Цели и задачи подготовки контрольной работы
Выполнение контрольной работы по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» является формой промежуточного контроля знаний студентов, а также способом применения полученных в ходе обучения теоретических знаний студентов в проведении практических расчетов.
Контрольная работа является самостоятельной работой студентов в области проведения экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия и служит подготовительным этапом к выполнению аналитической части дипломного проекта.
Выполнение контрольной работы требует от студентов глубоких и всесторонних знаний, полученных в процессе обучения по всем предшествующим экономическим дисциплинам учебного плана. Учитывая это, выполнение контрольной работы ставит своей целью:
- систематизировать, расширить и закрепить знания, полученные в процессе обучения;
- связать теоретические знания с практической деятельностью предприятий сферы АПК;
- выявить положительные и отрицательные стороны хозяйственной деятельности предприятия, интенсивный и экстенсивный тип развития;
- развитие навыков проведения самостоятельных исследований, анализа теоретических и практических материалов;
- разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности конкретного объекта с детальной и убедительной аргументацией;
- сформулировать основные выводы после проведения аналитических исследований, дающие возможность использовать внутренние и внешние ресурсы совершенствования хозяйственной деятельности предприятия, повышения эффективности производства.
Основные требования, предъявляемые к содержанию
Контрольной работы
Контрольная работа должна соответствовать содержанию учебного плана и квалификационным требованиям, предъявляемым к бакалавру менеджмента.
Она должна иметь установленную внутреннюю структуру, позволяющую комплексно раскрыть выбранный вариант заданий.
Для проведения контроля весь учебный материал разделён на 7 блоков:
- 1 блок – анализ производства и реализации продукции;
- 2 блок - анализ обеспеченности и эффективности использования основных средств предприятия;
- 3 блок - анализ обеспеченности и эффективности использования материальных ресурсов предприятия;
- 4 блок – анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия;
- 5 блок – анализ затрат, себестоимости продукции, прибыли, рентабельности предприятия, безубыточности производства;
- 6 блок – анализ ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности предприятия.
В каждом блоке предусмотрено несколько вариантов решения заданий. Общее количество вариантов контрольной работы – 31. По каждому варианту имеются контрольные задания, состоящие из трех вопросов.
Типовая структура контрольной работы и краткое содержание разделов
Титульный лист (приложение 1).
Содержание.
1. Теоретико-методические основы избранной темы.
2. Анализ по теме исследования.
3. Анализ эффективности использования и подсчет резервов по теме исследования.
4. Список литературы.
Первый вопрос - теоретический.
Обосновать объект и предмет исследования.
Необходимо дискуссионно раскрыть экономическую сущность базовых понятий (дать определения) и методику анализа (определение метода, факторная модель, формулы, структурно-логические схемы, алгоритмы решения факторной модели). Раскрывая теорию вопросов, необходимо воспользоваться несколькими из предложенных преподавателем учебных пособий по дисциплине (см. список литературы).
Второй вопрос – аналитические задания, основанные на применении методов экономического анализа. После каждой таблицы должен быть указан алгоритм решения задачи с формулами анализа, подстановкой цифровых значений в формулы, взятых из таблиц, с проверкой расчетов, пояснением расчетов, выводом.
В ходе выполнения этого задания студент должен обосновать проблемы развития предприятия. При этом студенту предоставляется максимальная свобода творчества в наполнении работы иллюстрированными и аналитическими материалами, позволяющими дать разностороннюю характеристику объекта и предмета исследования. Табличные материалы, графики, рисунки должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ.
Третий вопрос – практический, в котором студент должен выработать и обосновать рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия в выбранном направлении.
Получив зачёт по контрольной работе, студент допускается к сдаче экзамена.
Контрольная работа должна быть оформлена на листах формата А4 и представлена на кафедру за 10 дней до начала сессии.
Титульный лист заполняется по образцу (см. приложение № 1).
Обсуждение контрольной работы с преподавателем проходит в форме вопросов-ответов преподавателя и студента.
Для успешного зачета контрольной работы рекомендуется заранее подготовить ответы на следующие вопросы.
1. Чем обоснован выбор объекта и предмета исследования?
2. Какие методы исследования использованы в работе?
3. Какие экономические теории использованы в раскрытии темы исследования?
4. Раскройте позицию того или иного автора в обосновании понятий по Вашей теме исследования.
5. Какая форма бухгалтерской или статистической отчетности послужила источником информации для сбора данных в целях проведения факторного анализа?
6. Каково финансово-экономическое состояние предприятия?
7. С помощью каких показателей Вы определили финансово-экономическое состояние предприятия?
8. Какие методы факторного анализа использовали в работе?
9. Какие модели факторного анализа изучены по теме исследования?
10. Каким методом факторного анализа проведен анализ по конкретной модели взаимосвязи влияющих факторов?
11. Перечислить названия факторов, влияющих на конечный результат, в конкретной факторной модели анализа.
12. Уточнить буквенные обозначения влияющих факторов и раскрыть экономическую сущность факторов.
13. Сформулировать, какое влияние оказал конкретный фактор на конечный результат.
14. Какой фактор оказал наибольшее влияние на конечный результат и почему?
15. Какой тип резерва повышения эффективности применен в конкретной модели факторного анализа: экстенсивный или интенсивный?
16. Определить тип конкретной факторной модели.
17. Какие выводы следует сделать из анализа таблицы?
18. Что показала проверка факторного анализа?
19. Обобщить, в чем заключаются резервы повышения эффективности деятельности предприятия.
20. Как обоснован резерв повышения эффективности деятельности предприятия?
21. В чем заключается суть предлагаемых вами мероприятий по повышению эффективности работы предприятия?