Или как понять, что вам делают настоящую «тайку»

ЭТИКА ТАЙСКОГО МАССАЖА

Рискуя вызвать на себя критику и недовольство своих «коллег», решила все-такии не оставаться равнодушной и коснуться вот такой темы.

Восток идет к нам! Воистину, по законам западного общества, спрос рождает предложение, и сейчас уже не для кого не составит труда найти для себя любое экзотическое занятие по душе – будь то роспись хной, танцы живота, йога, медитации, восточные массажи, курсы по аюрведическому питанию, ритуалы возрождения в себе «восточной богини», тусовки, фестивали, ретриты, и еще много-много другого, до чего не каждое и не каждого буйное воображение может додуматься. Как говорится, желаете чего-нибудь новенького – пожалуйста: мы откроем для вас доселе неизведанный мир.

Однако, задумывались ли вы когда-нибудь, почему то, что на Востоке является действительно ценным и благотворным, что несомненно приносит там пользу человеку в его личностном духовном и физическом развитии, у нас, на Западе, вдруг почему-то, казалось бы беспричинно и безобоснованно, теряет ту самую ценность и получает искаженный смысл? Мы привыкли объяснять все различиями в мировосприятии и ставить «диагноз»: «для западного общества не работает».

Ой, не работает – нас же не учили сидеть с детства за столом на полу в позе лотоса – надо бы придумать для нас «новую», адаптированную йогу. Ура, йога в гамаках – антигравитация!!! Акция, презентация, побольше шума и видео – и побежала толпа заниматься «антигравитационной йогой»...

Ой, не работает – мы же не привыкли уделять каждый день время себе, чтобы побыть в одиночестве в тишине, прислушаться и почувствовать себя, свое тело, освобождая ум от всего неважного и ненужного – надо бы придумать для нас «новую», адаптированную медитацию. Ура, динамические медитации в движении!!! Почаще и побольше объявлений – и побежала толпа «динамически медитировать»...

При этом соберите эту толпу и задайте всего-навсего один простой вопрос: «Люди, а объясните, в чем суть того, что вы здесь сейчас делаете и для чего вы делаете ЭТО?». Я буду рада, если хотябы кто-то один, кроме тренера или «мастера», который готовил данное мероприятие, сможет внятно объяснить суть той же йоги или медитации, и расскажет чем именно данное занятие помогает ему в жизни. Уверена, в лучшем случае ответы будут стандартны – «укрепляю здоровье, отключаю ум и учусь «не париться» по пустякам, хочу быть счастливым».

И отсюда возникает очень простой, но не очень оптимистичный для всех нас вывод – а в этом ли суть восточных практик? А различаем ли мы в принципе суть «счастья» по-восточному, и ее принципиаьнную разницу со «счастьем» в нашем, стандартном понимании. А не утеряно ли что-то важное, то самое, что делает восточные практики такими ценными там, на их родине, и обесценивает или как минимум многократно преуменьшает их результаты здесь, в нашем западном мире?

Давайте представим, что мы попали в Индию и подошли там к любому йогину с предложением ему позаниматься антигравитационной йогой или собраться толпой и динамически помедитировать... Представили себе возможную реакцию? Я представляю себе по меньшей мере легкую улыбку или искреннее удивление, в особом случае, если это вызовет хоть какой-то интерес, возможно вам предоставится возможность блеснуть познаниями и «просветить» просветленного искрометными теориями о пользе проделывания асан в гамаках и массовых подпрыгиваний с выкрикиванием мантры «ХУ». Удастся ли вам при этом донести до индуса-йогина истинный смысл и значение всего предлагаемого действа – вот в чем вопрос. При всем моем глубочайшем уважении к тому же Ошо, «Оранжевая книга» - это всего лишь одна из более 600 книг, написанных этим мастером, а его медитационный лагерь в Пуне – это место для приезжих с Запада, но никак не для медитирующих коренных индусов, носителей истинных знаний традицонной Йоги. И полагать, что изучая и выполняя пусть даже все сразу описанные в вышеупомянутой книге медитативные практики, не вникая в суть всех остальных 99,9% трудов автора, в которых раскрывается истинная духовная ценность культуры, которую он старался донести до нас, людей с совершенно отличным мировосприятием и мировоззрением, мы вдруг обретем счастье, было бы в высшей степени наивно.

