Качества организационной структуры
Международный менеджмент
Соснов Федор Геннадьевич
зачет
Литератуда: уч. Моисеев «Международный бизнес», уч. Владимирова «Международный мен-т», уч. Ред. Полякова «Мировая экономика и международный бизнес»
Лекция № 1
ТНК- компания, с единым центром принятия решений в стране базирования, объединенная производственно- сбытовым и финансово- экономическим комплексом, с филиалом или сетью филиалов в других странах (2-6 филиала в разных странах).
ОСУ ТНК – единый центр принятия решений (головная компания), зависимые компании: дочерние компании. В капитале головная компания имеет более половины участия, с правом лежащего голоса. Конгломерат, пул, картель, трест.
Дочерние компании - хозяйственное общество, решения которого определяются иным (основным, материнским) хозяйственным обществом в силу преобладающего участия последнего в его уставном капитале
Ассоциированные компании – 10-50% акций
Отделения или филиалы – наиболее независимые формы для ведения бизнеса
Фирма – любое юридически-зарегистрированное лицо, имеет уставный каптал
Компания - юридически-зарегистрированное лицо с объединением капиталов, производством
Корпорация – объединение акционерного капитала. Акции: обычные и привилегированные
Этапы развития ТНК:
1. До 1-й мировой войны: 7 компаний
2. Во Вторую Мировую войну: > 60
3. После Второй Мировой войны: появляется потребительский рынок
4. С 80 по конец 90-х: время глобализации, начинается расцвет менеджмента, компаний стало в 1000 раз больше, в результате чего сильно возросла конкуренция (этап поглощения)
5. Современный этап > 85 000 (половина мировой экономики)
Все корпорации делятся на: национальные, ТНК, МНК, глобальные
Страна базирования – резидент, принимающая страна - нерезидент
Критерии отнесения компаний к ТНК:
1. Вне зависимости происхождения капитала,
2. Располагает филиалами по всему миру
3. Единая информационная база, общая стратегия
4. Согласованная политика
5. Реализация продукции не менее 20-35 % зарубежном
МНК – многонациональна компания. Имеет несколько стран базирования: Роял Дач Шел (Англия, Голландия)
Глобальные корпорации–
Организация — это комплекс мероприятий или действий, направленных на получение оптимальных условий для достижения какого-либо результата, с привлечением наибольшей эффективности, производительности, качественности оказываемых услуг и, как правило, сопровождающихся уменьшением расходов на средства по достижению этой цели.
Рихард Шуман
Жизненный цикл организации
спад
зрелость
рост
Этап роста- этап коллегиальности, на этом этапе нет слаженности
Этап зрелости – компания находит себе свое место на рынке
Этап спада-
Модель Адизэса
· Выхаживание
· Младенчество – начало формирования компании, смерть на этом этапе может произойти из-за различных целей
· Go Go (первые шаги)- распростарненная ошибка руководителя – желание забрать себе всю влять
· Юность – на этом этапе может произойти преждевременное страрение
Расцвет стабильность аристократизм бюрократизация смерть
Лекция № 2
Модель Грейнера
1.Созидательная фаза – неформальные отношения
Кризис экономии
2. Фаза прямого управления – централизованная линейная структура управления
Кризис автономии – прямое управление компанией возводит компанию в ранг личности
Структура компании дивизионная на основе центров ответственности
3. Фаза координации – система контроля
Кризис контроля
4. Фаза кризиса бюрократизации
6. Фаза сотрудничества – отношения между компаниями
Ассоциированная компания – находящаяся под контролем другой фирмы, основой для которого выступает владение 20% и более голосующих акций (не КП – контрольный пакет)
Дочерняя компания – созданная как отдельное юридическое лицо акционерного типа, но контрольный пакт которого принадлежит компании создателя
