Затратный метод (метод полных издержек). 5 страница
Вопрос №26
Дайте определение понятия «цена». Опишите виды цен. Охарактеризуйте функции цены. Выделите основные методы ценообразования.
1. Цена – представляет собой денежное выражение стоимости изделия. Она является важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого государство может воздействовать на развитие экономики в целом, отдельного производства и его структуры, конкуренции товаропроизводителя и конкурентоспособности товара.
2. Функции цены:
1) учетная, т.е. позволяет использовать цену при определении оптимального размера предприятия. Имеет возможность определить, сколько стоит обществу производство продукции.
2) Стимулирующая, проявляется в том, что цены либо заинтересовывают предприятие в выпуске продукции, либо наоборот, подталкивают к снятию с производства.
3) Регулирующая, выражается в том, что на основе уровня цен регулируется спрос по отдельным видам товаров.
4) Распределительная, заключается в перераспределении части валового дохода между предприятием, бюджетом и внебюджетными фондами.
3. В зависимости от объектов обслуживания различают следующие виды цен:
1) отпускная – включает себестоимость (изготовление и реализацию) продукцию, налоги и отчисления увеличивающие эту цену и прибыль предприятия.
где П – прибыль
Нк – налоги косвенные.
К налогам увеличивающим цену относятся: НДС; 2) акцизный
Прибыль включаемая в цену изделия согласовывается с потребителями с учетом качества изделия.По некоторым видам продукции уровень прибыли контролируются государством.
2) оптовая – состоит из отпускной цены и бытовых наценок (надбавок) используемых оптовыми организациями на покрытие собственных издержек и образование прибыли.
Уровень сбытовых наценок устанавливается в зависимости от вида продукции и покупателя:
Цотп=Цотп+Наценки
3) розничная – включает оптовую цену и торговую наценку, которая используется торговыми организациями для покрытия собственных издержек и получение прибыли.
По розничным ценам торгующие организации реализуют товары населению:
Црозн.=Цопт + Наценки
4.К основным методам ценообразования можно отнести:
Затратный метод (метод полных издержек).
Методы, основанные на издержках производства, являются наиболее часто используемыми в практике ценообразования, особенно это, касается затратного метода. Цена формируется за счет рассчитанной себестоимости единицы продукции, заданного размера прибыли, косвенных налог и обязательных отчислений во внебюджетные фонды.
Преимущества данного метода заключаются в следующем:
1. использование метода обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемого размера прибыли;
2. относительная простота и универсальность метода.
Недостатки метода проявляются в том, что:
1. игнорируется влияние эластичности спроса по цене;
2. не учитываются изменения в предпочтениях потребителей, не учитывается потребительная стоимость товара, а, следовательно, и цена спроса;
3. снижаются конкурентные стимулы к минимизации издержек.
Метод стоимости изготовления. Цена формируется из полной суммы затрат (на единицу продукции) на сырье, материалы, узлы, полуфабрикаты, суммы (процента или нормы прибыли), соответствующей собственному вкладу предприятия в формирование стоимости изделия.
Преимущества метода заключается в том, что благодаря этому методу собственный вклад предприятия можно учесть в стоимости единицы изделия.
Недостатки метода проявляются в том, что метод не пригоден принятия ценовых решений на длительную перспективу и только дополняет затратный метод (метод полных издержек).
Метод маржинальных издержек.Цена формируется из переменных издержек на единицу продукции, суммы (процента), покрывающей постоянные затраты и обеспечивающей достаточную норму рентабельности.
Метод структурной аналогии. В соответствии с методом структурной аналогии для определения цены на новое изделие необходимо:
1. установить структуру цены или себестоимости (в зависимости от того, что является объектом определения) на аналогичное изделие, для чего используются статистические или фактические данные о доле каждого вида затрат в цене или себестоимости аналогичного изделия;
2. выбрать основные элементы затрат в себестоимости или цене аналогичного товара или один из основных (за основу выделения берется удельный вес каждого элемента затрат в себестоимости или цене аналогичного изделия);
3. определить денежную величину основного вида затрат нового изделия, что можно сделать по чертежам, опытному образцу, нормам расхода;