Так человек может всю жизнь разнообразить свой арсенал всевозможных практик, или проходить на йогу и искренне считать, что пополняя набор асан, и укрепляя и делая гибким тело, он «вдруг» достигнет вожделенного и мистического «просветления», и одновременно так же искренне удивляться – ну где же оно, и почему так долго не приходит.

А потому, что в погоне за модой, рекламой, спросом и зарабатыванием денег на том же спросе, учителя, презентующие себя «мастерами» в любой из этих практик, просто-напросто чтобы не усложнять вам жизнь и побыстрее продать вам то, чего вы так страсно жаждите – ощущение новизны и счастья – опускают и пропускают одну очень маленькую с точки зрения западного человека, но самую важную с точки зрения восточного человека составляющую – суть и духовную составляющую каждой отдельно взятой практики.

Да простят меня Мастера, я встречаю и знаю многих достойных, которые разными способами, кто подстраиваясь под спрос, а кто и восе не прогибаясь, все-таки стараются не просто обучить набору асан, но донести глубокий смысл Йоги своим ученикам. Написанное выше не в коей мере не имеет целью раскритиковать первых, а скорее является информацией для размышления и призывом задуматься над своими запросами вторым. Ибо, если вы приходите на йогу потому что это сейчас очень модно и вы просто хотите сделать спину гибкой или растянуться и сесть в поперечный шпагат, или достать левой пяткой до правого уха, «и не нужно мне ваших лишних разговоров, давайте побыстрей заниматься» – максимум, что вы получите – хорошую растяжку и левую пятку на правом ухе. Зачем тратить время и ходить год на йогу, если вас с легкостью могут научить томуже, например, на бодифлексе за пару месяцев? Конечно, «йога» сегодня звучит моднее чем «бодифлекс». Но вы даже не представляете, что воспринимая ее только как инструмент для физического совершенствования своего тела, вы лишаете себя 99,9% всего остального, что может вам дать истинная Йога. Ведь истинная Йога – это средство, позволяющее целиком и полностью изменить свой внутренний мир и как следствие мир вокруг себя. Но это йога, в которой на первом месте именно духовная составляющая!

Чтобы оъяснить более близкими нашему пониманию ассоциациями, это как если бы вы пришли в православный храм причаститься неподготовленным, и для вас весь ритуал состоял бы из трехдневной предшествующей «диеты», выстаивания службы, перечисления своих неправильных поступков и поедания кусочка хлеба с запиванием его вином. Но для священнослужителя, или человека глубоко верующего, который постоянно телом и душой живет этим духовным миром – вы очистились, искренне раскаялись в своих грехах и воссоединились с «телом и кровью Христовой», т.е. приняли в себя Бога, стали целостным и единым с Абсолютом, и воспели во Славу Его. Ибо сказано «Да СВЯТИТСЯ имя Твое» и «НЕ ПРОИЗНОСИ имени Господа твоего ВСУЕ»... Чувствуете разницу: причаститься, освятив и вославив имя Господа – причаститься, потому что надо соблюсти обряд, всуе? (Значение слова «всуе» в толковом словаре Даля: ВСУЕ - нареч. вскую церк. напрасно, без причины, надобности, пользы, попусту, от стар. суй, пустой, глумный, глупый, тщетный, безумный).

Поэтому я искренне призываю вас, для вашей же пользы – не занимайтесь йогой, или любыми другими восточными практиками всуе, ибо, из того же словаря Даля, «кто всуе бога призывает, всуе век свой проживает», «всуе законы писать, коли их не исполнять», «всякая суета всуе суетит».

