Молитва за жизнь и пропитание
Сказано мудрецами, что если нуждаются в жизни и пропитании, то надо молиться о пропитании, так как пропитание дается живому. Жизнь является необходимостью, то есть,
- верой. А пропитание, то есть, - вкусы Торы и заповедей – это "указание Творца".
И если молятся об указании Творца, то, значит, обладают верой, потому что запреще-но изучать Тору народам мира, как сказано: "Не сделал Он такого никакому народу, и за-
конов (Его) не знают они".
Когда просят о жизни и пропитании, стоит просить о пропитании, ведь пропитание можно дать только для жизни. Вера называется жизнью. Пропитание называется Торой. Надо просить Творца открыть сердце Торе, и тогда само собой, будет у него вера. Потому, что Тора дана только Исраэлю. А Исраэль – это тот, у кого есть вера в Творца.
Прикосновение к тфилин
"Необходимо прикасаться к тфилин, чтобы не отвлекаться". Казалось бы (наоборот), если смотрел бы на тфилин, то скорее бы отвлекся.
Но смысл понятия "даат" (разум) означает, что следует помнить, что тфилин является
чудесным средством, и прикасание к нему означает действие. А действие является верой, которая противоположна разуму, - она против него.
85. Соблюдение законов Торы – только на земле Израиля
Вся Тора соблюдается только на земле Исраэля. Есть такие понятия как "пустыня", "поселение", "мир", "земля Исраэля". Объяснение: все заповеди могут выполняться, даже когда мы находимся за пределами земли Исраэля, - то есть, пока еще не вошли в святую
землю Израиля, называемую уровнем "Малхут Небес". Однако заповеди трепета и любви
невозможно выполнять за пределами земли Исраэля, и до достижения уровня "Малхут Не-бес" человек в состоянии выполнять (заповеди) только по принуждению, но не из любви или по желанию.
Ступень грешника
"А нечестивому сказал Творец: "Зачем тебе проповедовать законы Мои", "Я создал мир
только для праведников... и законченных грешников".
Законченный грешник – когда он ощущает себя таковым. И тогда он использует 613
эйтин (советов), которые являются заповедями. И для праведника – это 613 пкудин (вло-жений, наполнений).
Йерушалаим
Иру -шалем (досл. ира – трепет, шалем – совершенство) – совершенный трепет. Тре-пет, то есть недостаток, является причиной страха. А совершенный трепет – это, когда нет никакого страха.
Правая (линия) – совершенство. Левая (линия) означает страх, как "страх Ицхака". Образование средней линии происходит соединением двух. То есть, когда объединяются две линии, они образуют одно сочетание – совершенный трепет (иру-шалем).
"И есть у них глаза, но не видят" – это правая линия, совершенство. Куда бы ты ни об-ращался, нужно исходить из правой линии, то есть из свойства "хэсед" (милосердия).
Война с Амалеком
"И было, как поднимет Моше руку свою, одолевал Исраэль" (Шмот, 17:11). Получает-ся, что, как будто, руки Моше воюют? Ответ на это: "Когда Исраэль смотрит вверх, то он одолевает" (Рош а-Шана, 29).
Объяснение: когда смотрят вверх, то это значит "стремятся к отдаче", а понятие "ис-таклют" (всматривание) означает, что присматриваются к чему-либо – всё ли там в поряд-ке. Как сказано о Йосефе и Биньямине: "И Я смотрю (на него)", – иными словами "опекаю его и делаю ему добро".
Писал Рамбан, что когда смотрят в небеса, желая доставить удовольствие Творцу, то это значит "стремятся к отдаче", и это означает "поднялся". Ведь, если всё ради Творца,
то, само собой, Амалек, который является желанием получать, падает, когда смотрят
вверх и покоряют свои сердца Отцу Небесному (Творцу).
Радость и страх
Сказано: "Служите Творцу в радости и в страхе".
Человек, просящий Творца, чтобы Он дал ему желание к духовному, должен пребы-вать в радости, – ведь дали ему понять и осознать, что духовное ему необходимо.
Тогда как прежде он был подобен больному потому, что не хватало ему осознания сво-
его истинного состояния. И теперь, когда человеку есть о чём молиться к Творцу, должен быть страх у него.
Горечь изгнания
Когда приходит избавление, когда открывается духовное, - понимаем, что всё изгна-
ние было наполнено горечью. Но пока не освободились из плена, пока находимся во вла-
сти своих эгоистических желаний, нет ещё возможности осознать своё рабское положение
как горькое.
И в этом превосходство света над тьмой: что только если видим свет, мы можем видеть
и тьму. А если нет понимания того, что разум находится пока в плену эгоизма, - нет воз-
можности отделить одно от другого.
92. Желания: разбившиеся и исправленные
Прежние желания стали в глазах человека непригодными для духовного продвижения: если осознает человек, что причиной их "разбиения" послужили их эгоистические стрем-ления "получать", то теперь, возобновив свой путь исправления, будет знать, как стеречь-ся: если будет присоединять свои неисправленные желания к пути исправления только в мере намерения работать "ради Творца".
Царь прорывает преграду
"Царь прорывает преграду, и ничто не встанет на его пути".
"Царь" – это Творец. "Прорывает преграду", – то есть прекращает (связь) между полу-
чением и отдачей.
"И ничто не встанет на его пути" – тело, называемое желанием получать, сдаётся, при-знавая себя побеждённым.
Жених подобен Царю
Жених подобен Царю потому, что прощают ему его прегрешения. Из этого выходит, что он подобен Царю, - то есть у него есть сила отдачи. И это именно в то время, когда жених ощущает, что он на низшей ступени, и что он отменяет себя перед Царём, – тогда он подобен Царю, у которого нет никакой власти. И пойми, что отсюда следует.