Пути совершенствования организации финансов на современном этапе
Особенности кругооборота средств на аграрном предприятии
Финансы сельского хозяйства представляют собой систему экономических отношений, связанных с кругооборотом фондов, образованием, распределением и использованием созданного продукта в процессе расширенного воспроизводства.
Итак, можно выделить следующие особенности сельского хозяйства:1. не совпадает рабочий период с периодом производства продукции, отсюда организация труда строится специфично - работа не имеет узкой специализации;2. сезонность производства;
3. зависимость от природно-климатических условий;
4. наличие специфических средств производства;
5. сочетание экономических законов с биологическими;6. земля является самым главным фактором производства;7. производство продукции осуществляется на огромных площадях ирассредоточено по различным климатическим зонам;8. территория размещения сельского хозяйства производства связана с большим объемом перевозок, как производство продукции, так и техники;Эти особенности определяют особенности кругооборота средств в сельском хозяйстве. Отметим основные из них:
1. замедленность движения капитала;
2. постепенное нарастание затрат на производство и массовый единовременный выход продукции;
3. необходимость единовременного образования производственных запасов.
Все вышеуказанное влияет на особенности организации финансов сельского хозяйства:
- более низкий уровень товарности производства приводит к различию между созданным и реализованным доходом;
- неравномерность затрат требует внешних финансовых и кредитных ресурсов в определенные периоды года;
- высокое значение страхования урожая, животных, имущества от стихийных бедствий;
- имеются особенности в выведении и в распределении финансовых результатов деятельности предприятия.
"Существует система экономических целей, достижение которых служит признаком успешного управления финансами: избежание банкротства, лидерство в борьбе с конкурентами, рост объемов производства и реализации, максимизация прибыли, занятие определенной ниши на рынке товаров. Тем не менее общепризнанным является приоритет целевой установки, предусматривающей максимизацию рыночной стоимости компании, а следовательно, и богатства ее владельцев."[3]
3.2 Меры укрепления финансово-экономического состояния предприятия
В целях укрепления финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий необходимо принимать меры следующей направленности:
- разрабатывать и совместно с органами управления субъектов Российской Федерации осуществлять план практических мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций;
- разрабатывать предложения по развитию экспортного потенциала сельского хозяйства и государственной поддержке экспорта сельскохозяйственной продукции;
- разрабатывать предложения по совершенствованию таможенно-тарифной политики с внесением необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство;
- разрабатывать предложения по расширению масштабов проведения закупочных и товарных интервенций, формированию системы залоговых операций, использования биржевых механизмов для регулирования рынка зерна и другой сельскохозяйственной продукции;
- совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять организационные меры по реализации Федеральных целевых программ;
- оказание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации практической помощи сельскому хозяйству в работе по финансовому оздоровлению финансово-экономического состояния.
сельский финансы экономический
Заключение
Статистический анализ позволяет сделать вывод, что экономическое, техническое и социальное положение в агропромышленном комплексе по-прежнему остается напряженным. Принятые организационно-технические меры, в том числе предусмотренные постановлением Правительства РФ "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году", существенно не изменили условий сельскохозяйственного производства, не усилили мотивацию труда. Низкий уровень платежеспособного спроса товаропроизводителей на материально-технические ресурсы, недостаточные инвестиции, экономически необоснованное соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленных предприятий стали следствием неэффективного сельскохозяйственного производства в целом. У более чем 80% сельскохозяйственных предприятий уровень рентабельности составляет примерно минус 20%. Это говорит о том, что требуется глубокое осмысление стратегии и тактики проводившихся аграрных реформ, что основные направления аграрной политики, реализация которых будет способствовать стабилизации и переходу к экономическому росту в сельском хозяйстве, нуждаются в совершенствовании.
