Закрытые административно-территориальные образования
Система ЗАТО сложилась в нашей стране в 30-50-е гг. XX в. Толчок развитию закрытых поселений дала Вторая мировая война и оформившаяся после нее угроза ядерной опасности. Не случайно большинство ЗАТО в нашей стране были созданы в 1945-1960-е гг.
Особый режим ЗАТО устанавливается на территориях оборонного и военно-промышленного комплексов, производства радиоактивных продуктов с целью сохранения государственной тайны данных производств и объектов, научно-технического и трудового потенциала их развития и обеспечения национальной безопасности.
Функционирование ЗАТО регулируется федеральным законом РФ от 14 июля 1992 года N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с дополнениями и изменениями, последние – от 1 декабря 2007 года).
Закрытое административно-территориальное образование - имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Закрытыми административно-территориальными образованиями в современной России стали называться жизненно важные для безопасности страны города и поселки, в пределах которых располагаются промышленные предприятия по хранению оружия массового поражения и радиоактивных веществ, а также военные объекты с особым режимом безопасного функционирования.
Закрытое административно-территориальное образование должно иметь форму муниципального образования со статусом городского округа. Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, входят в состав городского округа. Они имеют официальные географические названия и наносятся на карты.
Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и или объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.
При установлении или изменении границ ЗАТО и при его реорганизации учет мнения населения законом не предусмотрен (в отличие от общего законодательства).
Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации.
По ведомственной принадлежности ЗАТО подразделяются на поселения, подчиненные Министерству обороны, и управляемые Министерством атомной энергетики.
В настоящее время в России существует 41 ЗАТО (в последние годы наблюдается их сокращение), из них большая часть подведомственна Министерству обороны РФ (военные точки, где на вооружении находятся ракеты с ядерным арсеналом), остальная – Министерству атомной энергетики (города и поселки, в которых создавалось или создается ядерное оружие и системы его обслуживания). Самое большое число ЗАТО в России приходится на Мурманскую область (7, в т.ч. Скалистый, Заозерск, Островной, Полярный, Североморск, Снежногорск, Видяево).
Перечень
закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508)
С изменениями и дополнениями от:
16 апреля 2007 г., 16 июля 2009 г., 16 апреля 2015 г.
Наименование закрытого административно- территориального образования | Категория и наименование административного центра закрытого административно-террито- риального образования | Категория и наименование населенных пунктов, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования |
Республика Башкортостан | ||
Межгорье | город Межгорье | город Межгорье |
Алтайский край | ||
Сибирский | поселок Сибирский | поселок Сибирский |
Красноярский край | ||
Железногорск | город Железногорск | город Железногорск, поселки Подгорный, Додоново, Новый Путь и Тартат, деревня Шивера |
Зеленогорск | город Зеленогорск | город Зеленогорск |
Солнечный | поселок Солнечный | поселок Солнечный |
Приморский край | ||
Фокино | город Фокино | город Фокино, поселки Дунай и Путятин |
Амурская область | ||
Углегорск | поселок Углегорск | поселок Углегорск |
Архангельская область | ||
Мирный | город Мирный | город Мирный |
Астраханская область | ||
Знаменск | город Знаменск | город Знаменск |
Владимирская область | ||
Радужный | город Радужный | город Радужный |
Камчатская область | ||
Вилючинск | город Вилючинск | город Вилючинск |
Кировская область | ||
Первомайский | поселок Первомайский | поселок Первомайский |
Московская область | ||
Краснознаменск | город Краснознаменск | город Краснознаменск |
Власиха | поселок Власиха | поселок Власиха |
Восход | поселок Восход | поселок Восход |
Звездный городок | поселок Звездный городок | поселок Звездный городок |
Молодежный | поселок Молодежный | поселок Молодежный |
Мурманская область | ||
Александровск | город Полярный | города Гаджиево, Полярный, Снежногорск, населенные пункты Горячие Ручьи, Кувшинская Салма, Оленья Губа, Ретинское, Сайда-Губа, село Белокаменка |
Заозерск | город Заозерск | город Заозерск |
Островной | город Островной | город Островной, населенные пункты Дроздовка, Качаловка, Лумбовка, Корабельное, Святой Нос, Мыс-Черный, Маяк-Городецкий и Терско-Орловский Маяк |
Североморск | город Североморск | город Североморск, поселок Сафоново, населенные пункты Североморск-3 и Щукозеро |
Видяево | поселок Видяево | поселок Видяево |
Нижегородская область | ||
Саров | город Саров | город Саров |
Оренбургская область | ||
Комаровский | поселок Комаровский | поселок Комаровский |
Пензенская область | ||
Заречный | город Заречный | город Заречный |
Пермская область | ||
Звездный | поселок Звездный | поселок Звездный |
Саратовская область | ||
Шиханы | город Шиханы | город Шиханы |
Михайловский | поселок Михайловский | поселки Михайловский и Новооктябрьский |
Светлый | поселок Светлый | поселок Светлый |
Свердловская область | ||
Лесной | город Лесной | город Лесной, поселки Елкино, Таежный, Чащавита и Бушуевка |
Новоуральск | город Новоуральск | город Новоуральск, поселок Мурзинка, село Тарасково, деревни Пальники, Починок и Елани |
Свободный | поселок Свободный | поселок Свободный |
Уральский | поселок Уральский | поселок Уральский |
Тверская область | ||
Озерный | поселок Озерный | поселок Озерный |
Солнечный | поселок Солнечный | поселок Солнечный |
Томская область | ||
Северск | город Северск | город Северск, поселки Самусь и Орловка, деревни Кижирово, Чернильщиково и Семиозерки |
Челябинская область | ||
Озерск | город Озерск | город Озерск, поселки Новогорный, Татыш, Метлино и Бижеляк, деревни Селезни и Новая Теча |
Снежинск | город Снежинск | город Снежинск, поселок Ближний Береговой, деревня Ключи |
Трехгорный | город Трехгорный | город Трехгорный |
Локомотивный | поселок Локомотивный | поселок Локомотивный |
Читинская область | ||
Горный | поселок Горный | поселок Горный |
По специализации можно выделить 6 типов ЗАТО: атомные города, военно-морские базы, поселения при ракетных частях и полигонах, ЗАТО химического профиля, поселки, поддерживающие химическую связь, центр разработки лазерного оружия.
