Прибыльность и рентабельность
Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности. Эти показатели как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, за-тратоемкость, организация производства и др. В числе ключевых факторов — уровень и структура затрат (издержек производства и обращения), поэтому в рамках внутрифирменного управления финансами в этом блоке может выполняться оценка целесообразности затрат, их Динамика, структурные изменения, а основные показатели — уровень издержек производства (обращения) и абсолютная и относительная экономия (перерасходы) издержек.
Подчеркнем, что можно выделить различные показатели прибыли, представляющие особый интерес для тех или иных категорий пользователей. Поскольку данные показатели являются наиболее распростра-
464 Раздел III. Корпоративные финансы
ненными обобщенными характеристиками успешности деятельности компании, необходима четкая и однозначная их идентификация, позволяющая делать обоснованные оценочные суждения. Так, данные о том что предприятие работает рентабельно, а его прибыль равна Р, безусловно полезны, но мало информативны, поскольку неясно, о какой прибыли идет речь.
Показатели рентабельности — это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон — ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Поэтому известны две группы показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (капитала) и рентабельность продаж.
Рентабельность инвестиций может рассчитываться с позиции интересов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др. Инвесторы (собственники и лендеры) являются основными поставщиками капитала предприятию. Их совокупный доход — чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом; в первом случае рассчитывается коэффициент, известный как рентабельность активов(ROA), во втором — рентабельность инвестированного капитала(ROT):
ROA=NI + IE
ТА
ROI = |
NI + IE
TL-CL'
где N1 — чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению среди собственников);
IE — проценты к уплате;
ТА — совокупный объем активов (итог баланса-нетто);
TL — совокупный объем источников финансирования (итог баланса-нетто по пассиву);
CL — краткосрочные обязательства.
Показатель ROA дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия; иными словами, оценивается правильность выбора именно такого инвестирования (в частности, речь идет об отраслевой принадлежности предприятия). Показатель ROI характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием — он оценивает доходность долгосрочного капитала.
Наиболее распространенным финансовым индикатором оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия является показатель рентабельности собственного капитала(ROE):
гпава 13. Анализ и планирование в системе управления финансами фирмы 465
KOE-f.
Е
GPM = OIM |
Рассмотренные показатели дополняются коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж: а) норма валовой прибыли,или валовая рентабельность реализованной продукции (GPM); б) норма операционной прибыли,или операционная рентабельность реализованной продукции (OIM); в) норма чистой прибыли,или чистая рентабельность реализованной продукции(NPM).
Валовая прибыль 5 — COGS
Выручка от реализации S
Операционная прибыль _ S — COGS — ОЕ
Выручка от реализации Е
NPM |
Чистая прибыль N1
Выручка от реализации S
где COGS — себестоимость реализованной продукции;
ОЕ — операционные расходы (расходы за исключением процентов к уплате и налогов).
Значения показателей рентабельности по данным условного примера таковы:
оглл NI + IE 45+10 vnj NI + IE 45+10
ROA =------------ =----------- = 6,1%, ROI =------------- =--------------- = 7,5%,
ТА 900 TL-CL 900-170
л,<. S-COGS-OE EBT + IE 67+10 tiao.
OIM =------------------------ = —— = — = 14,8%,
MI 45 ™ = T=520=8'7%-
Оценивая значения этих показателей, необходимо помнить, что они характеризуют результаты работы за полугодие. Если динамика финансово-хозяйственной деятельности сохранится, то значения коэффициентов рентабельности капитала по результатам года примерно удвоятся. Таким образом, по результатам года чистая рентабельность реализованной продукции составит около 8—9%, тогда как рентабельность собственного капитала — около 15%. Последнее значение можно Интерпретировать следующим образом: при сложившихся условиях работы вложения собственников в активы данного предприятия окупают-
Раздел III. Корпоративные финансы
Глава 13. Анализ и планирование в системе управления финансами фирмы 467
ся в среднем за 6—7 лет (100% : 15%). Поскольку значения показателей рентабельности ощутимо варьируют по отраслям, регионам, отдельным хозяйствующим субъектам, суждение об эффективности работы данного предприятия можно сделать путем сравнения полученных результатов со среднеотраслевыми.