Кредитная политика (КП), как основа управления ДЗ. 8 страница
В страховании реализуются определенные экон. отнош., складывающиеся между людьми в процессе производства, обращения, обмена и потребления, материальных благ. Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба.Страхование – это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, находящегося в ведении страховой организации (страховщика). Процесс общественного воспроизводства представляет собой взаимодействие и противоборство различных сил как природного, так и социально-экономического характера. Противоречия между человеком и природой (наводнения, засухи, ураганы и др), и общественные противоречия (экон., полит., религиозные, межэтн. кризисы, войны.) , создают условия для проявления негативных последствий, имеющих случайный характер.Возникает определенный риск, присущий различным стадиям общественного воспроизводства и любым социально-экономическим отношениям. Все эти обстоятельства способствовали возникновению и развитию страховой деятельности во всем мире.
Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование для возмещения ущерба при различных рисках, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни. Страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой – видом деятельности, приносящим доход. Специфика страхования как экономической категории определяется следующими признаками: - наличие денежных перераспределительных отношений; - для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками с солидарной раскладкой суммы ущерба, которая основана на вероятности наступления ущерба. - перераспределение цущерба в пространстве и во времени. - возвратность страховых платежей.
Страхование состоит в предоставлении страховой защиты. Страховую защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами жизнедеятельности. С другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей в обеспечении названных интересов. Таким образом, страховую защиту можно определить как осознанную потребность физических и юридических лиц в создании специальных страховых фондов для восстановления имущества, здоровья, трудоспособности и личных доходов как самих участников создания этих фондов, так и третьих лиц. . Различают организационные формы страховых фондов: 1) Государственный (централизованный страховой или резервный фонд) , предназначен для возмещения ущерба возникающего в результате стихийных бедствий и крупных аварий, формируется засчет государственных ресурсов. Создается в натуральной или денежной форме. 2) Фонд самострахования (децентрализованный), создается на предприятиях и в домашнем хозяйстве на добровольной основе для преодоления временного затруднения в личной жизни. 3) Страховой фонд страховщика, создается засчет взносов участников этого фонда (страхователи) и используется на конкретные цели на возмещение ущерба в результате страховых случаев, а также на оказание помощи пострадавшим и выплате страховых сумм в личном страховании. Величина этого фонда определяется математическими расчетами основанными на теории вероятности и статистики. Экономическая сущность страхованиязаключается в следующих функциях:: 1Рисковая функция, суть ее заключается в возмещении ущерба страхового случая. 2Предупредительная функция направлена на снижение вероятности ущерба и уменьшение масштабов возможных убытков.Реализуется а) методом прямого воздействия на страхователя б) путем финансирования превентивных мероприятий засчет формируемого резерва предупредительных мероприятий. 3Сберегательная функция используется в личном страховании для страхования жизни. 4Контрольная функция заключается в контроле за формированием и использованием страховых резервов. Контроль осуществляет страховая компания или государство
3. Международное регулирование иностранных инвестиций
Огромное влияние на ИИ, их регулирование оказ-ют межд.фин.орг-ции:
1. Международный валютный фонд (МВФ). 27 декабря 1945г. (РФ вступила в 92г),188 государств, штаб-квартира Вашингтон, США. Орг-ция занимается финансир-ем гос.программ борьбы с высок.инфляцией и общей валютно-фин.нестабильностью. Страны-члены МВФ могут получить кредиты от МВФ лишь при условии, что они обязуются проводить опред. политику (инфл 3-5%)) 2. Всемирный банк 27 декабря 1945г., 184 государства, штаб-квартира – Вашингтон. В настоящее время под ВБ фактически понимают две организации: МБРР, Международная ассоциация развития. (-международная фин. орг-ция, деят-ть к-ой сконцентрирована на кратко выраженных эк. кризисах. ВБ осущ-ет структурные преобразования, связанные с либерализацией торговли, приватизацией, реформами сис-мы образ-я и здравоохр-я, инвестициями и инфраструктурой. ВБ выдает долговр.займы на коммерч.условиях, хотя отдельн.бедным странам предоставляет льготы (снижает ставки по кредитам). Целевые кредиты ВБ предназначаются для финансир-я конкретн.инвест.проектов (строит-во дорог, мостов, э/станций) Отличие ВБ от МВФ состоит в том, что ВБ оказывает долгосрочную помощь и только развивающимся странам, а МВФ нацелен на преодол-е времен.фин.кризисов в любой стране).