Концепции:
1. Теория монополистических преимуществ
2. Теория географических преимуществ
3. Концепция интернационализации Рагмен
4. Парадигма летящих гусей (Акамацу)
5. Концепция международного бизнеса
6. Эклиптическая модель Даннинга
7. Концепция жизненного цикла товара
Государственное, совместное, некоммерческое, коммерческое предприятие
Лекция № 3
За счет международных д-жи национальные компании пытаются достичь следующих результатов:
1. Доступ к новым рынкам (сбыт, потребитель, закупки)
2. Доступ к ресурсам разных стран (финансовым, человеческим, материальным, инвестиционным)
3. Снижение рисков
4. Игра в пользу партнеров
5. Экономия на масштабах производства
Существуют различные гибкие формы международного сотрудничества: лицензионный договор, со производство, конкретный менеджмент, франчайзинг, договор о стратегический альянс, совместное производство, многонациональная компания, договор о разделении продукции, патентная торговля, договор о совместном использовании результатов НИОКР
Преимущества ТНК перед национальными компаниями
1. Возможность аккумулирования ресурсов в разных странах, и их концентрирование в точке наибольшей эффективности
2. Богатая информационная обеспеченность
3. Возможность использования заемных средств среди кредитных учреждений различных государств
4. Распределение инвестиционных рисков
5. Близость к потреблению
Эволюция перехода компании от национальной к транснациональной
1. Экспортно-импорт соглашение (договор о поставке продукции)
2. Прямое иностранное инвестирование (лицензионное соглашение, консорциальное соглашение)
3. Создание совместного международного предприятия
4. Транснациональная компания – созданные совместно предприятия начинают осуществлять согласованную производственно-сбытовую деятельность на основании единых стратегических целей и задач и пытается реализовать амбиции по углублению собственных транснациональных (соглашение лицензионного договора, консенсуальное или прямые иностранные инвестиции)
Слияние компаний осуществляется по следующей схеме:
1. Определение стратегического плана действий (сфера деятельности, преимущественный рынок, цель)
2. Согласование управления структуры (определение головного офиса, штаб-квартиры, распределение в совет директоров, оценка активов предприятия). Слияние предприятий считается возможным , если ожидается эффект превышает 20% снижения издержек, рост производства и привлечение сбыта объектов
Организационная структура управления
ОСУ бывают:
1. Линейная
2. Функциональная
3. Дивизионная (по продукту, по региону)
4. Матричная (совмещение функциональной модели с упр-ет проектов)
5. Сетевая (или полиматричная)– добавление 3-го изменения в матричной структуре
6. Виртуальная структура
7. Смешанные
8. Холдинговая (мать-дочки) -традиционные
9. Рыночные- есть проявления адаптации организационной структуры компании к конкретным рыночным условиям и задачам, рыночные структуры всегда динамичны, действуют без долгосрочных хронологических закрепления – фотография организационной структуры конкретной компании в конкретный момент времени, формирование которой продиктовано рынком и обстоятельствами
Семинар
Иванова Валерия Ивановна
Доклад: «Организационная форма компаний: Пул, конгломерат, синдикат и трест»
Д/з:
Субъекты хозяйственной деятельности и их классификация
Организационная форма компаний
Фирма
Организация
Компания
Предприятие
Корпорация
Холдинги
Картель
Синдикат
Пул
ТНК
МНК
Финансово промышленные группы
Интегрированные бизнес группы
Основные показатели коапаний
Голубые фишки (англ. Blue chips) — акции или ценные бумаги наиболее крупных, ликвидных и надёжных компаний со стабильными показателями получаемых доходов и выплачиваемых дивидендов.
