Лекция 10. Управление организациями в кризисных условиях
Основные вопросы:
I. Сущность, виды и причины банкротства.
II. Методы диагностики банкротства корпорации.
III. Реорганизационные и ликвидационные процедуры несостоятельной корпорации. Антикризисное финансовое управление корпорацией.
I. Сущность, виды и причины банкротства.
В российском законодательстве под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность (в течение 3 мес.) предприятия-должника (юридического лица) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (не менее 100 тыс. руб.).
Предпосылки банкротства многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов. Так, к внутренним факторам можно отнести:
1. Дефицит собственного оборотного капитала.
2. Низкий уровень техники, технологии и организации производства.
3. Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия.
4. Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства.
5. Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием.
6. Отсутствие сбыта.
7. Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях.
8. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности.
Внешние факторы (объективные), вызывающие банкротство корпорации можно свести к следующим:
1. Экономические.
2. Политические.
3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.
4. Демографические.
Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют такие виды банкротства корпорации, как техническое, реальное, умышленное и фиктивное.
II. Методы диагностики банкротства корпорации.
Диагностику банкротства в организации можно провести, рассчитав значения основных финансовых коэффициентов и сравнив их с нормативными значениями, которые присущи нормально функционирующему предприятию: коэффициента текущей ликвидности (норматив от 1 до 2), коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (≥ 0,1) и коэффициента автономии (≥ 0,5).
Помимо этого используется и факторный статистический анализ Э. Альтмана:
Кв.б.= 1,2*Коб.+1,4*Кн.п.+3,3*Кр.+0,6*Кп.+Кот.,
где Кв.б. — коэффициент вероятности банкротства; Коб. — доля оборотных средств в активах; Кн.п. — рентабельность активов, исчисленная по нераспределенной прибыли; Кр. — рентабельность активов, определяемая как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов; Кп. — коэффициент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала, т.е. отношение рыночной стоимости акционерного капитала к краткосрочным обязательствам; Кот. — отдача всех активов, т.е. отношение выручки от реализации к общей сумме активов.
Значение Кв.б. | Вероятность банкротства |
1,8 и меньше | Очень высокая |
От 1,81 до 2,7 | Высокая |
От 2,71 до 2,9 | Возможная |
От 3 и выше | Очень низкая |
Прогнозирование банкротства осуществляется по методу Э.Альтмана. Кроме того, прогнозирование может быть также осуществлено методом корреляционно-регрессионного анализа.
Четырехфакторная прогнозная модель Таффлера также позволяет провести диагностику банкротства:
Z = 0,53*X1+0,13*X2+0,18*X3+0,16*X4
где X1 – отношение прибыли до налогообложения к текущим обязательствам;
X2 – отношение текущих активов на общую сумму обязательств;
X3 – отношение текущих обязательств к общей сумме активов;
X4 – отношение выручки от реализации продукции к сумме активов.
Система критериев оценки неплатежеспособности включает в себя в основном следующие показатели.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует его способность покрыть собственными средствами необходимые для осуществления производственного процесса оборотные средства
Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности предприятия в установленные сроки позволяет определить наличие или отсутствие у предприятия реальной возможности утратить или восстановить платежеспособность в отчетный период, равный 3 или 6 месяцам.
К качественным кризис-прогнозным методикам относятся.
Рекомендации Комитета по обобщению практики аудирования (Великобритания.)
1 группа – это показатели, неблагоприятные текущие значения или складывающаяся динамика изменения которых свидетельствуют о возможных в обозримом будущем значительных финансовых затруднениях, в том числе и банкротстве.
Во 2 группу входят критерии и показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое. Вместе с тем, они указывают, что при определенных условиях или непринятии действенных мер ситуация может резко ухудшиться.
Развитие банкротства проходит 3 стадии. При скрытом банкротстве наблюдается снижение прибыльности организации при увеличении обязательств. При финансовой неустойчивости - трудности с погашением краткосрочных обязательств. При очевидном банкротстве - неспособность погасить свои долги.
III. Реорганизационные и ликвидационные процедуры несостоятельной корпорации. Антикризисное финансовое управление корпорацией.
К должникам применяются такие процедуры, как реорганизационные и ликвидационные.
К реорганизационным относятся:
1. наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
2. финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности;
3. внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов в случае установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника;
4. мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Ликвидационные процедуры предполагают конкурсное производство. То есть процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Конкурсное производство вводится сроком на год, который может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего.
Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве:
1. Требования по возмещению вреда здоровью и жизни граждан;
2. Заработная плата, выходные пособия, авторские гонорары;
3. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом;
4. Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
5. Требования иных кредиторов
Процесс антикризисного финансового управления предприятием строится по следующим основным этапам:
1. Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения симптомов финансового кризиса.
2. Разработка системы профилактических мероприятий по предотвращению финансового кризиса при диагностировании предкризисного финансового состояния предприятия.
3. Идентификация параметров финансового кризиса при диагностировании его наступления.
4. Исследование факторов, обусловивших возникновение финансового кризиса предприятия и генерирующих угрозу его дальнейшего углубления.
5. Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия по преодолению финансового кризиса.
6. Выбор направлений механизмов финансовой стабилизации предприятия, адекватных масштабам его кризисного финансового состояния.
7. Разработка и реализация комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса.
8. Контроль реализации программы вывода предприятия из финансового кризиса.
9. Разработка и реализация мероприятий по устранению предприятием негативных последствий финансового кризиса
Основными формами реструктуризации задолженности являются:
1) Пролонгация сроков выплаты задолженности в форме ее отсрочки.
2) Пролонгация сроков выплаты задолженности в форме ее рассрочки.
3) Переоформление задолженности в другие виды. Примером являются оформление векселем долга по коммерческому кредиту, замена одного вида облигаций на другой с внесением изменений в условия ее выпуска, перевод долга на третьих лиц.
4) Конверсия задолженности в имущество. Эта форма направлена на замену денежных выплат по ней передачей кредиту отдельных видов активов предприятия.
5) Отказ от кредитных требований (может охватывать часть требований кредитора или полный их объем).
Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. Некоторые авторы считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого, они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на «лечение» кризиса. Другие же, считают подобный подход неприемлемым.
«Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы».
К числу основных принципов антикризисного управления относятся:
1. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
2. Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.
3. Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).
4. Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния.
Антикризисное управление включает в себя следующие составляющие (мероприятия): кризис-менеджмент; риск-менеджмент – это управление рисками, направленное на снижение потерь от возможных негативных ситуаций в деятельности предприятия; стратегическое управление – представляет собой управление, направленное на реализацию стратегии развития предприятия согласно изменяющимся условиям внешней среды; реинжиниринг – преобразование предприятия на основе перехода от управления отдельными операциями к управлению межфункциональными бизнес-процессами, которые заканчиваются удовлетворением потребностей внешних (рыночных) и внутрифирменных клиентов, бенчмаркинг – программно-целевое управление инвестиционными, инновационными и маркетинговыми проектами на основе рыночной оценки конкурентных позиций предприятия, лучшего мирового опыта в данной области и путей его освоения и развития; реструктуризация – изменение структуры производства и управления предприятия.