Состав и характеристика бюджетных расходов
Расходы бюджета – средства поступающие органам государственной власти и управления для осуществления ими своих полномочий.
Расходы бюджета отражают минимальные финансовые затраты на выполнение бюджетных полномочий, утверждаемые Правительством РФ.
Расходы бюджета отражают экономические отношения органов государственной власти по поводу использования фондов денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды расходов.
Формами расходов бюджетов являются:
- бюджетные ассигнования;
- трансферты населению;
- субсидии и субвенции юридическим и физическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы вновь создаваемых действующих предприятий;
- кредиты иностранным государствам;
- бюджетные ссуды, дотации;
- средства, направляемые на обеспечение долговых обязательств, в том числе по выданным гарантиям.
По экономическому содержанию бюджеты подразделяются
- текущие, связанные с содержанием органов государственной власти и органов управления, бюджетным учреждений, а также оказание помощи другим бюджетам в форме субсидий, дотаций и субвенций.
- капитальные предназначены для финансирования инвестиционной и инновационной деятельности, в результате которых происходит прирост государственной собственности.
В капитальных расходах создан бюджета развития предназначенный для оказания финансовой помощи промышленной сфере.
В расходах бюджета создаются резервы исполнительных органов власти для финансирования непредвиденных расходов и их величина не должна превышать 3% расходов бюджета.
Сбалансированность бюджета
Государственный долг
Государственный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.
Формы долговых обязательств:
1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
4) государственным гарантиям РФ;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть:
· краткосрочными (менее одного года),
· среднесрочными (от одного года до пяти лет)
· долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в валюте РФ;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;
5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых предусмотрена в валюте РФ.
Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
В объем государственного внешнего долга РФ включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ;
3) объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.
Порядок осуществления внешних заимствований субъектов РФ устанавливается Правительством РФ.
Управление государственным долгом осуществляют:
- РФ – Правительство РФ;
- субъекта РФ – орган исполнительной власти субъекта РФ;
- муниципалитета – уполномоченный орган государственной власти муниципального образования.
В РФ существует единая система учета государственных долгов. На уровне РФ ведется Государственная долговая книга РФ и ведет ее Министерство финансов РФ.
Ведение государственной долговой книги субъекта РФ, муниципальной долговой книги осуществляется соответственно финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования.