2. Какие три типа отношений человека и Бога открывает нам Новый Завет?
3. Когда начали действовать все принципы и статьи Нового Завета?
4. Где живет Бог в Новом Завете?
5. Кто такой «тот, кто в мире», о котором говорится в Первом послании Иоанна (4:4)?
6. Какие два списка по девять пунктов, касающиеся обитания Святого Духа в человеке, приведены в Библии?
7. О каких плодах говорит Павел в пятой главе Послания к Галатам?
8. Назовите одну из главных целей обитания Святого Духа в человеке.
9. Перечислите все наименования Святого Духа в Евангелии от Иоанна (14:16-18) с комментариями.
10. Что такое дух человека, согласно Притчам (20:27)?
Глава 5
Нисхождение Святого Духа: наполняющая сила
В четвертой главе мы обсуждали пребывание Святого Духа внутри человека. Но есть еще один аспект взаимодействия верующего и Святого Духа. Бог желает, чтобы каждый из Его детей испытал оба ощущения от контакта со Святым Духом: пребывание Святого Духа внутри при новом рождении и нисхождение Святого Духа на человека при крещении Святым Духом.
В Евангелии от Иоанна (14:16, 17) Иисус обещал, что Святой Дух будет пребывать в человеке постоянно. «...умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя... Он с вами пребывает и в вас будет».
В то время, когда Иисус говорил эти слова, Святой Дух еще не был ни в апостолах, ни в одном другом последователе Иисуса. Но обещание заключалось в том, что Святой Дух будет в каждом верующем. Иисус сказал апостолам: «...Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:17).
Обещание Иисуса было выполнено: в Евангелии от Иоанна рассказано, что воскресший Иисус появился перед апостолами, дунул на них и сказал: «...примите Духа Святого» (Иоан. 20:21,22).
Это было сказано о принятии Духа при новом рождении. В этот момент апостолы родились заново, их дух был возрожден Святым Духом (см. Тит. 3:5).
Обетование Святого Духа
Но, кроме того, Иисус обещал апостолам и всем остальным верующим еще одно, следующее за описанным, событие — нисхождение силы Духа свыше.
ЛУКИ 24:49
И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
Здесь Иисус говорит совсем о другом событии — об излиянии Святого Духа на верующих, о нисхождении силы свыше.
ДЕЯНИЯ 1:5,8
Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым...
8 Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Нисхождение Святого Духа
В стихах Евангелия от Луки (24:49) и Деяний (1:8) предлог «на» используется в отношении крещения Святым Духом. Иисус говорит: «...Я пошлю обетование Отца Моего на вас» и «...вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый».
Вот чего хочет Бог: чтобы Святой Дух нисходил на верующих свыше и наполнял их силой.
Вот два различных события, каждое из которых угодно Господу: пребывание Духа внутри при новом рождении и особое наполнение Святым Духом, которое сегодня может получить каждый верующий. В день Пятидесятницы Господь наполнил Святым Духом не только 120 человек, собравшихся в Иерусалиме (см. Деян. 2:1-4), но и всю Свою Церковь — всех, кто верит в Иисуса.
Как я уже говорил в предыдущей главе, все дело не в даянии Отца, а в тех, кто принимает Его дар. Святой Дух был дан Церкви в день Пятидесятницы. Теперь нам остается только принять его.
Мир — невозрожденные грешники — не может принять Святого Духа, Духа истины. Но мир может принять новое рождение. Грешники могут принять Иисуса Христа своим Господом и Спасителем и родиться заново. Однако крещение Святым Духом — только для верующих.
Излияние Святого Духа Иисус назвал «обетование Моего Отца» (см. Лук. 24:49, Деян. 1:4). Так же во второй главе Деяний о Святом Духе говорит апостол Петр, называя это явление «обетованием Святого Духа» и «даром Святого Духа».
ДЕЯНИЯ 2:32, 33