Выделяются следующие подсистемы

1. Исполнительная подсистема. Участники данной подсистемы должны соответствовать опре­деленным требованиям. В результате разделения труда возникают различные полномочия, которые с помощью департаментализации преобразуются в соответствующие функции управления. Данные функции способны образовывать иерархию. Опти­мальное количество уровней структуры определя­ется на основании нагрузки времени для каждой функции. В рамках данной теории доказано, что ха­рактер работы меняется в том случае, если проис­ходит движение вверх по иерархии. Причиной такого явления служит различие в уровне абстракции, тре­буемой для выполнения поставленных задач перед данной функцией. Работа в эшелонах управления различна по характеру. Работа в самом нижнем эшелоне обязательно выполняется на таком уровне абстракции, который вызывает необходимость от­чета за короткий период. По мере перемещения на более высокий уровень управления растет и время

для подготовки отчета. Объект работы становится

более отдаленным.

В рамках исполнительной структуры оптималь­ность работы анализируется на каждом уровне иерар­хии. Вся иерархия данной подсистемы организуется так, что каждая пара «руководитель — подчиненный» становится отличительным признаком одного уров­ня. Конкретные характеристики выполняемых работ закладываются в основу подбора персонала. При этом функции отбора и укомплектования штата предполагают поиск людей с требуемой нагрузкой времени для выполнения рабочих требований.

2. Апелляционная подсистема. Данная под­система функционирует на основании следующих пра­вил: каждый член организации обладает правом об­жаловать любое решение руководителя на более высоком уровне управления, вплоть до самого высо­кого уровня — уровня главного управляющего. В от­дельных случаях каждый участник может обратиться в апелляционный суд, который состоит из представи­телей рабочего совета, правления и председателя суда, приглашенного со стороны. Решение принима­ется судом на оснований установленного порядка и прецедента; каждая участвующая в разбиратель­стве сторона может обратиться к адвокату за консуль­тацией.

3. Представительская подсистема. Данная система создается в результате избрания членов трудового коллектива в качестве представителей. Смысл системы состоит в том, что выбранные пред­ставители доводят до сведения руководителей мне­ния членов организации. Подобные мнения, которые в большинстве своем были жалобами, могут отно­ситься к любому аспекту работы, управления, В ос­нове функционирования представительской подсисте­мы лежат принятые законы.

4. Законодательная система. Данная система необходима для выработки политики организации с участием избранных представителей рабочего сове­та. В рамках специальных встреч представители раз­рабатывают порядок, на основе которого руководители действуют в широких рамках.

В рамках законодательной подсистемы принимают­ся решения о найме, распределении работ во времени и т.д.

Кроме того, в теории Гласиер выделяют две систе­мы организации: производственную и социальную.

5. ТЕОРИЯ «СТРУКТУРА-5»

В теории организации получила распространение как база практического управления теория форми­рования эффективных организаций, называющаяся «Структура-5». Родоначальником данной концепции является Генри Минтцберг.

Сущность концепции. Такое название теории определяется типологией организаций, которые рас­сматриваются в данной теории (независимо от отрас­левой, продуктовой или иной принадлежности органи­зации). В основу классификации организационных систем положен механизм координации, связываю­щий организации воедино и обеспечивающий их со­гласованную деятельность. В качестве таких механиз­мов в данной теории рассматриваются взаимное регулирование, прямое управление, стандартизация рабочих процессов, стандартизация выпуска; стандар­тизация рабочих навыков. Данные механизмы назы­ваются базовыми элементами структуры.

Цикл смены координационных механизмов. В процессе своей жизнедеятельности организации используют различные методы координации деятель­ности. При этом взаимное регулирование обеспечи­вает скоординированную работу посредством инфор­мационных коммуникации. Прямое управление дает возможность работать, согласовывать и увязывать рабочие процессы в анализируемой организации. Функциональные процессы подвергаются стандар­тизации в том случае, если содержание работы спе­цифицируется или программируется. Если все пока­затели эффективности работы соблюдаются, то выпуск продукции стандартизируется.

В соответствии с данной теорией все организации разделяются на такие типы, как:

1). предпринимательская организация — орга­низация, которая образуется и управляется одним лидером путем жесткой централизации деятель­ности организации. Несоответствие между стра­тегическим развитием и текущей деятельностью является характерной чертой многих организаций данного типа;

2). машинная организация — организация, в кото­рой возрастает значение техноструктуры. Работники в подобных организациях обычно выполняют простые процедуры, характеризующиеся повторяе­мостью. В таких организациях стандартизация формирует предпосылки для планирования дея­тельности работников и подразделений. Это со­ставляет основную функцию техноструктуры. Вы­деляют следующие основные типы машинных организаций:

а) организации, занятые промышленным произ­водством;

б) организации, занятые строительной деятель­ностью;

в) иногда крупные торговые организации;

1) профессиональная организация — организа­ция, в которой главную роль играют знания и навы­ки работников, являющихся профессионалами. Втаких организациях контроль деятельности работни­ков осуществляется с помощью клиентов органи­зации. Это является отличительной особенностью таких организаций. Также характерными чертами профессиональных организаций являются зна­чительный удельный вес вспомогательного персо­нала и низкая доля техноструктуры.

В таких организациях широко используется стан­дартизация (главным образом для поддержания высокого уровня квалификации специалистов про­фессиональной организации);

2) инновационная организация — организация, которая использует для построения своей дея­тельности объединение в коллектив специалистов различных смежных областей знаний, оператив­ное изменение состава коллектива. Такое изме­нение реализуется при помощи организации проектных команд;

3) миссионерская организация — организация, в рамках которой широкое распространение полу­чают ценности, разделяемые ее членами. Подоб­ная организация заменяет индивидуальные цен­ности бывшего лидера стандартизированными функциональными процессами.

