Выделяются следующие подсистемы
1. Исполнительная подсистема. Участники данной подсистемы должны соответствовать определенным требованиям. В результате разделения труда возникают различные полномочия, которые с помощью департаментализации преобразуются в соответствующие функции управления. Данные функции способны образовывать иерархию. Оптимальное количество уровней структуры определяется на основании нагрузки времени для каждой функции. В рамках данной теории доказано, что характер работы меняется в том случае, если происходит движение вверх по иерархии. Причиной такого явления служит различие в уровне абстракции, требуемой для выполнения поставленных задач перед данной функцией. Работа в эшелонах управления различна по характеру. Работа в самом нижнем эшелоне обязательно выполняется на таком уровне абстракции, который вызывает необходимость отчета за короткий период. По мере перемещения на более высокий уровень управления растет и время
для подготовки отчета. Объект работы становится
более отдаленным.
В рамках исполнительной структуры оптимальность работы анализируется на каждом уровне иерархии. Вся иерархия данной подсистемы организуется так, что каждая пара «руководитель — подчиненный» становится отличительным признаком одного уровня. Конкретные характеристики выполняемых работ закладываются в основу подбора персонала. При этом функции отбора и укомплектования штата предполагают поиск людей с требуемой нагрузкой времени для выполнения рабочих требований.
2. Апелляционная подсистема. Данная подсистема функционирует на основании следующих правил: каждый член организации обладает правом обжаловать любое решение руководителя на более высоком уровне управления, вплоть до самого высокого уровня — уровня главного управляющего. В отдельных случаях каждый участник может обратиться в апелляционный суд, который состоит из представителей рабочего совета, правления и председателя суда, приглашенного со стороны. Решение принимается судом на оснований установленного порядка и прецедента; каждая участвующая в разбирательстве сторона может обратиться к адвокату за консультацией.
3. Представительская подсистема. Данная система создается в результате избрания членов трудового коллектива в качестве представителей. Смысл системы состоит в том, что выбранные представители доводят до сведения руководителей мнения членов организации. Подобные мнения, которые в большинстве своем были жалобами, могут относиться к любому аспекту работы, управления, В основе функционирования представительской подсистемы лежат принятые законы.
4. Законодательная система. Данная система необходима для выработки политики организации с участием избранных представителей рабочего совета. В рамках специальных встреч представители разрабатывают порядок, на основе которого руководители действуют в широких рамках.
В рамках законодательной подсистемы принимаются решения о найме, распределении работ во времени и т.д.
Кроме того, в теории Гласиер выделяют две системы организации: производственную и социальную.
5. ТЕОРИЯ «СТРУКТУРА-5»
В теории организации получила распространение как база практического управления теория формирования эффективных организаций, называющаяся «Структура-5». Родоначальником данной концепции является Генри Минтцберг.
Сущность концепции. Такое название теории определяется типологией организаций, которые рассматриваются в данной теории (независимо от отраслевой, продуктовой или иной принадлежности организации). В основу классификации организационных систем положен механизм координации, связывающий организации воедино и обеспечивающий их согласованную деятельность. В качестве таких механизмов в данной теории рассматриваются взаимное регулирование, прямое управление, стандартизация рабочих процессов, стандартизация выпуска; стандартизация рабочих навыков. Данные механизмы называются базовыми элементами структуры.
Цикл смены координационных механизмов. В процессе своей жизнедеятельности организации используют различные методы координации деятельности. При этом взаимное регулирование обеспечивает скоординированную работу посредством информационных коммуникации. Прямое управление дает возможность работать, согласовывать и увязывать рабочие процессы в анализируемой организации. Функциональные процессы подвергаются стандартизации в том случае, если содержание работы специфицируется или программируется. Если все показатели эффективности работы соблюдаются, то выпуск продукции стандартизируется.
В соответствии с данной теорией все организации разделяются на такие типы, как:
1). предпринимательская организация — организация, которая образуется и управляется одним лидером путем жесткой централизации деятельности организации. Несоответствие между стратегическим развитием и текущей деятельностью является характерной чертой многих организаций данного типа;
2). машинная организация — организация, в которой возрастает значение техноструктуры. Работники в подобных организациях обычно выполняют простые процедуры, характеризующиеся повторяемостью. В таких организациях стандартизация формирует предпосылки для планирования деятельности работников и подразделений. Это составляет основную функцию техноструктуры. Выделяют следующие основные типы машинных организаций:
а) организации, занятые промышленным производством;
б) организации, занятые строительной деятельностью;
в) иногда крупные торговые организации;
1) профессиональная организация — организация, в которой главную роль играют знания и навыки работников, являющихся профессионалами. Втаких организациях контроль деятельности работников осуществляется с помощью клиентов организации. Это является отличительной особенностью таких организаций. Также характерными чертами профессиональных организаций являются значительный удельный вес вспомогательного персонала и низкая доля техноструктуры.
В таких организациях широко используется стандартизация (главным образом для поддержания высокого уровня квалификации специалистов профессиональной организации);
2) инновационная организация — организация, которая использует для построения своей деятельности объединение в коллектив специалистов различных смежных областей знаний, оперативное изменение состава коллектива. Такое изменение реализуется при помощи организации проектных команд;
3) миссионерская организация — организация, в рамках которой широкое распространение получают ценности, разделяемые ее членами. Подобная организация заменяет индивидуальные ценности бывшего лидера стандартизированными функциональными процессами.