Лекция № 4
Качества организационной структуры
Качества, которыми должна обладать любая организационная структура:
- системный подход
- оптимальное сочетание централизации и децентрализации, то есть четкой иерархии и широкой гаммой центров ответственности
- четкое определение функций, обязанностей, прав каждого структурного подразделения
- максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководства до конкретного исполнителя
- наличие канала обратной связи между исполнителем, нижними структурами менеджмента и высшим руководством
- наличие механизма быстрого реагирования на изменения в производстве (предложений) и спросе на производимую продукцию
- наивысшая эффективность процедуры делегирования предоставление прав на решение каждого конкретного вопроса подразделениям, которое обладает наибольшей информацией – наиболее компетентного
- широкое использование коллективных форм организации управленческого процесса
- максимальные адаптационные способности аппарата управления к конкретным изменениям внешней среды и постоянной смены (динамичных изменений) внутренней иерархической структуры
Концепция расширенного предприятия:
- хищническая стратегия – подчинение, захват, здесь есть только черно-белые тона
- гибкая стратегия – стратегия плаща и кинжалов, альянсов и предательств, предполагает более новые настройки компании (концепция кайдзен)
Разработка стратегии компании
Структура международного менеджмента – начинается со структуры стратегического планирования. Первым подразделом стратегического планирования является определение основных приоритетов, в рамках данного направления реализуются несколько этапов планирования: обобщенный анализ, формирование миссии, формирование цели
Обобщенный анализ включает в себя анализ существующего рынка производимой продукции или предоставляемой услуги на предмет: заселенности рынка; спроса на продукцию; наличие свободных продуктовых ниш; региональных аспект рыночной организации (выбор рынка). Соответственно на основании этого анализа формируется миссия компании: когда? что? где? сколько производить? Миссия всегда имеет количественное выражение или показатель ее достижения.
Миссия включает: достижение определенной доли присутствия на рынке; определение сроков технической обновляемости и создание новых продуктовых линий; доля присутствия компании в определенном регионе; формирование целей на основании этой миссии. Миссия носит декларационный характер
Формирование целей – возможность взаимосодержания целей
Анализ возможностей состоит из:
- анализ финансовых ресурсов
а) анализ нынешних и будущих поступлений средств и потребностей в них
б) возможность перемещения свободного капитала
в) доступность или возможность формирования доступного капитала
г) анализ целей в отношении прибыли и дивидендов
д) возможность привлечения заемных средств
- анализ трудовых ресурсов
а) общая численность персонала с разделением по функциям, регионам и уровнем компетенции
б) уровень использования персонала
в) возможность перемещения работников с одного персонала на другой, необходимость и возможность привлечения дополнительного персонала
- анализ производственных ресурсов
а) уровень использования производственных мощностей (достаточность)
б) выравнивание производственных мощностей по регионам, продуктам
в) необходимость модернизации и перемещении производственных линий
г) целесообразность расширения производства
- анализ рынка
а) спрос и предложение на продукцию
б) наличие у конкурентов свод-анализ
в) наличие конкуренции между подразделениями
г) динамика роста спроса (потребления) по группам потребителей (рынков/продуктов)
- анализ внешней среды
а) изменение в системе снабжения и колебания цен
б) отношение общественности
в) взаимодействие рынка на условиях маркет-мейкер
Д/з Ромб Майкла Портера практика применения конкурентных преимуществ
Стратегии и миссии компаний (ТНК), отчетность
Лекция № 5
Требования к стране базирования:
- потребительский спрос и предпочтения должны предвосхищать пс и пп на зарубежных рынках.
- страна должна обладать наивысочайшим уровнем конкуренции в отрасли из всех возможных вариатов.
- страна должна обладать преимуществами по факторам производства - наличие факторов; - эффективность использования; -возможность перемещения; - возможность комбинирования
- должна обладать наиболее совешненным правовым полем.
Страна базирования должна обладать высоким уровнем развития смежных или снабженченских отраслей, максимальноразвитой сеткой логистических цепочек и возможностей для реализации продукции. Вывод анализа: размещение производственных мощностей, где лучше размещать, ассортимент направленной сбытовой политики, возможность перемещения ресурсов в компании, покупка и продажа дочерних компаний, предприятий, пакетов акций и т.д.
В международной деятельности реализация стратегии основываются на:
-программа и план;
-оперативный план подразделений;
-контроль и учет выполнения плана.
Маркетинговая стратегия формирует образ товара.
Международно-продуктовая политика включает в себя изготовление продукта и контроль качества.
