Кто освящает день седьмой (2)
"Кто освящает день седьмой, как положено ему…, вознаграждение его велико, - по его действиям". И надо понять, что означает "по его действиям". Что здесь нового? Ведь в
обычном мире получают вознаграждение согласно заработанному. А кто работает допол-
нительные часы, получает больше, чем тот , кто не работает. В таком случае, что нового в том, что говорится – "вознаграждение его велико"? А потом говорит, что получит возна-граждение только согласно действиям.
Сказано мудрецами: "Кто приходит, но бездельничает, - получает вознаграждение за сам факт своего прихода (Пиркей Авот, 5:14). И надо понять, - что такое действие. Сказа-но мудрецами: "Велико учение, ибо приводит к действию, и не учение главное, а дейст-вие" (трактат Кидушин, 40). И объяснял мой отец и учитель (Бааль Сулам), что действием называется то, когда человек переворачивает свои получающие келим на отдающие, о чем сказано: "Все его действия будут ради небес". И в Мидраше объясняется, что главное здесь действие: "Я создал злое начало, Я создал Тору – приправу", - этого действия дол-жен человек достичь. Сказано мудрецами: "Злое начало человека побеждает его каждый день, и если Творец не поможет, - то ему не справиться".
И надо понять, - почему Творец не дал человеку силы победить свое злое начало. И если это не в силах человека, то почему Творец не делает все? То есть, почему необходи-мо, чтобы человек воевал со злым началом, а Творец бы только помогал ему, и если чело-век не начинает с ним бороться, то Творец ему не помогает? И для чего Творцу надо, что-
бы человек начал войну, а потом бы Он ему помогал, как сказано мудрецами: "Пусть все-гда человек натравливает доброе начало на злое". Объясняет Раши: "Пусть воюет с ним" (трактат Брахот, стр. 5). Отсюда следует, что сначала человек должен начать войну, а по-
том придет Творец и поможет ему.
И объяснял он (Бааль Сулам) просто то, что Авраам спросил Творца: "Как я узнаю о своем наследии"? "И сказал Он Аврааму: "Знай, что пришельцами будут потомки твои в
земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но, …после они вый-
дут с большим имуществом”. И сказал, что поскольку увидел обещанное Творцом, который сказал ему: "…дать тебе эту землю в наследство", то спросил: "Как узнаю?". Ведь нет све-
та без сосуда, а он видел, что его сыны не будут нуждаться в этих постижениях, удовле-творившись малым. Поэтому сказал (Творец) ему: "Знай, что они уйдут в изгнание, и за-
хотят выйти из него. А без помощи не смогут выйти из египетского изгнания. Благодаря
этому они вынуждены будут принять от Него помощь". И каждый раз они будут нуждаться в огромных воздействиях, и благодаря этому вознуждаются в свете Торы, поскольку Тора
– это приправа. И об этом сказано в Зоаре: "Пришедшему очиститься – помогают". И
спрашивает: "В чем?". И отвечает: "Святой душой…". Получается, что благодаря этому они вознуждаются в помощи Творца, и благодаря этому у них будут келим для обретения зем-ли.
Тем самым сможем объяснить то, о чем спрашивали: что означает, что приходит, но
бездельничает? Означает (это), что тот, кто начал идти путем Творца, достигнет с помо-щью действий, что означает: "Кто освящает день седьмой". И объяснял мой отец и учитель (понятие) "седьмой" ("швии"), как "шеви", - плен это. И согласно этому объясняется, что
когда человек освящает свою точку в сердце как положено, то он уходит в египетское из-гнание, и каждый раз начинает видеть, - насколько он далек от действий на отдачу . И то-гда у него создаются келим, то есть желания ("хисронот" - потребности), которые потом сможет наполнить Творец.
Получается, что человек вынужден начать войну, чтобы у него появились келим и по-требность в спасении и помощи Творца, как сказано: "Если Творец не поможет, то ему не
справиться".
Таким образом, человеку специально не дано победить в этой войне, поскольку благо-
даря войне он обретает келим и отдающие желания. Поэтому необходимы оба эти усло-вия: чтобы человек начал войну, дабы обрести келим, и помощь, в которой нуждается, - что именно Творец поможет ему, поскольку благодаря помощи он получает землю в на-следство, что обещал Творец Аврааму. Получается, согласно этому, что "по его действиям" означает обратное тому, что происходит в материальном. Потому, что в материальном ка-ждый раз, когда дают хорошую работу, - платят за это. А здесь, на самом деле, наоборот, потому что насколько человек видит, что неспособен ни на какую отдачу, - настолько в большей помощи нуждается.
Поэтому каждый раз должны дать ему большую помощь, то есть большее постижение.
Получается, что его вознаграждение больше согласно его действиям: когда он видит свой хисарон, то готов получить большее наполнение . И это означает, что "приходит, но не де-лает". Он идет на войну, но не делает, то есть - не может сделать так, чтобы все его дей-ствия были ради небес. Говорят ему, что награда его в работе (продвижении), - что имен-но когда идет и не делает, а нуждается в помощи Творца, - именно благодаря этому он
получает наследие отцов.