Системный подход к управлению операциями
Личко Г.П.МИТСО
• Каждая организация должна производить нечто, представляющее реальную ценность для ее внешней среды.
• Рост международной конкуренции и ускоренное развитие технологий заставили организации по-новому рассмотреть весь комплекс вопросов управления своими операционными подразделениями, ответственными за выпуск товаров и предоставление услуг
• Операционная функция включает в себя те действия, в результате которых производятся товары и услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.
• Функцию операций имеют все организации, иначе они просто не могут существовать.
• Термины «операции» и «производство» взаимозаменяемы. Однако под производством в основном понимается выпуск товаров и переработка сырья. Термин «операции» шире, он включает не только производство товаров, но и предоставление услуг.
• Больше всего организации отличаются друг от друга по характеру конкретных видов деятельности, входящих в операционную функцию.
Операционная система
• Перерабатывающая система выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты
• Подсистема обеспечения не связана прямо с производством выхода, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабатывающей подсистемы
• Подсистема планирования и контроля получает от перерабатывающей подсистемы информацию о состоянии системы и незавершенном производстве.
• Информация поступает из внутренней среды организации : о целях, политике, основных направлениях и других внутренних параметрах.
• Информация о спросе на продукцию, стоимости ресурсов, тенденциях развития технологии, правительственных нормативных актах и других факторах поступает из внешней среды.
• Подсистема планирования и контроля должна обработать весь этот обычно большой объем достаточно сложной информации и выдать решение, как именно должна работать перерабатывающая подсистема.
• Конкретные вопросы, подлежащие решению, как правило, включают планирование производственных мощностей, диспетчеризацию, управление материально-производственными запасами, контроль качества.
Сущность управления операциями
• 1. Разработка и реализация общей стратегии и направлений операционной деятельности организации.
• 2. Разработка и внедрение операционной системы, включая разработку производственного процесса, решение о месторасположении производственных мощностей, проектирование предприятия, проектирование продукта, введение стандартов и норм на выполнение работ.
• 3. Планирование и контроль текущего функционирования системы.
Требования к управляющему операциями
• Управляющему операциями приходится иметь дело с большими объемами информации.
• Он должен мыслить аналитически, иметь способности к восприятию и оценке новых технологий.
• В выполнении операционной функции обычно занято больше людей, чем в любой другой области организации, а именно люди, в конечном счете, определяют успех или провал любой операционной системы.
• Управляющий операциями должен обладать и уметь пользоваться широким ассортиментом знаний и навыков в области анализа, системотехники, технологии, а также поведенческих и социальных наук.
Эффективность операций
• Эффективность операций — это рыночная стоимость произведенных выходов, деленная на общую величину затрат организации на израсходованные входы.
• Рыночная стоимость выходов определяется как количеством единиц произведенных выходов, так и целым рядом других факторов.
Примерный перечень факторов , определяющих рыночную стоимость выходов
• 1. Соответствие ассортимента выпускаемой продукции или предоставляемых услуг существующему на них спросу.
• 2. Качество выходов системы.
• 3. Своевременность производства выхода, учет характера спроса и обязательств по доставке потребителям.
• 4. Гибкость производственной системы при удовлетворении различных требований индивидуальных потребителей.
Перечень факторов , определяющих вход в виде человеческого труда
• 1. Какая часть работы выполнялась в сверхурочное, а не в нормальное рабочее время, какова стоимость сверхурочных работ?
• 2. Использовался ли персонал в соответствии с уровнем квалификации или работникам пришлось платить по тарифам более высокой квалификации, чем та, которая им требовалась для работы?
• 3. Какими оказались затраты, связанные с текучестью кадров, вызванной изменением нагрузки в системе?
• 4. Какими оказались затраты, связанные с ошибками персонала из-за недостаточного уровня подготовки или плохим руководством со стороны мастеров?
Перечень факторов , определяющих вход в виде материальных затрат
• 1. По каким ценам приобретались материалы?
• 2. Каковы затраты на хранение материалов в составе запасов до момента их использования?
• 3. Во что обошлись заказ и приемка материалов?
• 4. Каков размер издержек, возникших в результате недостатка материалов?
• 5. Какие затраты появились в результате проблем с качеством материалов?