Итак, все это было предисловие к основной и главной теме, с которой, как я считаю, очень важно и очень нужно ознакомиться всем, кто имеет интерес или какое-либо отношение к тайскому йога-массажу. Потому что серьезно увлекаясь и практикуя его уже достаточно долгое время, я постоянно мониторю информацию, видео, фото, статьи и книги на эту тему, и, к превеликому сожалению, должна сказать, что в нашей западной литературе очень много материалов по техникам и стилям выполнения данного массажа, еще больше красивых, завлекающих фраз и впечатляющих фотографий и видео с «чудесами» гибкости не только масажируемых, а иногда даже и массажистов, однако очень мало информации о том, насколько глубоко духовна эта древнейшая система исцеления и насколько качественно разный результат вы можете получить от, казалось бы, двух одинаково подкованных в технике выполнения приемов мастеров, но имеющих совершенно различную духовную подготовку и личное отношение к тайской системе исцеления в целом.

Случаи с «тайским массажем», как шоу-представлением для любителей экзотики, я вообще не хочу затрагивать, и, прочитав статью до конца, надеюсь вы поймете почему ЭТО вообще нельзя называть «тайским массажем». Отмечу лишь, забегая вперед – будьте очень осторожны апплодируя таким «мастерам» тайского массажа, и не пытайтесь повторять проделываемые ими трюки самостоятельно. Даже правильно и безукоризненно выполненные с точки зрения техники упражнения тайского йога-массажа (такие как скрутки, вытяжения, прогибы), не всегда и не всем рекомендуются, в некоторых случаях они даже категорически запрещены, однако, к сожалению, этому не учат на двухдневных курсах и не ставят в известность неподготовленных зрителей на всевозможного рода рекламных массажных шоу и представлениях.

Ниже предлагаю все-таки разобраться в чем может быть принципиальное отличие традиционного тайского массажа, как системы исцеления, от «озападненного» варианта тайского массажа, как одного из видов СПА-услуг, рассчитанных на максимальное завлечение клиентов, любящих вкусить экзотику.

Внимательно изучив ЭТИКУ Нуад Бо Рарна (тайский массаж на его родине носит название NUAD THAI BO RARN – Тайская система оздоровления), с которой в обязательном порядке в Таиланде знакомят каждого массажиста, и которой каждый массажист в дальнейшем несомненно придерживается в своей практике, вы ознакомитесь лишь с малой долей той огромной духовной составляющей тайского массажа, которая зачастую остается нам, западным людям неизвестной. Однако, владея даже этой минимальной информацией, думаю, вам уже не составит труда очень быстро и с относительной легкостью определять, что же вам предлагают в наших СПА-салонах за ваши деньги – настоящий тайский массаж или набор технически отшлифованных приемов, и что вообще в итоге вы можете получить для себя на сеансе «таечки» от конкретного массажиста.

ИТАК, ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ NUAD BO RARN:

  1. Будьте благодарны и медитируйте некоторое время на Доктора-Основателя (Доктора Живаго).
  2. Прилежно изучайте технику и практику тайского массажа.
  3. Спрашивайте совета и прислушивайтесь к людям, владеющим большими знаниями, чем вы.
  4. Не практикуйте в публичных местах или в любых других местах неподходящих для массажа.
  5. Не надейтесь на какие-либо выгоды.
  6. Не берите пациентов другого доктора.
  7. Не сертифицируйте неквалифицированных в тайском массаже людей.
  8. Приносите добрую репутацию Нуад Бо Рарну
  9. Не хвастайтесь своими знаниями, не лгите, не обижайте, не причиняйте вреда, не домогайтесь сексуально своего клиента.

Теперь постараюсь внести немного ясности в каждый из них.

  1. Будьте благодарны и медитируйте некоторое время на Доктора-Основателя (Доктора Живаго).

Далеко не все массажисты знают, что существует традиция каждое утро, перед каждым сеансом массажа, и каждый вечер, в завершение своей практики, медитировать, чтобы очистится от всего, что может загрязнять ум и мешать качественному проведению массажа. Гораздо более далеко не все ПРАКТИКУЮТ эту традицию. Достаточно поинтересоваться у массажиста, знает ли он молитву, которой выражают почтение основателю тайского массажа Доктору Живаго или какие-нибудь другие мантры и молитвы, как, например, «пожелание любящей доброты всем живым существам»). Молитвы и мантры принято не переводить на другие языки, а петь на языке оригинала – это придает им особую силу, хотя смысл того, что вы читаете, несомненно должен быть вам понятен.