3. ЕБРР – создан 1991г.,Расположен в Лондоне (Есть представительство в Атриуме. Влиятельная орг-ция, к-ая создана для оказания помощи странам Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночн. преобразований. Гл.задача – содействие долгоср.эк.росту опред. странам и регионам за счет финансирования инвест.проектов. Кредиты предоставляются ср.бизнесу стран бывш.соц.лагеря. ЕБРР содействует: проведению структурных и отраслевых реформ; развитию конкуренции, приватизации и предпринимат-ва; укрепл-ю фин. орг-ций и правовых сис-м; развитию необх.инфрастр-ры для поддержки частного сектора; внедрению надежно работающей сис-мы корпоративн.упр-я, в т.ч.и в целях решения природоохранных проблем. Организация экономич. сотрудничества и развития (ОЭСР), 30 сентября 1961г., 34 государства, штаб-квартира-Париж. –межд.эк.орг-ция развит.стран, признающих принципы представительной демократии и свободн.рыночн.эк-ки. ОЭСР осущ-ет обширн.аналитич.работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для орг-ции многосторонних переговоров по экон. проблемам. Значительная доля деят-ти ОЭСР связана с противодействием отмывания денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны нек-ые мех-мы, призванные положить конец практике созд-я гос-в так наз. «налоговых оазисов».
Государственное гарантирование иностранных инвестиций Важным условием привлечения иностранных инвестиций, способствующим минимизации рисков зарубежных инвесторов, является государственное гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов, которое может осуществляться: 1)на основе конституций или специальных нормативных актов; 2)в рамках двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений о защите и стимулировании иностранных инвестиций; 3)ч/з участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран.
В конституциях многих стран содержатся положения о неприкосновенности собственности Конституционно закрепляются права на справедливую компенсацию и способы урегулирования споров при несогласии собственника с фактом, размерами, сроками конфискации. Эти гарантии обычно распространяются и на иностранных собственников. В странах, где приняты специальные законы и кодексы в области инвестиционной деятельности, отмеченные положения конкретизируются в данных нормативных актах.
БИЛЕТ 19
1. Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества: проблемы, перспективы развития.
ГосВнебФонды начали функционировать в России с 01.01.92. Причина: по итогам 91г. дефицит ФедБюдж-13% (предельный размер 3-5% от ВВП); огромный недостаток фин.ресурсов привел к необходимости создания целевых внебюдж. фондов: ПФ, ФСоцСтрах; ФОбМедС, Ф.занятости насел-ния. Недостаток ресурсов в бюджете приводил к невыплате пенсий, пособий по временной нетрудосп-бности. В рез-те правительство принимает решение – часть фин. ресурсов выделить из ФБ и создать целевые внебюджетные фонды (не зависят от бюджета). Данные фонды явл. специализированными фин-кред. учреждениями, деят-ть к-рых осущ-ся в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положениями о соотв-щих фондах. Все фонды имеют четкую ориентацию на осуществление своих уставных ф-ций по соц. обеспечению или соц. помощи и поддержке населения из числа соотв-щих контингентов граждан страны (пенсионеров, инвалидов, др.). Принципиальной особенностью функционир-ния фондов явл-ся то, что их денежные ср-ва находятся в гос. собств-ти РФ, они не входят в состав бюджетов органов власти и изъятию не подлежат. С 2001г. в России отсут. дефицит бюджета, в связи с чем постепенно опадает необходимость в целевых внебюдж. фондах: в 2001г. был ликвидирован фонд занятости. Программы центров занятости в наст. время финансируется из ФБ. Снижение ставки ЕСН с 35,6 до 26% в 2008г и 2010г 34%+3% от з/п. С 1 января 2010 года ЕСН отменён в 2012 снижение страх-вых взносов до 30%в 2014 – 30%. С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года. Контроль за использ-ем средств ГВФ-Счетная палата ( Голикова был Степашин). ПФ. как один из осн. ВБФ был образован в 1991г. ,введен в действие 1.01.92. Создан в целях гос. упр-ния фин. ресурсами, пенс. обеспечением, явл-ся самост. фин-кред. учрежд. Задачи:целевой сбор; аккумуляция целевых страх. фондов. На долю ПФ приход-ся ѕ ср-в гос соц. фондов. Пенсион система, функц-ет на основе непрерывной фин. солидарности поколений. Такая систе-ма пенс. обеспеч-ния хар-ся зависим-тью от демографии и общей эк-кой ситуации в стране. Демография и общегос-ая эк-кая ситуация в стране подтолкнули пенс. сис-му к коренному реформир-ию, так с 2002 г. в России началась пенс реформа. Распределит. сис-ма заменена смешанной сис-мой пенсионного обеспеч-ия (пенсия=базовая+накопительная(вклад)+страховая (з/п, трудовой стаж)). С 2005г. м. и ж. 1967г/р вправе претендовать на накопит. часть пенсии. Сейчас на 1 пенсионера приходится 1,7 работающего чел-ка. Ср-ва ПФ направл-ся на выплату: 1.труд. пенсий; 2компенсац. выплаты нераб-щим трудоспособ-м лицам, осущ-щим уход за нетрудоспос-ми гр-нами; 3.выплаты пенсий гр-нам, выехавшим на пост. место жит-ва за границу; 4.выплата ритуальн. пособий за те расходы на повыш-ие пенсий участникам ВОВ; 5.пенсии по старости. В 2001 г. было принято реш-е, что работающ. пенсионеры должны получать пенсию частично. Пенсии по инвалид-ти назнач-ся при пост или длит утраты трудоспособ-ти. Размер пенсии зависит от степени потери трудосп-б-ти, причины инвалид-ти, размера заработка. ПФ РФ – ВБГФ, ср-ва, к-го склад-ся из законодат-но установл-х отчисл-ий Ф. и Ю.лиц, целевым образом расход-щий эти ср-ва на выплату пенсий гражданам
2. Уровни экономических кризисов и их классификация в условиях неустойчивости
Кризис – это крайнее обострение противоречий в соц.-экон. системе, угрожающее ее жизнестойкости в окруж. среде. Кризисы необязательно явл. разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами. Причины кризиса м.б. различными. Они делятся на объект.-связанные с циклическими потребностями модернизации , и субъект.- отражающие ошибки в управлении. Причины кризиса м.б. внеш. - связаны с тенденциями и стратегией макроэкономич. развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, и внутр. - с рискованной стратегией маркетинга, внутр. конфликтами, недостатками в орг-ии произв-ва, несовершенством управления. В понимании кризиса большое значение имеют его последствия: обновление орг-ии или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, м.б. даже еще более глубокого и продолжительного. Механизм кризиса на разных уровнях эк-ки. Выделяют 4 уровня:1)уровень микроэкономики, 2)мезоуровень 3)макроэкономика 4)мировой уровень Классификация кризисов:1)по уровням эк-ки 2)по широте охвата- отдельные, - локальные – системные 3)по причинам возникновения – случайные - закономерные 4)по силе воздействия – болезненные, - разрушительные, - катасрофические 5)по времени воздействия – кратковременные, - среденей продолжительности, - долговременные 6)по источникам происхождения - внутр. - внешние - смешанные,- искусственные Фин. состояние п/п и антикризисное управление на разных фазах цикла экономики:Кризис . Происходит сокращение объема произв-ва и деловой активности, падение цен, затоваривание, растет безработица. ДепрессияПредставляет собой фазу (от полугода до 3 лет) приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям. Оживление - фаза восстановления. Начинаются капиталовложения, растут цены, производство, занятость, %ставки. Подъем- фаза, при к-ой ускорение экон. развития возникновении массы новых товаров , в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ц/б, %ставок, цен и з/п. Подъем, выводящий эк-ку на новый уровень в своем поступательном развитии, подготавливает базу для нового, периодического кризиса
3. Межбюджетные отношения в РФ
Межбюджетные отношения –отношения между органами власти по вопросам регулирования бюдж-ных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов. Принципы федеративного гос-ва: 1)сочетание внеш. единства гос-ва и внутр. разнообразия территорий; 2)возможность гос. регулирования существующих региональных различий; 3)возможность влияния со стороны населения на гос. решения; 4) деятельность терр-ии не всегда соответствует интересам гос-ва. Основы разграничения доходов и расходов. Ограничения доходов отражены в Бюджетном Кодексе – нормативы отчислений доходов в соответствующий бюдж (например, НДС зачисляется в федеральный бюджет в размере 100%). Ограничения расходов отражены в реестре расходных обязательств. Реестр расходных обязательств – совокупность задач, к-ые должны быть решены на территории. Реестр определяется с учетом разграничения полномочий по финансированию расходов на каждом уровне бюджетной сис-мы. Разделы расходов: управление, образование, дорожное хозяйство и т.д.
Межбюджетные трансферты-бюджетные средства, предостав-мые нижестоящему бюджету: 1) дотации – бюджетные средства,предоставляемые нижестоящему бюджету на выравнивание бюджетной обеспеченности или сбалансированность бюджета (предоставляемые бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе);
2) субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету или Ю. лицу для финансирования целевых расходов (на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление опред. целевых расходов (пособия, выплаты ветеранам) ; 3) субсидии- бюджетные средства, предоставляемые бюджету, Ф. или Ю. лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. Фонды межбюджетного регулирования: 1.Фонд фин. поддержки. Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим дотациям. 2.Фонд компенсации (фед. и регион.). Финансирование делегированных (переданных) расходных обязательств. Субвенция. На 1.01.09 в Св. области 93 муниципальных образования в т.ч. 67 город. округа, 5 муниц. р-на (камышловский, таболинский, слоюодинский, нижнесергиенский, байкальский)21 поселение из них 15 сельских и 6 городских. 11 доноров (4 в 2008 Екатер., Н.Тагил, К.Уральск.,В.Салда) – уровень бюдж обеспеченности = налог. потенциал/ индекс бюдж расходования =0,9 (Ек-г, Н-Т, Серов, Первоуральск ) Проблема – горизонтальная нестабильность.
Решение:1. Установление дополн.норматива от НДФЛ за местн. Бюдж. Макс. Норматив 70%,стандартный 30% 2. Предоставление дотаций из фондов финансовой поддержки, находящихся в расх-х обл.бюдж.,это:- обл.фонд финн.поддержки муницип-х районов(гор.округов), - фонд финн-ой поддержки населения
Решение проблемы низкой Б. обеспеченности, если меньше 0,9: 1 предусматривают доп. норматив к НДФЛ, возможность увеличить свои доходы, 30% остается +10% мин, +70% мах, но так чтоб достигнуть 0,9 2 дотация из обл. фондов финн. поддержки поселений, город. округов.
БИЛЕТ 20
1. Сущность политики и ее роль в организации финансовой деятельности предприятий
Финансовая политика - комплекс мер и задач направленных на достижение основной гл. цели-получения прибыли. ФП - наиболее важный составной элемент общей политики развития предп-тия, к-рая вкл. также инвестиционную, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и др.
Основа ФП- четкое опред. единой концепции развития предпр-тия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эфф-ных механизмов контроля. Для реализации ФП необходимо найти оптимальное соотношение м/у стратегическими задачами: 1 максимизация прибыли; 2 обеспечение фин. устойчивости. Развитие 1 стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, 2 направление обеспечивает предпр-тию стабильность и безопасность и относится к контролированию риска. Разработка фин. стратегии(целевые действия направленные на эфф-ть размещения фин. рес-ов) подразумевает определенные этапы: • критический анализ предшествующей фин. стратегии; • обоснование (корректировка) стратегических целей; • опред. сроков действия фин. стратегии; • конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения; • распределение ответственности за достижение стратегических целей. Для реализации стратегических целей предпр-тия необходимо решать много тактических задач. Финансовая тактика— это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа фин. стратегии в текущем периоде. Т.о., в отличии от фин. стратегии фин. тактика связана с реализацией локальных задач управления предпр-тием. Классификация видов ФП предпр-тия: По направлению ФП подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренней ФП называется политика, направленная на фин. отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации. Внешней ФП называется политика, направленная на дея-ть орг-ии во внешней среде: на фин. рынках, в кредитных отношениях, в отношениях с различного рода внешними Юр и Физ лицами. ФП проводится на всех уровнях объекта фин. управления. Она выступает базой, на к-рой строятся выводы финн-вой науки. Этапы ФП делят на долгосрочные и краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных хар-ках денеж. потоков. Долгосрочная ФП призвана принимать решения, влияющие на дея-ть предпр-тий в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до 1 года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. ФП учитывает многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Т.о., долгосрочная ФП устанавливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных фин. компонентов. Краткосрочная ФП связана гл. образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства. Инструменты КФП: формирование ликвидности и платежеспособности; формирование денеж. капитала; формирование ДЗ. Факторинг; управление запасами; формирование бюджета денеж. ср-в. Инструменты ДФП: контроль за фин. устойчивостью; эфф-т фин. рычага; средневзвешенная ст-ть капитала; модель ЕВА; лизинг; долгосроч. финансирование; производственный рычаг.
2. Оценка рисков как раздел бизнес-плана.Бизнес-план как проектный документ, отличие бизнес-плана от технико-экономического обоснования. Бизнес план состоит из нескольких разделов (Резюме, Описание предприятие, Характеристика товаров и услуг, Исследование и анализ рынка сбыта, Анализ конкуренции, План Маркетинга, План производства, организационный план, Финансовый план, Оценка рисков). Оценка рисков - это определение количественным или качественным способом величины (степени) рисков. Оценка рисков состоит из 3 частей ( Качественный, Количественный, Разработка мер направленных на снижение риска).1 Качественный: Общая последовательность оценки рисков типична и включает в себя следующие действия: (1 Выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск. 2. Идентификацию всех возможных рисков, свойственных рассматриваемому проекту. 3.Разработку мероприятий по снижению риска). Основными результатами качественного анализа рисков являются: выявление конкретных рисков проекта и порождающих их причин, анализ и стоимостный эквивалент гипотетических последствий возможной реализации отмеченных рисков, предложение мероприятий по минимизации ущерба и, наконец, их стоимостная оценка. Главная задача качественного подхода вывить и идентифицировать возможные виды рисков, свойственных проекту; также определяются и описываются причины и факторы, влияющие на уровень данного вида риска. Кроме того, необходимо описать и дать стоимостную оценку всех выявленных рисков и предложить мероприятия по минимизации и/или компенсации этих последствий, рассчитав стоимостную оценку необходимых мероприятий. В основе этапов процесса оценки рисков лежит определение источников и причин риска, 2.Количественный Имеет категории(1.Вероятность наступления риска 2.Ущер и его оценка). Имеет 2 подхода(1.Оценка индивидуального риска 2.Оценка суммарного риска проекта).Оценка индивидуального риска проекта (она предполагает, что каждый риск рассматривается отдельно(самостоятельно) Вероятность измеряется, на основе шкалы вероятности, в интервале (от 0-1). Если 0<P<0.1(Скорее всего не произойдут); 0,1<P<0.4, Маловероятный(крайне редко Метеорит); 0,4<P<0.6(Средне вероятные, с определенной периодичностью); 0,6<P<0.9(Высокая вероятность); 0,9<P<1(События которые происходят в практике). Ущерб оценивается от 0 до 10 баллов.0<M<10. Если R<2 То риск считается не существенным и мер ни каких не предусматривается специальных мер по снижению риска. Если 2<R<4, тогда рассматриваются меры направленные на снижение вероятности их наступления. R>4, вероятность высока.2.Оценка суммарного риска проекта. Оценивается на распределении рисков по группам приоритета.Если R<30, то риск проекта считается низким и премия за него устанавливается 3%, прибавляем к ставке дисконтирования.Если 30<R<60, то риск проекта считается средним от 3%-6% ставка дисконтирования.Если 60<R <90 , риск проекта высокий 6-9% Если R>90 критический риск, недопустимый. Разработки мероприятий по снижению риска:1)Важно правильно выбрать способы, позволяющие снизить проектный риск. Прежде всего к их числу следует отнести диверсификацию(расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства) например, размывание, распределение усилий предприятия между видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны между собой. 2)Распределение проектного риска между его участниками является эффективным способом его снижения. Логичнее всего при этом сделать ответственным за конкретный вид риска того из его участников, который обладает возможностью точнее и качественнее рассчитывать и контролировать данный риск. Это распределение оформляется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. 3)Страхование, которое состоит, по существу, в передаче определенных рисков страховой компании. Зарубежная практика страхования использует полное страхование инвестиционных проектов. Условия российской действительности позволяют пока только частично страховать риски проекта: здания, оборудование, персонал, ущерб от некоторых экстремальных ситуаций и т.д.4) Приобретение дополнительной информации. Цель такого приобретения – уточнение некоторых параметров проекта, повышение уровня надежности и достоверности исходной информации, что позволит снизить вероятность принятия неэффективного решения. Способы получения дополнительной информации включают ее приобретение у других организаций (Резервированиесредств на покрытие непредвиденных расходов также является одним из наиболее распространенных способов снижения риска инвестиционного проекта.