Стратегия ее:
1) национальная разработка продукта , минус - затраты на дублирование на ниокр, формирование образа продукта. последовательная разработка- продукт формируется в стране базирования, многонациональная разработка.
2) стратегия ценообразования.
Стратегия определения цены по формулам, ценообразование на основании его эффективности. Международное стратегическое ценообразования
ДЗ: позвонить в любую транспортную компанию, сколько будет стоить контейнер ксенона
Лекция № 6
Слияние и поглощение
Объединение компаний.
Классификация
a) по характеру интеграции подразделяются на :
- горизонтальное – слияние и поглощение компаний осуществляющих производственную деятельность в рамках одного и того же товарного ряда
- вертикальное – слияние производственных или финансовых мощностей компании, производящие товары, находящиеся в одной технологической цепочке
- родовые объединения – объединение компаний из смежных отраслей, производящих продукцию для формирования одного изделия или опосредующего процесса
- конгломеративное слияние – слияние компаний, не имеющих никакой общности, которые подразделяются на: чистые, с расширением и объединением продуктовой линейки, с расширением географического присутствия (компания выкупает производство на чужой территории)
б) по характеру взаимоотношения с сотрудниками компании:
- дружественное.
Шаги по дружественному поглощению: 1. Намерения сделки – документ, где описываются условия объединения; 2. встреча
- недружественное происходит с помощью захвата, рейдерство
IPO (первичное публичное размещение акций)- одна из моделей привлечения дополнительных средств на фирму (ОАО, ЗАО)
Механизмы размещения бумаг: прямое (компания сама реализовывает собственные акции) и косвенное; открытое (размещение бумаг на рынке ценных бумаг) и закрытое (размещение ценных бумаг среди ограниченного круга лиц); на первичном рынке (рынок прямой продажи, когда сразу после выпуска бумага попадает его держателю) и вторичный рынок (брокерский, когда акции размещаются по всему миру). Проценты по кредитам всегда стандарты. Срок привлечения средств высокий.
б) по национальной принадлежности
- национальное слияние
- транснациональное слияние – поглощение активов, находящихся по разным сторонам компании
г) по способу объединения потенциалов:
- корпоративные альянсы и корпорации (слияние всех активов компании целиком): объединение производственных и чисто финансовых активов
д) по условиям слияния и поглощения:
- слияние на паритетных условиях (50% / 50%)
- не на паритетных условиях – любое поглощение, где одна сторона получает чуть больше, чем другая
е) с образование юридического лица
Поглощение:
- частичное – частично сохраняются права
- полное – все права собственности переходят поглотившей стороне
ж) по механизмам слияния:
– с присоединением всех активов и капиталов компании
- покупка некоторых активов или структур компании
- покупка акций с оплатой в денежной форме
- покупка акций с оплатой деревативами и варрантами (дает право на приобретение других видов собственности)
- с обменом акций
Решение о слияниях и поглощениях компании принимается квалифицированным большинством на совете директоров. Проект слияния и поглощения инициируется и подготавливается системой управления компанией. Нередко оценка инвестиционной привлекательности проекта занимаются внешними структурами. Крупная ТНК имеет в своем распоряжении список потенциальных объектов слияния и поглощения, ранжированный по эффективности капитала и объема инвестирования, который указывается в процентах от капитализации компании. Слияния и поглощения, требующие реализации и задействования более 50% капитализации компании, принимаются большинством процентов голосов, указанным в уставе компании. Генеральный управляющий в большинстве компаний имеет право разового вето на слияние и поглощение.
Источники информации об объекте инвестирования:
- публикуемый финансово-годовой отчет. Любая крупная компания сегодня публикует отчет не позднее чем через 3 месяца после окончания отчетного периода, если позже, значит компания с ним химичит
- отчет регионалов и дочерних предприятий
- выступление топ-менеджмента
Лекция № 7
Валютный менеджмент (валютно-финансовый)
Это совокупность форм, методов управления финансовыми ресурсами фирмы. Валюта – особый способ функционирования денег.
1. Где найти средства?
2. Как их использовать?
3. Как увеличить прибыль?
Функции валютного менеджмента:
- обеспечение международной ликвидности
- управленческая функция – управление внешними и валютными направлениями
- функция, ведущая к росту валютной прибыли
ВМ делится на:
- валютное планирование
- валютный контроль
Валютные операции: конвертируемые и неконвертируемые.
- Международный расчет (свифт, аккредитив, кассовые сделки)
- Спекулятивные операции, в том числе валютный арбитраж (вторичный рынок ЦБ, деривативы; форварды/фьючерсы – контракт о поставке определенного количества валютных товаров по определенной цене через определенный срок в будущем, фьючерс – стандартизированная форма, зависит от биржи; аукционы – контракт, предоставляющий покупателю права, но не обязательства купить или продать валюту/товар по определенному курсу через определенный срок в будущем). Аукционы бывают: кол покупка, пут (продажа), стилэйдж (туда-обратно)
- Фиджирование
- Международные расчеты
По срокам валютные операции подразделяются на:
- кассовые и спот сделки
- срочные сделки
Цели заключения сделок, зависят от позиции, которую вы занимаете:
o игровые позиции: трейдер – заключает контракты, спекулянт, хеджер, орбитражер – получает прибыль на разнице между различными рынками
Проблемы финансирования. Источниками финансирования могут выступать :
- собственные средства, заемные средства (долевое финансирование- проведение IPO, прямое (долгосрочные инвестиции) , партфельные и иностранное инвестирование, и кредиты);
- Прибыть, амортизация, кредитные линии, инвестирование из государственного бюджета;
Семинар
Учебник Владимирова
ОСУ ТНК – единый центр принятия решений (головная компания), зависимые компании: дочерние компании. В капитале головная компания имеет более половины участия, с правом лежащего голоса. Конгломерат, пул, картель, трест.
Дочерние компании - хозяйственное общество, решения которого определяются иным (основным, материнским) хозяйственным обществом в силу преобладающего участия последнего в его уставном капитале
Ассоциированные компании – 10-50% акций
Отделения или филиалы – наиболее независимые формы для ведения бизнеса
Фирма – любое юридически-зарегистрированное лицо, имеет уставный каптал
Компания - юридически-зарегистрированное лицо с объединением капиталов, производством
Корпорация – объединение акционерного капитала. Акции: обычные и привилегированные
Все корпорации делятся на: национальные, ТНК, МНК, глобальные
Страна базирования – резидент, принимающая страна - нерезидент
Критерии отнесения компаний к ТНК:
1. Вне зависимости происхождения капитала,
2. Располагает филиалами по всему миру
3. Единая информационная база, общая стратегия
4. Согласованная политика
5. Реализация продукции не менее 20-35 % зарубежном
МНК – многонациональна компания. Имеет несколько стран базирования: Роял Дач Шел (Англия, Голландия)
Глобальные корпорации–
Классификация корпораций по Маджара
1. Макропирамида
2. Зонтик
3. Интергломерат
Индекс транс национализации компаний
Отражает степень вовлеченности той или иной ТНК в производство товаров и услуг за рубежом, рассчитывается как среднее арифметическое суммы 3-х величин:
- доля активов за рубежом в общем объеме активов ТНК
- доля продаж за рубежом в общем объеме продаж корпораций
- доля персонала за рубежом к общему объему
Индекс транс национализации страны
- доля прямых иностранных инвестиций во всех капитальных вложениях
- отношение накопленных прямых иностранных инвестиций к ВВП страны
- доля выпуска продукции филиалами иностранных корпораций к производству ВВП страны
- доля занятых на этих филиалах ко всей численности занятых в стране
Индекс распространенности сети
Это процентное отношение числа зарубежных стран, в которых компания осуществляет свою деятельность к общему количеству стран, в которых она потенциально могла бы вести свою деятельность
Индекс интернационализации компании
Отношения количества зарубежных филиалов компании к общему количеству ее филиалов
Лекция № 8