В данной теории предполагается, что в течение своей жизнедеятельности организация способна неоднократно менять свою форму.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА

При рассмотрении любой организации могут быть использованы различные аспекты.

Производственно-технический (организационный) аспект. В таком аспекте организация — это система машин, механизмов, агрегатов, различного оборудования, автоматизированных и поточных линий, а также обслуживающего их персонала. В данной системе представляют интерес материальные и энергетические связи, объединяющие указанные элементы в единую систему. Цель управления а данной системе — достичь получения заданного объема продукции и услуг требуемого ассортимента с необходимыми свойствами и качественными харак­теристиками.

Экономический аспект. Рассмотрение организации в данном аспекте предполагает понимание организации как системы, включающей в себя такие элементы, как ресурсы, которыми в данный период обладает организация. Основными связями и отношениями между элементами выступают финансово- , экономические, объединяющие элементы системы в процессе создания стоимости (себестоимости) продукции и услуг в планируемом периоде. Основными параметрами системы, кроме ресурсов, в данном случае являются: тип производства продукции и (или) услуг (единичный, серийный, массовый), уровень специализации и кооперирования производственных процессов, уровень и формы организации производства (поточное, непрерывно-поточное, прямоточное). Все параметры экономической системы делятся на эндогенные (внутренние: объем выпуска продукции и (или) услуг в натуральной и стоимостной формах, прибыль, рентабельность, доходы, окупаемость инвестиций, степень ликвидности основных фондов) и экзогенные переменные (внешние: ресурсы, инвестиции, ставки налогов, минимальный размер оплаты труда).

Цель системы управления состоит в обеспечении . постоянно растущих потребностей целевых рынков потребителей (клиентуры) товарами адекватно опре­деленного ассортимента с высоким уровнем качества.

Правовой аспект. В данном аспекте организа­ция представляет собой юридическое лицо, являю­щееся элементом политико-правовой среды, обла­дающее той или иной организационно-правовой формой и статусом (правами и обязанностями). Дру­гими словами, организация является системой субъектов права, связанных между собой (на право­вой основе) и с внешней средой. Деятельность таких организаций регламентируется Гражданским, Трудо­вым, Таможенным и Земельным кодексами РФ и ее субъектов, постановлениями Правительства РФ, ука­зами Президента РФ и специальными записями в таких документах, как устав организации и договор учредителей организации. В организации с такой позиции целью системы управления является обес­печение соблюдение прав организации в ходе веде­ния производственно-хозяйственной, финансово- экономической, торгово-закупочной, сбытовой и иной деятельности.

Социально-психологический аспект. Рас­сматривая организацию в таком аспекте, под ней понимают коллектив людей со своими личностными и психологическими характеристиками, связанных системой неформальных коммуникативных отноше­ний. Любая организация представляет собой систему, элементами которой выступают отдельные индивидуу­мы, объединенные между собой социально-психоло­гическими связями, проявляющимися в ходе производ­ства продукции и услуг, а также в процессе управления. В таком понимании цель системы управления органи­зации состоит в обеспечении комфортного социально- психологического микроклимата, позволяющего предот­вращать и ликвидировать конфликтные ситуации в коллективе, способствовать реализации личностных и профессиональных качеств работающих и направлять деятельность каждого члена и коллектива в целом на достижение главной стратегической цели хозяйствую­щего субъекта.

7. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Любая организация функционирует в условиях мно­жества воздействующих факторов. Среда организа­ции включает внутреннюю и внешнюю составляющие.

Внешняя среда организации — совокупность элементов, оказывающих влияние на параметры состояния организации, Она включает два уровня: макроуровень (макросреду) и микроуровень(микросреду).

Макросреда включает шесть составляющих:

1). политическую, или нормативно-правовую, среду: Конституцию РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, по­становления Правительства РФ, подзаконные акты. Данная среда определяет условия для развития рыночных отношений, роста конкурентной борьбы на различных рынках, притока инвестиций в отрасли и территориальные социально-экономические сфе­ры с помощью устанавливаемых норм и нормативов;

2). экономическую среду. Ее влияние оценивает­ся путем изучения потенциальной и реальной обеспеченности ресурсами отраслей и отдельных производств, темпов изменения общественной производительности, валового национального и региональных продуктов, численности безработ­ных, уровня цен и инфляции, уровня оплаты труда, покупательной способности населения, уровня те­кущих доходов населения;

3). демографическую среду, которая оценивает­ся такими показателями, как численность насе­ления, темпы ее изменения, численность насе­ления трудоспособного возраста, моложе и старше такового, миграционный прирост (убыль) населе­ния и его половозрастной состав, уровень забо­леваемости граждан различными болезнями, численность врачей и среднего медицинского персонала на 10 ООО населения и т.д.;

4). культурную среду. Для ее оценки применяются следующие показатели: численность учащихся дневных и вечерних общеобразовательных учреж­дений, студентов государственных и негосудар­ственных средних специальных и высших учебных заведений, число профессиональных театров, цирков и музеев, численность их зрителей и посе­тителей в расчете на 1000 всего населения, число учреждений досугового типа и общедоступных библиотек по всей территории страны и т.д.;

1. научно-техническую среду, которая характе­ризуется такими показателями, как уровень осна­щенности производственной и управленческой дея­тельности вычислительной техникой, наличие территориальных сетей Интернета и общенацио­нальной информационной и вычислительной сети Интернет, число патентов и изобретений, число автоматизированных технологических произ­водств, линий и т.д.;

2. природную среду, содержащую следующие компоненты: воздушный бассейн (атмосферу), водный бассейн (гидросферу), недра (литосферу), животный мир (фауну), растительный мир (флору), почну, землю как территорию и отходы техноген­ного происхождения.

Наши рекомендации