Vi методические рекомендации по решению
УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
Изучение курса уголовного права и уголовного процесса предполагает не только усвоение принципов, общих положений и отдельных норм уголовного и уголовно-процессуального закона, но и выработку у студентов умений использовать эти нормы при оценке деяний конкретных лиц.
Формирование практических умений невозможно без освоения студентами методики анализа общественно опасных поступков отдельных лиц, их оценки. Наиболее эффективно такое освоение осуществляется в процессе решения задач. Для этого студенты наряду с прослушиванием лекций, изучением учебной литературы и нормативного материала при подготовке к практическим занятиям должны решить вынесенные на занятия задачи. Более того, по темам, по которым предусмотрена контролируемая самостоятельная работа, письменное решение задач является одной из основных отчетных форм. Решения должны быть выполнены лично студентом.
В решениях должны быть даны четкие ответы на поставленные вопросы. Ответы необходимо излагать развернуто, подкрепляя анализом фактических обстоятельств дела, приведенных в условиях задач, ссылками на конкретные статьи УК и УПК Республики Беларусь и другие нормативные акты, разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, положения теории уголовного права и уголовного процесса.
Приступая к решению задач, прежде всего, необходимо ознакомиться с содержанием задачи и поставленными вопросами. Затем изучить рекомендуемую учебную литературу, статьи уголовного закона, уголовно-процессуального закона и другие нормативные правовые акты и лишь потом переходить к решению задачи. При изложении решения по задаче необходимо ответить на поставленные вопросы, а затем привести аргументацию предложенных ответов. Для этого следует ссылаться на конкретные положения закона, судебной практики и теории уголовного права и уголовного процесса. Указанные положения не должны излагаться абстрактно, без связи с рассматриваемой задачей. Их необходимо увязать с условиями задачи, подкрепляя ими предложенные ответы на поставленные в задании вопросы.
В отличие от задач по Общей части курса уголовного права по Особенной части уголовного права, студентам для анализа, как правило, предлагается краткие описания событий, поступков конкретных лиц без постановки каких-либо вопросов. Методически это обусловлено тем, что в реальной жизни совершаются действия, происходят события, но сотрудникам органов уголовного преследования необходимо самостоятельно оценить происшедшее и решить имело ли место преступление или нет. Поэтому, приступая к решению задачи, необходимо ознакомиться с ее содержанием. Затем, основываясь на имеющихся познаниях в области уголовного права, следует дать предварительную уголовно-правовую оценку совершенного деяния, то есть указать, что совершено преступление, предусмотренное конкретной статьей УК. Однако это лишь предварительная оценка.
При решении задач по Особенной части курса уголовного права необходимо опираться на те положения о квалификации преступлений, которые были изучены по курсу Общей части уголовного права. В соответствии с логикой мыслительной деятельности, процесс квалификации необходимо начинать с анализа совершенного деяния, а затем проделывать все остальные этапы: поиск уголовно-правовой нормы, ее толкование, то есть уяснение состава преступления, сравнивание признаков анализируемого деяния с признаками конкретного состава преступления и формулирование вывода. Если признаки совпадают, значит, анализируемое деяние является конкретным видом преступления, ответственность за которое предусмотрено соответствующей статьей Уголовного кодекса. Завершается квалификация ссылкой на конкретную статью УК.
Последовательное проведение указанных логических этапов квалификации громоздкая, отчасти и мало продуктивная работа, поэтому на практике эти логические этапы проходят в свернутом виде: происходит одновременный анализ совершенного деяния и сопоставление выделенных признаков с признаками конкретного или конкретных составов преступлений. И после такого синтетического анализа делается вывод о том, что совершенное деяние содержит признаки конкретного состава преступления и квалифицируется по определенной статье УК.
В соответствии с этим подходом анализ начинается с установления того, что произошло, то есть совершенное деяние или событие анализируется с позиции объективной стороны, и определяются признаки, какого состава преступления наличествует в данном случае. Следующим шагом, который проделывается правоприменителем, является выяснение того, кто совершил данное деяний, отвечает ли лицо признакам субъекта предполагаемого преступления. Выяснив, что общественно опасное деяние совершено деликтоспособным лицом, правоприменитель переходит к выяснению вины и иных признаков, характеризующих субъективную сторону преступления.
Установление совокупности признаков, характеризующих объективную сторону, субъекта и субъективной сторону, позволяет определить те общественные отношения, на которые произошло посягательство, то есть объект преступления. Это дает основания для окончательно определения, какой состав преступления содержится в совершенном деянии, и признать данное деяние конкретным видом преступления. Если нет состава преступления, указать, какие признаки отсутствуют и в связи с этим рассматриваемое деяние не признается указанным в начале преступлением. Если в анализируемом деянии содержатся признаки состава другого преступления, указать на это, квалифицировав данное деяние по соответствующей статье УК.
В отдельных случаях оценка такого признака состава преступления, относящегося к объекту преступления, как предмет преступного посягательства или потерпевший, необходимо производить одновременно с анализом объективной стороны совершенного деяния, ибо без определенного предмета или потерпевшего нет и самого деяния. Так, например, нет резона рассуждать о разглашении государственной тайны, если не будет установлено, что разглашенные сведения составляют такую тайну.
Если в процессе анализа установлено, что совершенное деяние содержит, наряду с признаками основного состава, дополнительные признаки, признаваемые законом квалифицирующими или смягчающими, совершенное деяние квалифицируется по частям статьи УК, предусматривающим, соответственно, ответственность за преступление при наличии этих признаков.
В помощь студентам ниже предлагаются примеры возможного решения задач. При этом нельзя не отметить, что решения задач не должны носить шаблонного характера. Различны предлагаемые ситуации, различны те условия, в которых совершены конкретные деяния, значит и различен должен быть ход анализа и комплекс аргументов предлагаемого решения.
О Б Р А З Е Ц