Внутренняя и внешняя среда предприятий
Структура национальной экономики
Существует три уровня:
- макро уровень
- микро уровень
- мезо уровень
Нац. Эконом. – это хозяйственная система страны отвечающая преимуществам суверенности, целостности, национальной ориентации.
Черты нац. Эконом.:
- суверенитет нации;
- территориальная целостность;
- единство экономического пространства;
- общность хозяйства, характер института;
- наличие единого платежного средства;
- развитость внутреннего рынка и стабильность внутренних отношений;
- независимое распоряжение национальным богатством
Цель – рост благосостояния нации.
Экономика любой страны состоит из материального и нематериального производства.
Основными элементами национальной экономики являются: сферы, комплексы, отросли.
Сфера – это объединение предприятий по выпускаемой продукции (банковская сфера, сфера торговли).
Сектор – крупная структурная единица нац. Эконом. Сущ. Государственный сектор и частный сектор.
Комплекс – это совокупность предприятий или отраслей которые обеспечивают нац. Эконом. Какой-нибудь продукцией, либо услугой (топливо энергетический комплекс).
Отрасль – это совокупность предприятий объединённых по определенному признаку в группу (электро-энергетика, топливная промышленность, химическая отрасль, машиностроение, лесная и т.д).
Понятие и черты предпринимательской деятельности предприятия
Главная и основная единица экономики – это предприятие.
Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым имуществом коллектива, оказывает услуги.
Предприятие использует рациональные факторы производства.
Предпринимательство – это деятельность осуществляемая часными лицами, может осущ. С образованием и без него.
Объекты предпринимательства – граждане РБ и граждане других гос.
Важнейшие черты предпринимательства:
- независимость хозяйственных субъектов;
- экономическая заинтересованность;
Хозяйственный риск и ответственность;
Юридическое лицо – это организация которая имеет в собственном хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество, несет ответственность по своим обязательствам и может от своего имени приобретать имущественные права.
Признаки юридического лица:
· Организационное единство
· Имущественная обособленность
· Имущественная ответственность
· Выступление в гражданственном обороте
Правовая форма – это комплекс правовых и хозяйственных норм определяющих характер, условия и способы форм отношений между собственниками предприятия.
Организационная форма – порядок первоначального создания имущества предприятия
Функции предприятия:
· Производство и реализация продукции соответствующей рыночному спросу
· Рациональное использование ресурсов
· Получение дохода и прибыли как источника экономического развития
· Наращивание производственных мощьностей
· Создание рабочих мест
· Формирование на производстве оптимального социального микро климата
Классификация предприятий
Классификационный Признак | Виды предприятий |
Отраслевая принадлежность | Торговля связь транспорт |
Формы собственности | Частные и государственные(республиканские и коммунальные) |
Организационно-правовые формы | Товарищества(полные и …), предприятия-общества(оао, зао,…), производственные кооперативы, унитарные предприятия |
Цель деятельности | Коммерческие и некоммерческие |
Вид экономической деятельности | Мат.производства и сфера услуг |
Степень концентрации или размер предприятия | Малые(промышленность—до 100 чел, строительство—до 50, с\х— до 50, розница—да 30, непроизводст.--30), |
По участию иностранного капитала | Иностранные, совместные, национальные |
Внутренняя и внешняя среда предприятий
Среда предприятий состоит из микро и макросреды.
Микросреда (внутренняя среда) – силы, имеющие непосредственное отношение к предприятию (трудовые ресурсы, экономические и технологические факторы). Она управляема и регулируема.
Цель анализа микросреды – выявить слабые и сильные стороны.
Элементы среды: производственная обеспеченность сырьем и материалами, персонал, организация и управление, маркетинг для рынка, объемы сбыта, каналы распределения финансов, культура и имидж предприятия.
Макросреда (внешняя среда) – представляется силами более широкого плана, оказывает влияние на микросреду.
Факторы – демографический, экономический, природный, технический (инновационное развитие), политический и культурный (образование, религия, нравственность, менталитет).
Внешняя среда функционирует независимо от производства и оказывает на него существенное влияние.