3. Понятие инвестиционной привлекательности
Необходимо различать понятия инвест. привлекат-ти и инвест. климата. Инвест климат – совокупность полит, эк.,юр.и соц.ф-ров, к-ые в конечном счете предопределяют степень риска и возможность эффект. их использования. Инвест.привлекат-ть рассматривается как более широкое понятие, чем инвест.климат. Оно вкл. выигрыш, уровень доходности от возможного инвестир-я. Чем более благоприятно складывается климат в регионе, тем более привлекательным он явл. для инвесторов. Факторы инвест.привлекат-ти: экон-геогр.положение страны,наличие прир.ресурсов, сложившихся традиц-х эконом.и культурн.связей; макроэк. и полит.стабильность; высокий темп эк.роста или хорошая перспектива его достижения; развитость инфрастр-ры; законодательство; высок.уровень квалификации раб.силы и ее способность быстро осваивать новейшие достиж-я науки и техники; степень ОЭ принимающ.страны. Один из основных показателей инв. привлекательности явл. показатель эк-ки свободы, к-рый представляет собой агрегированную хар-ку различных частных показателей того, насколько в той или иной стране гос-во вмешивается в отношения хоз. субъектов. Интегральные уровни инвестиционной привлекательности регионов явл-ся относительными показателями, а следовательно, не должны зависеть от размеров территории или численности населения региона. Поэтому все частные признаки инвестиционной привлекательности включаются в расчет интегральных значений с единицами измерения, выраженными относительными величинами-душевыми, темповыми, долевыми, - а в некоторых случаях, в виде исключения, - бал.оценками. Структура инвестиционного потенциала: Инвестирование-процесс непосредственного воздействия инвестора на объект инвестиций, осущ-мый с целью изменения его свойств. Инвестор-субъект, ориентирован-ный на изменение свойств объекта инвестиций, позволяющее при минимальных вложениях в этот объект восполнить дефицит необходимых для собственного развития ресурсов и изменить собственные свойства в нужном для себя направлении. Объект инвестиций – объект, свойства к-рого позволяют инвестору посредством участия в нем получить инвестиционный доход. Инвестиционный доход – измененные свойства объекта инвестиций, приводящие к изменению свойств инвестора. Инвестиционный риск-это риск обесценивания капиталовложе-ний из-за действий гос-ных органов власти и управления. Цель управления инвестиционным портфелем состоит в увеличении его рыночной стоимости. Важным критерием отбора акций портфеля явл-ся уровень доходности акций. Но высокая ожидаемая доходность связана с высоким риском его неполучения или риском потери вложенного капитала. При управлении инвестиционным портфелем проводится полная оценка его уровня риска, затем планируется уровень доходности инвестиционного портфеля. Классификация инвестиционных рисков: 1)систематический (рыночный) риск: риск изменения процентной ставки; валютный риск; инфляционный риск; политический риск; 2)несистематический риск: отраслевой риск; деловой риск; кредитный риск. Методики оценки инвестиционной привлекательности отраслей и регионов. 1 метод основан на выявлении основополагающего фактора, характеристики, наличие которой однозначным образом определяет инвестиционную привлекательность региона. Пример (имидж региона, динамика ВВП). 2 подход опирается на учет ряда факторов, которые, с точки зрения своего влияния на инвестиционную привлекательность региона, считаются равноценными. Здесь рассматривается хар-ка эко-го потенциала; общие условия хозяйствования; развитость рыночной инфраструктуры; политические факторы; социальные. 3 подход инв.привлек. рассматривается на основании двух характеристик: инвест. потен. и инвест. риск. Совокупный потенциал региона, включает в себя: ресурсно-сырьевой, производственный, потребительский, инфраструктурный, инновационный, трудовой, институциональный и финансовый показатели. Совокупный риск региона рассчитывается с учётом: политических, эк-ких, социальных, криминальных, экологических, финансовых, законодательных рисков. Основными преимуществами рассматриваемого подхода яв-ся следующие: его непредвзятость; значимость факторов, определяющих инвестиционный потенциал и инвестиционный риск; доступность, и узнаваемость конечных результатов для иностранных инвесторов.