Как разработать вашу маркетинговую стратегию
Диаграмма Рынок/Продукт представляет четыре возможных комбинации рынка и продукта, используя два их состояния: существующий и новый.
Квадрант 1: Это известная территория: существующий продукт на существующих рынках.
Квадрант 2: Здесь мы вводим новый продукт на существующий рынок. Мы знаем рынок, но не знаем, насколько хорошо новый продукт будет на нем воспринят. Поэтому ситуация здесь более неопределенна, чем в квадранте 1.
Квадрант 3 соответствует продвижению существующих продуктов на новый рынок. Эта ситуация, как и в квадранте 2, характеризуется большей неопределенностью по сравнению с квадрантом 1. Она обратна тому, что имеет место во втором квадранте: мы знаем продукт, но не знаем рынок, на который с ним выходим.
Квадрант 4: здесь имеет место наибольшая неопределенность, поскольку на незнакомый нам рынок продвигается новый для нас продукт. Этот квадрант для безрассудных и для смелых!
Как разрабатывать вашу маркетинговую стратегию с использованием диаграммы Рынок/Продукт
Проводя семинар с семьей Хинтонов по вопросам стратегии маркетинга (см. гл. 5. Влияние прибыльности на долю рынка) консультант по менеджменту объяснил смысл диаграммы Рынок/Продукт и попросил членов семьи рассказать об их представлениях по поводу того, к каким квадрантам принадлежат производимые ею изделия.
Квадрант 2 | Квадрант 4 |
Квадрант 1 | Квадрант 3 |
Существующий Новый Рынок
Рис. 6.1. Диаграмма Рынок/Продукт
«Ну что же, записные книжки — это, конечно, известный продукт на известном рынке, — высказал свое мнение Джеймс Хинтон.—А наши книжки для записи адресов и телефонов - это новый продукт на существующем рынке. Они сделаны довольно неплохо, - пробормотал он. - Органайзеры Джереми выглядят как новый продукт на новом рынке», - продолжал он с заметным отвращением. «А что насчет известного продукта на новом рынке?» - напомнил консультант. «Гмм ... что-то такое есть, и лучше, если об этом скажете Вы», - закончил Джеймс.
«Когда говорят о зрелых рынках, неизменно начинают думать в терминах диверсификации, — подчеркнул консультант. — Почти всегда людей привлекает диверсификация и продуктов, и рынков, т.е. квадрант 4, когда с новым продуктом выходят на новый рынок. Однако это очень опасно: неопределенность, возникающая из-за нового рынка, усиливается тем, что и продукт новый, незнакомый. Ирония заключается в том, что необходимость перемещаться в квадрант 4 возникает редко».
«Записные книжки Хинтонов знамениты во всем мире, - продолжал он. - У меня тоже есть такая. Я начал покупать их как только смог себе позволить. Но в этом-то и заключается трудность. Взгляните вокруг себя, джентльмены. За исключением Джереми, мы все уже люди не первой молодости. Если мы будем полагаться только на су-
ществующий рынок, записные книжки Хинтонов будут продаваться все меньшему и меньшему числу стареющих людей. Джереми придерживается мнения, что записная книжка- это принадлежность прошлого. Я не согласен. Я считаю, что люди будут использовать бумажные блокноты для записей еще лет 20, когда нынешние электронные органайзеры будут выглядеть технологическими динозаврами. Наша задача в том, чтобы убедить поколение Джереми в том, что записная книжка Хинтонов - это признак элегантности, что качественная бумага и кожа намного более эстетичны, чем бездушный органайзер. Это принесет нам продажи в квадранте 3: существующий продукт на новых рынках. Мы можем продолжить разработку других эстетичных продуктов в бумаге и коже, таких как книжки для записи адресов и телефонов, для квадранта 2 (новый продукт на существующем рынке). Конечно, мы не должны упускать из виду наше главное местонахождение - первый квадрант, существующие продукты на существующих рынках. И если нам придется рисковать, входя в квадрант 4, т.е. продвигая новые продукты на новые рынки, то почему бы не сделать это с адресной книжкой Хинтонов для пижонов?» Тут все тяжело вздохнули. Даже заметно смущенный Джереми криво улыбнулся.
Ansoff, H.I. (1965), Corporate Strategy, New York: McGraw-Hill Book Co.
Комментарий
Имеется перевод: Ансофф Г. Стратегическое управление: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.
Четыре Р
Какуправлять тактикой маркетинга
Под четырьмя Р тактики маркетинга понимают: 1. Product (продукт), 2. Price (цена), 3. Promotion (продвижение), 4. Place (место).
Продукт: занимаемся ли мы маркетингом предусмотренного нами продукта на намеченном рынке? Каков спрос на наш продукт? Каким образом мы узнаем, что этот спрос имеется? Почему он существует? Что может привести к изменению спроса? Из общих соображений можно предположить спрос на бикини на Багамах и на плащи в Вес-тер-Росс. А как насчет бикини в Вестер-Росс и плащей на Багамах? Никаких предположений. Выясняйте.