Существуют как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния сельскохозяйственного производства. Внешние - инфляция, дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи; политическая нестабильность, обусловившая нарушение или полный распад межотраслевых и территориальных связей; ослабление государственного управления аграрной экономикой, изменение правил экономического поведения и противоречивость земельного и аграрного законодательства; снижение уровня доходов большинства населения, что обусловило его низкую покупательную способность и сокращение платежеспособного спроса на продукты питания. Внутренние - несовпадение между преобразованиями отношений собственности (приватизация земли и имущества предприятий) и изменениями общеэкономических условий хозяйствования в АПК, включая развитие рыночной инфраструктуры.
Чтобы выйти из кризисного состояния, необходимо устранить вышеуказанные причины и принять следующие меры.
1. В сложившихся кризисных условиях наряду с принятием регионами локальных мер по защите внутреннего рынка продовольствия необходимо усиление роли системы государственных закупок продовольствия. При определении объема государственных закупок основных сельскохозяйственных продуктов и финансовых ресурсов, направляемых на эти цели, следует учитывать возможности бюджетов всех уровней, средние мировые цены важнейших продуктов питания и сельскохозяйственного сырья; приоритетность продуктов для страны.
2. Для осуществления государственных закупок целесообразно создание специальной государственной системы, имеющей в распоряжении необходимую материально-техническую базу.
3. Основной упор в выделении средств федерального бюджета на финансирование АПК должен быть сделан на финансирование разработанных федеральных программ, количество которых должно соответствовать финансовым возможностям бюджета.
4. Необходима целевая поддержка из федерального и региональных бюджетов наиболее жизнеспособных предприятий АПК, вокруг которых могут успешно функционировать и другие предприятия этой сферы.
5. Важнейшей задачей является отработка процедуры банкротства и санации предприятий АПК.
6. Необходимо улучшить практику применения основных финансовых рычагов развития АПК, включая:
создание системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов; государственное кредитование сельскохозяйственных предприятий, которые не могут получить кредит в коммерческих кредитных организациях на жилищное строительство, реформирование структуры производства, на развитие производства мелких фирм; кредит предприятиям АПК, участвующим в государственных закупках продуктов питания и сельскохозяйственного сырья (под залог урожая, на строительство хранилищ и перерабатывающих предприятий).
7. Усовершенствовать систему государственной поддержки АПК через использование созданных в предыдущие годы возвратных фондов: лизингового фонда; фонда льготного кредитования; фондов для формирования федеральных и региональных продовольственных фондов и др.
Кроме того, необходимо помнить, что подъем в агропромышленном секторе возможен только после достижения устойчивой макроэкономической стабилизации и роста показателей в промышленных отраслях.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья) с изм. и доп. от 29.06.2004
2. Федеральный Закон РФ " О сельскохозяйственной кооперации" от 08.12. 1995г №193-ФЗ
3. Белов Н.Г. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве: Учебник.-
4-е изд.,М.: Финансы и статистика, 2007г.
4. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В, Финансы предприятий. Учебное пособие.-М.: ООО "ВИТРЭМ", 2009г.
5. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. Учебное пособие/Д.С. Моляков. – М.: изд-во "Финансы и статистика", 2011г.
6. Финансы в сельском хозяйстве/Под ред. М.Л. Лишанского, И.Б. Масловой. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008г.
7. Шаброва А.И., Юсупова Г.Л., Трескова Т.В. Финансовый менеджмент. учебно-методическое пособие.-Ульяновск, УГСХА, 2010г.
8. Копченкова С. В. Особенности сельского хозяйства. Сборник научных трудов/С. В. Копченкова. Серия "Экономика". – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010г.
[1] В.В.Ковалев, Вит.В.Ковалев "Финансы предприятий", учебное пособие -М. :ООО"ВИТРЭМ", 2009г.
[2] Копченкова С. В. Особенности сельского хозяйства. Сборник научных трудов/С. В. Копченкова. Серия "Экономика". – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010г.
[3] В.В.Ковалев, Вит.В.Ковалев, Финансы предприятий. Учебное пособие.-М.: ООО"ВИТРЭМ",2010г.