Он давно хотел похожий кораблик,(1) мечтал,(2) как будет пускать его в заливе. Но ведь не для него,(3) Славки,(4)его строили,(5) а для того,(6) чтоб плыл он по морям и океанам.
13.
14. Среди предложений 12–17 найдите сложноепредложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 18–24 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 188
(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.
(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нем крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".
(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...
(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки.
(27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку...
(По В. Крапивину)
*Крапивин Владислав Петрович – советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей.
2. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»
1) Девочка, игравшая на скрипке, была необыкновенно красива.
2) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.
3) Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.
4) Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.
Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20—21?
1) Кинтель был человеком расчётливым, даже скуповатым.
2) Кинтель был ответственным, рациональным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
3) Кинтель был не способен на жертвы, хотя бы и небольшие.
4) Кинтель ценил материальное, насущное значительно выше любого искусства.
Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20—21?
1) Кинтель был человеком рациональным и расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.
2) Кинтель был ответственным, трезвомыслящим человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
3) Кинтель умел находить себе удобное оправдание в затруднительной ситуации.
4) Кинтель слабо разбирался в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.
Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?
1) Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.
2) На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.
3) За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.
4) Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.
Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению (№17): «И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество»?
1) (4) А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.
2) (13) Но даже на ней девочка играла восхитительно.
3) (18) А вокруг стояли люди.
4) (21) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Зачем девочка играла на скрипке на улице?
2) Как отнеслись прохожие к игре маленькой скрипачки?
3) Как рождаются классические музыкальные произведения?
4) Как искусство может воздействовать на человека?
В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?»
1) (3) У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4) А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.
2) (6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
3) (11) Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12) Или не очень хорошая. (13) Но даже на ней девочка играла восхитительно.
4) (16) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17) И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.
3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами».
1) метафора 2) сравнительный оборот 3) фразеологизм 4) термин
Укажите предложение, в котором содержится метафора.
1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.
3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
4) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
4. Из предложений 17—18 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
5. В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.
6. Замените слово «бумажек» в предложении 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «бумажный лист» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
9. Среди предложений 7—11 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И она посмотрела бы — на неловкого,(1) стриженного арестантским ёжиком,(2) в мятой(3), узлом на пузе завязанной рубашке... Он и так уже стоит здесь,(4) наверно,(5)полчаса,(6) поэтому все,(7) конечно, (8) догадались о его заворожённости...
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.