В данной теории предполагается, что в течение своей жизнедеятельности организация способна неоднократно менять свою форму.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
При рассмотрении любой организации могут быть использованы различные аспекты.
Производственно-технический (организационный) аспект. В таком аспекте организация — это система машин, механизмов, агрегатов, различного оборудования, автоматизированных и поточных линий, а также обслуживающего их персонала. В данной системе представляют интерес материальные и энергетические связи, объединяющие указанные элементы в единую систему. Цель управления а данной системе — достичь получения заданного объема продукции и услуг требуемого ассортимента с необходимыми свойствами и качественными характеристиками.
Экономический аспект. Рассмотрение организации в данном аспекте предполагает понимание организации как системы, включающей в себя такие элементы, как ресурсы, которыми в данный период обладает организация. Основными связями и отношениями между элементами выступают финансово- , экономические, объединяющие элементы системы в процессе создания стоимости (себестоимости) продукции и услуг в планируемом периоде. Основными параметрами системы, кроме ресурсов, в данном случае являются: тип производства продукции и (или) услуг (единичный, серийный, массовый), уровень специализации и кооперирования производственных процессов, уровень и формы организации производства (поточное, непрерывно-поточное, прямоточное). Все параметры экономической системы делятся на эндогенные (внутренние: объем выпуска продукции и (или) услуг в натуральной и стоимостной формах, прибыль, рентабельность, доходы, окупаемость инвестиций, степень ликвидности основных фондов) и экзогенные переменные (внешние: ресурсы, инвестиции, ставки налогов, минимальный размер оплаты труда).
Цель системы управления состоит в обеспечении . постоянно растущих потребностей целевых рынков потребителей (клиентуры) товарами адекватно определенного ассортимента с высоким уровнем качества.
Правовой аспект. В данном аспекте организация представляет собой юридическое лицо, являющееся элементом политико-правовой среды, обладающее той или иной организационно-правовой формой и статусом (правами и обязанностями). Другими словами, организация является системой субъектов права, связанных между собой (на правовой основе) и с внешней средой. Деятельность таких организаций регламентируется Гражданским, Трудовым, Таможенным и Земельным кодексами РФ и ее субъектов, постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ и специальными записями в таких документах, как устав организации и договор учредителей организации. В организации с такой позиции целью системы управления является обеспечение соблюдение прав организации в ходе ведения производственно-хозяйственной, финансово- экономической, торгово-закупочной, сбытовой и иной деятельности.
Социально-психологический аспект. Рассматривая организацию в таком аспекте, под ней понимают коллектив людей со своими личностными и психологическими характеристиками, связанных системой неформальных коммуникативных отношений. Любая организация представляет собой систему, элементами которой выступают отдельные индивидуумы, объединенные между собой социально-психологическими связями, проявляющимися в ходе производства продукции и услуг, а также в процессе управления. В таком понимании цель системы управления организации состоит в обеспечении комфортного социально- психологического микроклимата, позволяющего предотвращать и ликвидировать конфликтные ситуации в коллективе, способствовать реализации личностных и профессиональных качеств работающих и направлять деятельность каждого члена и коллектива в целом на достижение главной стратегической цели хозяйствующего субъекта.
7. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Любая организация функционирует в условиях множества воздействующих факторов. Среда организации включает внутреннюю и внешнюю составляющие.
Внешняя среда организации — совокупность элементов, оказывающих влияние на параметры состояния организации, Она включает два уровня: макроуровень (макросреду) и микроуровень(микросреду).
Макросреда включает шесть составляющих:
1). политическую, или нормативно-правовую, среду: Конституцию РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные акты. Данная среда определяет условия для развития рыночных отношений, роста конкурентной борьбы на различных рынках, притока инвестиций в отрасли и территориальные социально-экономические сферы с помощью устанавливаемых норм и нормативов;
2). экономическую среду. Ее влияние оценивается путем изучения потенциальной и реальной обеспеченности ресурсами отраслей и отдельных производств, темпов изменения общественной производительности, валового национального и региональных продуктов, численности безработных, уровня цен и инфляции, уровня оплаты труда, покупательной способности населения, уровня текущих доходов населения;
3). демографическую среду, которая оценивается такими показателями, как численность населения, темпы ее изменения, численность населения трудоспособного возраста, моложе и старше такового, миграционный прирост (убыль) населения и его половозрастной состав, уровень заболеваемости граждан различными болезнями, численность врачей и среднего медицинского персонала на 10 ООО населения и т.д.;
4). культурную среду. Для ее оценки применяются следующие показатели: численность учащихся дневных и вечерних общеобразовательных учреждений, студентов государственных и негосударственных средних специальных и высших учебных заведений, число профессиональных театров, цирков и музеев, численность их зрителей и посетителей в расчете на 1000 всего населения, число учреждений досугового типа и общедоступных библиотек по всей территории страны и т.д.;
1. научно-техническую среду, которая характеризуется такими показателями, как уровень оснащенности производственной и управленческой деятельности вычислительной техникой, наличие территориальных сетей Интернета и общенациональной информационной и вычислительной сети Интернет, число патентов и изобретений, число автоматизированных технологических производств, линий и т.д.;
2. природную среду, содержащую следующие компоненты: воздушный бассейн (атмосферу), водный бассейн (гидросферу), недра (литосферу), животный мир (фауну), растительный мир (флору), почну, землю как территорию и отходы техногенного происхождения.