Послепродажное обслуживание
Резюме
Существует несколько вариантов организации швейных услуг, представленных на рынке:
- Ремонт и подгонка предметов одежды,
- Изготовление одежды на заказ,
- Изготовление одежды на продажу,
- Пошив штор,
- Пошив униформы для бизнеса,
- Пошив школьной формы.
Каждое из направлений имеет ряд особенностей и специфических условий. Например, индивидуальный пошив одежды требует высокой квалификации швей, а изготовление одежды на продажу – наличия в штате ателье модельеров-дизайнеров. Рынок униформы во многом монополизирован несколькими федеральными или региональными игроками и причин для обращения к небольшому местному исполнителю практически нет. Школьная форма, об обязательном введении которой давно говорят, может появиться и стать источником дополнительных доходов, однако ставку на данный вид услуг пока делать не стоит.
Остается классический набор швейных бытовых услуг, которые достаточно понятны для реализации, а именно ремонт и подгонка одежда, а также изготовление штор и домашнего текстиля. Кроме этого, по мнению экспертов, необходимо обязательно предоставлять услуги индивидуального пошива одежды, иначе бизнес не будет генерировать достаточно доходов. Бизнесу, предоставляющему эти услуги, и будет посвящен данный бизнес-шаблон.
Врезка: «Пример от первого лица»
Андрей Рожков, Индивидуальное ателье ZIG-ZAG, город Пермь Создание бизнеса: начало 2013 года Количество работающих: 4 человека. На момент открытия количество заказов в месяц составляло около 50 штук, в настоящее время среднее количество заказов в месяц – около 200. Размер первоначальных вложений: 300 тыс. руб. Срок окупаемости: 1 год. |
«Данный рынок является достаточно перспективным, однако его развитие во многом тормозится дефицитом квалифицированных кадров. Молодые люди все меньше выбирают в качестве профессии швейное дело, поэтому чувствуется нехватка персонала. Потребители в свою очередь готовы обращаться в ателье, все большую ценность набирает индивидуальность и персонализация предметов одежды».
Ключевые партнеры Арендодатель Поставщики расходных материалов Магазины одежды Прочие партнеры | Ключевые виды деятельности (процессы) Прием заказов и продажа Производство услуг (пошив) Поставка расходных материалов Маркетинг | Ценностное предложение Базовая проблема 1 сегмент Устранение изъянов и «идеальная» подгонка 2 сегмент Разработка и изготовление индивидуальных предметов одежды 3 сегмент Создание индивидуальных интерьерных решений Ценности при покупке 1 сегмент: −Профессионализм швеи; −Гарантия на работу; −Выполнение работы в срок. 2 сегмент −Умение прислушиваться к пожеланиям – соответствие готового изделия задуманному образу; −Профессионализм швей и закройщиков; −Гарантия на работу; −Выполнение работы в оговоренный срок; −Рекомендации ателье и положительные отзывы. 3 сегмент: −Готовые решения и возможность разработки собственного дизайна; −Визуализация решения; −Решение «под ключ; −Выполнение работы в срок. | Взаимоотношения с клиентами Тип взаимоотношений Персональные (личный контакт с представителем компании) Формирование лояльности - скидки постоянным покупателям (дисконтные карты) | Потребительские сегменты (клиенты) Тип рынка: сегментированный Сегменты Физические лица, нуждающиеся: 1) В доработке и ремонте предметов одежды 2) В индивидуальном изготовлении предметов одежды 3) В пошиве штор и домашнего текстиля | |
Ключевые ресурсы Оборудование Персонал Расходные материалы Помещение Информационные ресурсы - каталоги тканей - ПО для дизайна штор | Каналы сбыта Привлечение (информирование) - кросс-продвижение - СМИ и справочники - входная группа/вывеска Покупка Осуществляется на месте в присутствии представителя компании. Послепродажное обслуживание Гарантийные обязательства Стимулирование сбыта - сезонные акции (в преддверии весенне-летнего осенне-зимнего сезонов). | ||||
Структура издержек Заработная плата Аренда Налоги Расходные материалы Маркетинг | Потоки доходов Предмет платежа Услуги + материалы Тип оплаты Предоплата + окончательный платеж. Наличные или карта Сезонность Сезонность на конкретные виды изделий и работ Ценообразование Фиксированное. По прейскуранту | ||||
Потребительские сегменты (клиенты)
Тип рынка
Рынок ателье и индивидуальной одежды является сегментированным и это связано с наличием нескольких сегментов, каждый из которых является потребителем разного вида швейных услуг. Сегментирование – это выделение групп потребителей со схожими характеристиками и потребностями. Сегментом называется одна такая группа потребителей, обладающих каким-то специфическими характеристиками и потребностями.
В случае ателье можно выделить три крупных сегмента:
1) Физические лица, нуждающиеся в доработке купленных предметов одежды (ушивка, расшивка, укорачивание и т.п.), либо ремонте вещей.
2) Физические лица, нуждающиеся в индивидуальном пошиве предметов одежды.
3) Физические лица, нуждающиеся в пошиве штор и прочего домашнего текстиля.