3 отличительных признака ЗАТО:
1) наличие местного самоуправления;
2) расположение в пределах ЗАТО предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военного или иного объекта, для которого установлен особый режим безопасного функционирования и охраны гос. тайны;
3) специальные условия проживания граждан.
Предложение о создании (преобразовании), реорганизации закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ, соответствующее решение принимается Президентом РФ.
Предложение об установлении административной подчиненности, об установлении или изменении границ закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае принятия решения о ликвидации (реорганизации) ЗАТО определяются этапность и сроки проведения соответствующих мероприятий (которые в итоге могут занять несколько лет).
Земельные участки, занимаемые предприятиями или объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям или объектам. Остальные земли на территории ЗАТО могут находиться только в муниципальной собственности.
Особый режим безопасного функционированияпредприятий или объектов в ЗАТО включает:
§ установление контролируемых или запретных зон;
§ ограничения на въезд или постоянное проживание граждан;
§ ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией;
§ ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом;
§ недопущение создания и деятельности организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации и их отделения, организации с иностранными инвестициями.
Решение об обеспечении особого режима в отношении конкретного ЗАТО принимается Правительством Российской Федерации.
Управление ЗАТО
Особенностью функционирования ЗАТО является биполярность, обусловленная особыми отношениями с федеральным центром. Двойное подчинение ЗАТО проявляется в подчинении его как федеральным органам власти, так и органам местного самоуправления.
Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти (в первую очередь, Правительства РФ) по следующим вопросам:
§ установление административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям или объектам;
§ определение полномочий органов государственной власти субъекта РФ в отношении ЗАТО;
§ медико-санитарное обеспечение (в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий - Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА));
§ выдача разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых особыми предприятиями или объектами;
§ обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и или объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка, и обеспечения пожарной безопасности.
Органы местного самоуправления ЗАТО:
§ координируют деятельность предприятий или объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
§ разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе (глава местной администрации совместно с руководителями предприятия или объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости принимает решение об эвакуации населения);
§ участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, и органами ФСБ в определении пропускного режима в ЗАТО;
§ по согласованию с органами ФСБ имеют право давать разрешение на въезд граждан в ЗАТО и выезд из него;
§ осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий и информируются о результатах проверок;
§ вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;
§ выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.
До 2006 года все органы местного самоуправления ЗАТО выбирались непосредственно населением, теперь же глава ЗАТО назначается органами государственной власти субъекта РФ.
В случае передачи в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда органы местного самоуправления ЗАТО после отнесения таких помещений к специализированному жилищному фонду могут предоставлять их гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с предприятиями или объектами.
Органы местного самоуправления ЗАТО согласовывают с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся расположенные в ЗАТО предприятия или объекты:
- планы и программы комплексного социально-экономического развития ЗАТО;
- генеральный план ЗАТО и подготовленные на его основе проекты планировки территории;
- резервирование земель в границах ЗАТО для муниципальных нужд.
С 1992 года действует Ассоциация закрытых административно-территориальных образований России, в рамках которой проводятся различные консультации и совещания, культурные обмены, общие спортивные мероприятия.
Формирование бюджета ЗАТО
С 2006 года изменился порядок формирования бюджета ЗАТО. До этого бюджеты ЗАТО самостоятельно входили в консолидированный бюджет РФ (тем самым ЗАТО финансировались только из федерального бюджета отдельной статьей), теперь же бюджеты ЗАТО включаются в консолидированный бюджет субъекта РФ (ЗАТО финансируются совместно федеральным и региональным бюджетами, причем общий объем финансирования несколько сократился).
В части налоговых доходов бюджета ЗАТО с 2006 года также произошли изменения: ранее все налоги от хозяйственной деятельности оставались в бюджете ЗАТО, в настоящее время поступления от некоторых налогов (налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения) перечисляются в региональный бюджет (тем самым налоговая база местного бюджета сократилась).
В части расходов бюджета ЗАТО с 2006 года наблюдается сокращение расходных полномочий. Так, из местного в региональный бюджет переданы следующие расходные полномочия: пожарная безопасность, школьное образование (финансовое обеспечение учебного процесса), социальная политика, реализация социальных законов (совместно с федеральным бюджетом), взносы в ФОМС за неработающее население, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Из местного бюджета ЗАТО в федеральный бюджет переданы следующие расходные полномочия: воинский учет и призыв, реализация социальных законов, финансовое обеспечение специальных учреждений здравоохранения.
Межбюджетные трансферты бюджетам ЗАТО из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования.
Дополнительные расходы или потери бюджетов ЗАТО, связанные с их статусом, компенсируются из федерального бюджета и не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Объемы и формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам ЗАТО утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Кассовое обслуживание исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования осуществляется органами федерального казначейства.
При финансировании государственного оборонного заказа предприятия или объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет ЗАТО для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1 % от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа.