Вся работа в рамках этой модели будет производиться по инструкциям, изложенным в руководствах по эксплуатации
Документация сообщает: «Вот так мы здесь делаем то-то и то-то».
Без документации вся обыденная работа превращается в исключение из правил.
Документация дает в распоряжение ваших сотрудников структуру, которая им необходима, а также изложенный в письменной форме способ наиболее эффективного выполнения работы. Она доводит до сведения как новых, так и старых сотрудников, что в сфере, где они предпочли работать, существует определенная логика, что имеется некая технология, при помощи которой добиваются определенных результатов. Документация представляет собой конкретное подтверждение порядка.
Опять выдержка из Тоффлера:«... для многих людей рабочее место имеет жизненно важное значение с психологической точки зрения, причем даже большее, чем зарплата. Делая четкий запрос на их время и энергию, оно формирует структурный элемент, на основании которого может быть организована их остальная жизнь»*.
Главным словом здесь является четкий.
Документация обеспечивает ясность, которая требуется для того, чтобы структура была понятна нашим сотрудникам.
При помощи документации структура сводится к конкретным средствам, вместо того чтобы руководствоваться общими рассуждениями, — к конкретной и упрощенной задаче, которая требуется сидящему в каждом из нас специалисту, чтобы справиться с работой, которую ему необходимо выполнить.
Руководство по эксплуатации — свод различных документов — может, таким образом, быть названо справочником по ведению дел в данной компании.
Оно определяет цель выполняемой работы, описывает шаги, которые необходимо будет предпринять во время ее выполнения, а также сводит воедино стандарты процесса и результаты деятельности.
Модель будет обеспечивать
Неизменный и предсказуемый уровень
Обслуживания потребителей
Если бизнес даже и будет выглядеть как поддерживаемый в надлежащем порядке, этого не достаточно; данное предприятие должно и действовать соответственно. Оно должно выполнять свою работу предсказуемым и неизменным способом.
*Элвин Тоффлер «Третья волна». — Нью-Йорк: «Уильям Морроу энд Компани, Инк.», 1980, стр.389 . — Прим. авт.
В качестве иллюстрации данного положения могу привести следующий пример.
Не так давно я отправился к парикмахеру, который во время нашей первой встречи постриг меня лучше, чем кто-либо до него. Он мастерски пользовался ножницами и прибегал только к их помощи, ни разу не воспользовавшись электрической машинкой для стрижки, что имеют обыкновение делать многие другие. Прежде чем постричь мне волосы, он настоял на том, чтобы их помыть, объяснив, что мытье облегчает стрижку. Пока он занимался моей прической, одна из его ассистенток постоянно подливала мне в чашечку кофе погорячее. У меня сложилось в целом необыкновенно приятное впечатление, и я договорился о том, что приду к нему еще раз.
Однако, когда я пришел в эту парикмахерскую во второй раз, все переменилось. Вместо того чтобы пользоваться только ножницами, примерно 50 процентов времени он работал электрической машинкой. Он не только не вымыл мне волосы, но даже не упомянул об этом. Ассистентка, правда, принесла мне чашечку кофе, но только раз, и больше не появлялась. Тем не менее, прическа опять получилась великолепная.
Через несколько недель я пришел туда в третий раз. На этот раз парикмахер вымыл-таки мне волосы, но только после того, как постриг меня, прежде чем внести последний штрих в прическу. На этот раз он вновь работал исключительно ножницами, но, в отличие от первого и второго раза, никакого кофе не было, хотя он и спросил, не желаю ли я выпить стаканчик вина. Сначала я подумал, что ассистентка, возможно, взяла выходной, но вскоре она появилась и занялась пересчетом какого-то инвентаря, лежавшего в передней части парикмахерской.
Когда я ушел, что-то внутри меня решило, что я никогда сюда не вернусь. Причем дело, без всякого сомнения, было не в прическе — он выполнил работу великолепно. Дело было не в парикмахере. Он был любезен, приветлив, и видно было, что он разбирается в своем ремесле. Было что-то более важное, чем все это.
Не было абсолютно никакой последовательности в моем опыте.
Ожидания, которые были рождены во время первого посещения, нарушались во время каждого последующего. Я не знал, чего можно было теперь ожидать. А что-то внутри меня хотело обладать такой уверенностью. Возвращаясь, я хотел повторения прошлого опыта, повторения деталей прошлой ситуации.
Непредсказуемость парикмахера не говорила о парикмахере ничего, кроме того что он постоянно — и произвольно — вносил беспорядок в мои ожидания. Это он осуществлял контроль над моим опытом, а не я. При этом демонстрировал безразличие к тому, какое впечатление производит на меня его поведение. Он занимался своим делом для себя, а не для меня. Причем, поступая таким образом, он лишал меня возможности стать его постоянным клиентом по моим собственным причинам, какими бы они ни были.
Не имело значения, чего я хотел на самом деле.
Не важно было, что мне просто нравился звук щелкающих ножниц и что я неким образом связывал его с профессионально сделанной прической.
Не имело значения то, что мне нравилось, как ухаживала за мной его ассистентка.
Наконец, что мне нравилось ощущение от мытья волос до начала работы и что я действительно верил в то, что это повысит качество стрижки.
Мне было бы неудобно просить обо всем этом, не говоря уже о. том, чтобы приводить причины, по которым я требую именно этого.
Все это было так эмоционально и так нелогично. Как я смог бы объяснить это или привести соответствующую причину, без того чтобы не выглядеть полным болваном?
Парикмахер же сначала позволил мне приобрести приятный опыт, а затем лишил меня возможности его повторения.
Это напомнило мне одну из лекций по психологии, которую довелось слушать в колледже. Вспоминаю профессора, рассказывавшего о синдроме «обоженного ребенка». Он появляется тогда, когда ребенка попеременно наказывают и награждают за одно и то же. Такое поведение со стороны родителей может оказаться совершенно катастрофичным для ребенка: он никогда не будет знать, чего ему ожидать и как надо действовать. Это может быть катастрофично и для потребителя.
У «обоженного ребенка», понятное дело, нет другого выбора кроме того, чтобы остаться с родителями. Зато «обо-женный клиент» может отправиться в какое-то другое место. Что он обязательно и сделает.
То, что вы конкретно делаете в рамках своей модели, хотя и важно, но не в такой степени, как выполнение этого одинаковым образом, причем раз за разом.