  1. Прилежно изучайте технику и практику тайского массажа.

Простой на первый взгляд принцип, однако, посмотрев демонстрационные видео или фото наших западных массажистов, иногда просто диву даешься, насколько «изощренными» могут быть варианты исполнения тех или иных приемов массажа. Массажисты, не гонитесь за славой и произведением впечатления от своих «умений» на клиентов! Массажируемые, относитесь с должным уважением и вниманием к вашему телу! Помните, вы пришли на тайский массаж не для того, чтобы продемонстрировать чудеса гибкости и изворотливости, а для того, чтобы принести пользу организму и оздоровить ваше тело. Неправильно выполненные скручивания или «цирковые» прогибы «до беспредела» могут принести абсолютно противоположный результат, а, глядя на некоторые фото и то, КАК выполняют эти приемы некоторые массажисты – со всей ответственностью могу заявлять, что еще и чреваты травмами и повреждением позвоночника даже у абсолютно здоровых пациентов. Массажисты, к вам за этим пришли на массаж? Принцип «не навреди» еще никто не отменял! Не просто изучайте технику – изучайте ее глубоко и практикуйте ее ПРАВИЛЬНО.

  1. Спрашивайте совета и прислушивайтесь к людям, владеющим большими знаниями, чем вы.

Соблюдение предыдущего принципа не представляется возможным без соблюдения данного. На Востоке нет ничего более естественного и само собой разумеющегося, чем институт почтенного отношения к Учителям. Это передается из поколения в поколение и впитывается с молоком матери. Нам же предстоит учиться и учиться такому уважительному отношению. Однако приобретенное данное умение откроет нам неограниченные удивительные возможности своего дальнейшего профессионального роста.

  1. Не практикуйте в публичных местах или в любых других местах, неподходящих для массажа.

Соблюдение данного принципа мгновенно отметает саму возможность проведения разного рода показательных шоу-программ с тематикой «тайского массажа». Будьте бдительны, если вам предлагают обучить вас тайскому массажу «в день празднования летнего солнцестояния в перерыве между обедом и хороводом с прыганием через костер». Максимум, что вы можете взять – несколько примитивных движений, сомнительного с точки зрения техники исполнения, потому что мало кто успеет за пару-тройку часов отпрактиковать с вами на достойном уровне даже элементарные надавливания ладонями, я уже не говорю о правильности их постановки в нужные места, правильной последовательности движений, правильной очередности выполняемых приемов, знаний в каких случаях и кому они показаны, а кому противопоказаны… о внутренней духовной подготовке вас, как массажиста, скорее всего вообще и речи не пойдет. Второй момент – не соглашайтесь на тайский массаж и не предлагайте его людям из принципа «очень хочется, аж печет», прямо здесь и прямо сейчас, в неподходящем и неподготовленном для этого месте. Как минимум должна присутствовать спокойная атмосфера, уютное помещение, достаточное пространство, свечи, желательно музыка, удобная одежда массажиста и массажируемого. Иначе все ваши даже самые благие намерения доставить себе удовольствие приведут… сами знаете куда.

  1. Не надейтесь на какие-либо выгоды.

