Функции Государственного бюджета
Под бюджетом, исходя из критерия содержательности дефиниции, следует понимать централизованный фонд денежных средств, предназначенных для удовлетворения общественно значимых интересов в целях повышения уровня и качества жизни населения.
— перераспределительная, связанная с варьированием величины национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, в территориальном и отраслевом разрезе, наиболее значимыми в данный период развития страны отраслями экономики, их видами и подвидами;
— регулирующая, отражающая процесс первоочередного направления денежных средств на развитие приоритетных отраслей национальной экономики, и проявляющаяся в возможности целенаправленно и непосредственно воздействовать через государственные расходы (заказы, ассигнования, субсидии, субвенции) на различные стадии общественного воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление), на совокупный спрос и предложение, накопления и сбережения;
— социальная, заключающаяся в повышении уровня и качества жизни населения (снижение безработицы, рост размеров социальных пособий, снижение смертности, повышение пенсий и т.п.); в осуществлении социальной поддержки слабо защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей); в предоставлении гарантии социальных и экономических прав граждан России; в проведении активной социальной политики, обеспечивающей адресную защиту нуждающихся в ней слоев населения;
— контрольная, включающая в себя надзор общества за целевым и адресным расходованием бюджетных средств, за соответствием размера централизуемых финансовых ресурсов государства объему его потребностей, за действенностью бюджетного процесса, в котором должны «высвечиваться» слабые места, «болевые точки» в экономике страны.
Принципы построения бюджетной системы, сформулированные в Бюджетном кодексе, также должны быть изменены в соответствии с новым определением бюджета и наполнены адекватным социально-экономическим содержанием.
1. Принцип общественной значимости бюджета, на основе которого определяется единая социальная направленность бюджета и всех звеньев бюджетной системы, ранжирование и финансовое обеспечение общественных потребностей по степени их значимости. Этот принцип является основным, все остальные по отношению к нему — производные.
2. Принцип единства бюджетной системы, на основе которого адаптируется бюджетное законодательство, организация и функционирование бюджетной системы и бюджетного процесса.
3. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами, на основе которого определяются полномочия органов власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
4. Принцип самостоятельности бюджета, на основе которого органы власти различных уровней и территорий обязаны самостоятельно обеспечивать бюджетный процесс и эффективность использования бюджетных средств, направляя их на саморазвитие.
5. Принцип сбалансированности бюджета, на основе которого оптимизируется соотношение объема его расходов и суммарного объема доходов и поступлений из источников финансирования бюджетного дефицита.
6. Принцип результативности бюджета, который ориентирует власть, бизнес и общество на достижение социально значимых целей с минимальным отвлечением бюджетных средств на непроизводительные расходы (содержание номенклатуры, национальную оборону и т.п.).
7. Принцип прозрачности бюджета, на основе которого определяется обязательная открытость для общества и средств массовой информации всех бюджетных процедур и этапов бюджетного процесса.
8. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что все бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с указанием целей их использования.
9. Принцип минимизации издержек управления бюджетом заключается в том, что расходы по управлению бюджетом должны быть сведены к минимуму.
Бюджетная система РФ
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- III уровень - местные бюджеты.