С точки зрения персональных характеристик основными представителями первого сегмента являются мужчины и женщины в возрасте 18 лет и старше, обращающиеся в ателье из-за индивидуальных особенностей фигуры, либо отсутствия полного размерного ряда одежды в магазине.
Представители второго сегмента – это преимущественно девушки в возрасте 16 лет и старше, стремящиеся к самовыражению, индивидуальности и уникальности предметов одежды. А также взрослые люди, с нестандартными размерами фигуры, которым сложно купить готовую вещь или доработать купленную одежду под их размер.
Характерными клиентами третьего сегмента будут женщины в возрасте 25 лет и старше, занимающиеся совершенствованием домашнего интерьера и заинтересованные в разработке и воплощении индивидуального дизайна.
Потребности первого сегмента:
− Точность выполнения работы (размер должен соответствовать меркам);
− Получение изделия без явных следов вмешательства (аккуратные швы и т.п.);
− Надежность швов и работы в целом;
− Получение одежды в чистом и опрятном виде;
− Получение доработанного изделия в короткие сроки.
Потребности второго сегмента:
− Самовыражение через индивидуальную и уникальную одежду;
− Точность выполнения работы (размер должен соответствовать фигуре, а внешний вид первоначальной задумке клиента);
− Надежность швов и работы в целом;
− Получение одежды в чистом и опрятном виде.
Потребности третьего сегмента:
− Разработка дизайна и советы в интерьерных решениях;
− Выбор вариантов и «не шаблонность» решения;
− Получение готового изделия в оговоренные разумные сроки;
− Выбор и заказ ткани и фурнитуры на месте.
Рынок швейных услуг, как и большинства услуг, характеризуется крепкой связью покупателя и конкретного исполнителя. Если уже есть опыт положительного сотрудничества, клиентам очень сложно отказаться от проверенной организации (а если точнее, от проверенного мастера-исполнителя) и обратиться в другое ателье. Это является барьером и создает определенные сложности на начальном этапе работы ателье.
Ценностное предложение
Базовая проблема, которую решает ателье, у каждого из сегментов разная.
Так для первого сегмента – это устранение изъянов и «идеальная» подгонка и доработка купленных в магазине предметов одежды.
Для второго – разработка и изготовление индивидуальных предметов одежды,
И, наконец, для третьего сегмента – создание индивидуальных интерьерных решений и изготовление штор по желаниям заказчика.
Ценности для первого сегмента:
− Гарантия на работу (швы, пришиваемые и перешиваемые аксессуары);
− Выполнение работы в короткие сроки;
− Профессионализм швей.
Ценности для второго сегмента:
− Умение находить общий язык с клиентами, прислушиваться к их пожеланиям (зачастую, создание одежды по заказу является совместной деятельностью исполнителя и заказчика) – соответствие готового изделия задуманному образу;
− Профессионализм швей и закройщиков;
− Гарантия на работу;
− Выполнение работы в оговоренный срок;
− Рекомендации ателье и положительные отзывы.
Ценности для третьего сегмента:
− Готовые решения и возможность разработки собственного дизайна;
− Визуализация решения, возможность «примерить» различные варианты на экране компьютера;
− Решение «под ключ»: замер-дизайн-изготовление-монтаж;
− Выполнение работы в срок.
Каналы сбыта
Информирование
Информирование может осуществляться через предприятия партнеры, например магазины одежды и/или тканей. Партнерство может строиться на основе оплаты пришедших из этих мест клиентов (по специальному купону-визитке), либо на основе кросс-продвижения, когда вы в ответ будете рекламировать партнеров своим клиентам.
При возникновении потребности потенциальный клиент будет осуществлять поиск поставщика швейных услуг, поэтому услуги ателье должны быть представлены в местных СМИ (информационных изданиях и газетах объявлений) и справочниках (телефонных, справочниках фирм и услуг, геолокационных сервисах и т.п.). Также имеет смысл разместить информацию о фирме в сети Интернет в виде сайта визитки или сообщества в соц.сетях. Это необходимо, чтобы клиенты могли находить компанию через поисковики (Яндекс, Гугл и прочие).
В целях информирования также будет работать вывеска и оформленная входная группа. Конечно, услуги ателье - это не спонтанная покупка, но, увидев вывеску люди могут взять это себе на заметку и обратиться по случаю. Во-вторых, вывеска работает для навигации и поиска нужной двери.
Выбор
Так как ателье — это услуга, качество которой зависит от профессионализма и квалификации конкретной швеи, переключение и обращение к новым и другим поставщикам происходит сложно и связано с некоторым недоверием и риском. При начале работы и выходе на рынок имеет смысл предлагать специальные условия (скидки в первые недели работы в честь открытия) для накопления клиентской базы.
Покупка
Покупка осуществляется «на месте» в помещении ателье. Фактом совершения покупки является заказ покупателя. Для формирования заказа в зависимости от сегмента необходимо выполнить одно или несколько действий:
− Снять мерки;
− Описать желаемый результат / выбрать фасон / разработать дизайн
− Выбрать материалы;
Оплата при этом может происходить в момент приема заказа, либо при передаче продукции, либо частично по предоплате.
Послепродажное обслуживание
При предоставлении гарантии на швейные работы необходимо нести соответствующие обязательства: принимать вещи в бесплатный ремонт и качественно оказывать эту услугу.