Суть понятна, но на всякий случай попробую раскрыть как ее понимаю для себя я. «Не надейтесь на какие-либо выгоды» - не означает, что массажист должен быть полным альтруистом, работать с утра до ночи бесплатно, питаться праной и восстанавливаться исключительно энергией удовольствия от доставляемого клиентам удовольствия. Естественно, труд оплачивается. Даже в Таиланде. И зачастую, если это к тому же он еще и качественный, оплачивается достаточно высоко. Тут речь не об этом, а о том, что массажист, приступая к сеансу массажа, должен быть чистым проводником чистой энергии, во время сеанса он должен быть абсолютно свободен от каких бы то ни было своих личных привязанностей, целей и желаний. Ибо, уж поверьте мне на слово, есть большая принципиальная разница между массажем, сделанным вам массажистом в состоянии медитации, и массажем, сделанным вам, пусть даже тем же самым массажистом, но постоянно думающим во время массажа о непогашенном кредите на машину, или о том, как бы побольше подсобирать денег на поездку на море и побыстрее уехать. О «тайских массажистах», не знакомых с понятием «медитация» и не практикующих ее, думаю, вообще говорить не стоит. На всякий случай, для людей не сильно знакомых с восточными практиками, добавлю, что медитация и мантры-молитвы в том понимании, в каком они выполняются в Таиланде в практике тайского массажа, не имеют отношения к какой-то конкретной религии. Это прежде всего именно дань традиции и учителям тайского массажа. Поэтому можете смело отбрасывать любые страхи на тему предложения вам «опиума для народа».

  1. Не берите пациентов другого доктора.

Думаю, в дополнительном разъяснении данный пункт не нуждается. Массажист – личный выбор пациента, и точка. Если вас «переманивают», да еще и нелицеприятно отзываясь о мастере, к которому вы ходите – задумайтесь прежде всего о личных духовных качествах переманивающего.

  1. Не сертифицируйте неквалифицированных в тайском массаже людей.

Этот принцип скорее касается мастеров тайского массажа, чем пациентов. Придя на тайский массаж к мастеру, обычно человек сразу интуитивно понимает «его» ли это мастер или «не его». В первом случае обычно никакие сертификаты уже не имеют значения – мастерство не нуждается в наглядном подтверждении на бумаге, и, как говорил кот Матроскин в «Простоквашино»: «Усы, лапы и хвост – вот мои документы», так и я люблю в шутку повторять: «Руки, ноги и вес – вот мои инструменты». Во втором случае никакие сертификаты не приведут к Вам человека снова. Конечно, невзначай брошенная фраза о том, что Вы только что вернулись после очередных курсов из Таиланда, у нас на Западе может произвести должное впечатление и возыметь определенный эффект, но, уверяю Вас, никакой сертификат, даже в золотой рамочке, даже на тайском языке, даже с печатями ИХ Министерства Здравоохранения, не приведет к Вам клиента второй раз, если он не подтвержден реальными навыками и умениями. А вот вопрос к репутации мастера, который обучал Вас тайскому массажу и выдал Вам этот сертификат, остается на совести этого мастера.

  1. Приносите добрую репутацию Нуад Бо Рарну .

Буду краткой: Нуад Бо Рарн – серьезная, тысячелетиями наработанная система врачевания и исцеления человека. Не сводите ее к обычному массажу или сеансу получения удовольствия. Если вы как массажист относитесь к тому, чем вы занимаетесь серьезно, стремитесь совершенствоваться, изучаете не только технику, но и глубинную духовную сущность данной системы, вы просто не сможете преподносить клиентам то, что вы делаете как просто полутора-двухчасовой сеанс массажа в традиционном западном понимании. Поэтому углубляйтесь в своей духовной практике, делитесь этими знаниями с клиентами, давайте им информацию о том, что параллельно работая над своим духовным развитием, на сеансах тайского массажа они могут получить ГОРАЗДО больше, чем изначально даже могут себе представить. Ну а если вы не массажист, а массажируемый – слушайте внимательно то, что вам говорит на массаже и о массаже мастер, и делайте выводы.

  1. Не хвастайтесь своими знаниями, не лгите, не обижайте, не причиняйте вреда, не домогайтесь сексуально своего клиента.

Без комментариев.

Я очень надеюсь, что эта статья поможет как любителям и ценителям настоящего традиционного тайского массажа, так и тем людям, которые пока еще совершенно незнакомым с этим замечательным искусством врачевания, но желающим попробовать и открыть его для себя, и, наконец, массажистам, делающим первые шаги в постижении этого вида массажа и желающим углубиться в его изучение более серьезно.

Пусть все существа будут счастливы.

Satu No Pante - Мой низкий поклон.

Татьяна Тишкина.

специалист по тайскому массажу.

Наши рекомендации