Цена: правильна ли наша цена для намеченного рынка? Не является ли она очень высокой или очень низкой? Какова чувствительность спроса к изменению цены (см. часть III. Управление ценообразованием)? Каким может быть эффект от снижения цен или специального предложения? Как будет выглядеть на намеченном рынке наш продукт с точки зрения цены? Относительно недорогие овощи могут позитивно восприниматься женщинами с ограниченным семейным бюджетом, в то время как недорогие бальные платья могут теми же самыми женщинами восприниматься негативно. Или наоборот. Никаких предположений.
Продвижение: как мы известим намеченный нами рынок о нашем продукте? Реклама «из уст в уста»' - простой и недорогой способ. Но достаточно ли этого? Телевизионная реклама может донести информацию до многих и многих людей. Но какая их часть будет рормировать намеченный нами рынок? Каковы для наших целей до-тоинства газет, биллбордов, торговых журналов, PR («пиар» - отношения с общественностью, информирование общества), телемарке-<га и т.п.? Какова наиболее выгодная для нас комбинация способов информирования?
Место: где мы должны расположиться территориально? Суще-гвенно ли это, и если да, то почему? Будут ли наши покупатели прихо-
дить для встречи с нами, или мы будем приходить к ним? Насколько важна парковка? Следует ли подумать о других формах доступа к нашим продуктам, например, на станциях метро? Как может повлиять одностороннее движение на улице, где мы расположены, на поведение покупателей? Насколько важна разъездная торговля? Точное размещение для супермаркета может очень отличаться от точного расположения для бутика.
Как управлять тактикой маркетинга: четыре Р
Дэйв и Джо размышляли над открытием в Манчестере магазина туристского снаряжения. Оба они уделяли внимание физической активности: бегу, альпинизму, лыжам, каноэ, пешему туризму. Поэтому они хорошо знали предмет предстоящей торговли. Несколькими годами раньше они начали розничную продажу альпинистского снаряжения в маленьком магазинчике в Северном Уэльсе. Затем открыли аналогичный магазин в Дербишире. Магазин в Манчестере был бы третьим. Хотя маркетинг в первых двух случаях в основном базировался на том, что они "чувствовали нутром" («В каждом случае мы знали местность и клиентуру», - признал Дэйв), с переходом в Манчестер они почувствовали необходимость в более профессиональном подходе к маркетингу.
«Конечно, для еще одного магазина туристского снаряжения в Манчестере есть сфера деятельности, - подчеркивал Дэйв. - Я сталкивался с людьми из Манчестера во время скалолазания. Они говорили мне, что покупают снаряжение в Олтринхэме и Шеффилде. Теперь они будут покупать его в самом Манчестере».
«Это верно, - согласился Джо. - Я посмотрел существующий выбор. В настоящее время в городе вы можете пойти в три магазина; в каждом из них имеется базовое снаряжение для альпинизма. Но ни в одном из них вы не найдете ничего для серьезных скалолазов. А каждый знает, как они требовательны. В Манчестере много альпинистов, и мы можем провести исследование, чтобы выяснить, сколько их и каковы их примерные ежегодные расходы на снаряжение. Я думаю, нам следует специализироваться на качественном снаряжении для альпинизма. Я знаю, что в Уэльсе хорошо продаются каноэ, а в Дербишире -лыжи. Но в Манчестере уже есть несколько магазинов, где продают каноэ и лыжи. Мы бы не хотели конкурировать с ними. Мы не можем работать прибыльно, продавая любые вещи для всех людей».
После серьезной дискуссии Дэйв и Джо договорились продавать альпинистские товары, но предлагать широкий спектр: как для начинающих, так и для опытных скалолазов. «Таким образом мы можем превратить начинающих в постоянных покупателей, — подчеркнул Джо. - Мы сможем брать с покупателей маржу, но не чрезмерную, увеличив цены для "продвинутых" спортсменов, но базовое снаряжение должно быть относительно дешевым».
Продвижение было сравнительно легким — альпинистские журналы для общего рынка и фуршет при открытии для всех, кто интересуется. «Таким путем, по меньшей мере, каждый узнает, где мы находимся». - заявил Дэйв. «Боюсь, это не так просто, - заметил Джо. -У нас есть выбор из трех мест для размещения магазина. Первое — вблизи центра города, что удобно для работающих в офисах, но дорого и без места для парковки. Второе в очень неудобном районе, но дешевое и с хорошими условиями парковки. Третья возможность - с ограниченной парковкой, но туда можно прийти пешком из центра и там плата за помещение - на среднем уровне».
Третий вариант в конце концов и был выбран.
Kotler, P. (1983), Principles of Marketing, 2nd edn., New York: Prentice-Hall Inc.
Комментарий
1 Об устной рекламе - рекламе «из уст в уста», в том числе через Интернет, подробно рассказано в книгах: Харрис Г., Харрис Г.Дж. Как заставить говорить о вашем деле. 101 простой и недорогой способ продвинуть свой бизнес: Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 2002; Харрис Годфри. Пусть говорят Ваши пальцы: Онлайновая реклама в Интернете: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2002.
Особенности и выгоды