Этап 3. Работа с инвесторами после размещения
Все компании, разместившие свои акции на бирже, утверждают, что IPO с этого только начинается. Рутинная работа с инвесторами, организация публикаций регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта, раскрытие и правильная подача так называемых существенных фактов из жизни компании требуют постоянной работы
IR-службы. Необходимо также вести борьбу с биржевыми спекуляциями и быть готовыми к тому, что сообщение в прессе или же общий спад рынка могут заставить колебаться котировки акций на десятки процентов. Наличие независимых представителей в совете директоров компании, соблюдение прав миноритарных акционеров, которым может похвастать далеко не каждая отечественная компания, – все это ведет к значительным изменениям характера ведения бизнеса. Поэтому в России есть целый класс собственников, которые не рассматривают IPO в качестве возможной перспективы.
Хотелось бы отметить, что любое публичное привлечение средств – будь то кредит банка или IPO – это, прежде всего, продажа будущего компании таким, каким видят его текущие собственники. Для того чтобы сделка была успешной, необходимо четко формулировать и доводить до участников рынка свои цели и стратегию. Правильное управление ожиданиями инвесторов позволит компаниям реализовать свои долгосрочные планы.
Тема 8. Кредитование инвестиционных проектов. Лизинг
Кредитование инвестиционных проектов
В рамках проектного финансирования частью работы финансового консультанта является рассмотрение большого числа инвестиционных проектов разнообразной тематики и различных сфер коммерческой деятельности. Как правило, в основе каждого проекта лежат оригинальная идея и специфический набор конкурентных преимуществ, обусловливающие его привлекательность для инвестиций.
Разработка консультантом большего числа проектов завершается уже на стадии предварительного анализа. Лишь около 30% из них достигает стадии поиска инвестора и подготовки презентационного пакета документов. Причина подобного «отсева» – несоответствие параметров проектов требованиям потенциального кредитора[102].
В результате предварительного анализа финансовый консультант делает выводы о возможности привлечения финансирования в проект и принимает решение о целесообразности его разработки. В случае положительного решения формируются предложения по повышению (если таковое возможно) инвестиционной привлекательности рассматриваемых проектов. При этом эффективность работы финансового консультанта отражает не соотношение реализованных проектов и рассмотренных, а доля реализованных проектов от числа успешно прошедших стадию предварительного анализа, по которым консультантом была проведена работа по привлечению финансирования.
Факторы, имеющие принципиальное значение для инвестора (кредитора) при принятии решения о вхождении в проект, могут касаться его экономических аспектов или отражать стратегические цели инвестора. К экономическим можно отнести следующие факторы:
Оптимальный объем инвестиций. Проекты с объемом инвестиций меньше 1 млн. долл., как правило, относятся к сфере малого бизнеса. Обычно для их реализации не привлекают финансового консультанта, поскольку слишком большие затраты на оплату его услуг невыгодны для проекта, анализ которого проводится по упрощенной схеме. Инвесторами по малобюджетным проектам, в основном,
выступают специализированные кредитные организации.
Проекты с объемом вложений от 1 до 10 млн. долл. можно отнести к средним по размеру. Это количественно наиболее распространенный тип инвестиционных проектов в работе финансового консультанта. С точки зрения диверсификации кредитного портфеля они более привлекательны для кредитора по сравнению с крупными проектами.
Проекты, предполагающие инвестиции свыше 10 млн. долл., входят в категорию крупных. Большой объем инвестиций является причиной повышенных требований кредитора к проекту и трудностей, возникающих при принятии решения о финансировании. Объем инвестиций в проект зависит от лимитов кредитования, которые устанавливаются кредитной организацией в зависимости от ее размера и положения на рынке. Их размер может отличаться в десятки раз. Однако кредиты, как правило, в несколько раз меньше лимитов и достигают их лишь в особых случаях (например, кредитование
Газпрома Сбербанком).
Срок кредитования. Хотя понятие проектного финансирования отражает его цели, а не время, на которое предоставляются кредитные средства, как правило, в проект не имеет смысла привлекать средства на срок менее 1 года, поскольку в этом случае он не успеет обеспечить их своевременный возврат. Соответственно, финансирование на срок менее 12 мес. не рассматривается кредитором в качестве проектного. Максимальные сроки кредитования определяются текущей макроэкономической ситуацией и составляют на данный момент около 5–7 лет (их реализует Сбербанк России). На сегодняшний день приемлемыми для кредитора являются проекты со сроком окупаемости в 2–3 года. Чем больше срок между началом проекта и поступлением от него доходов, тем выше сложность привлечения финансирования.
Доходность проекта. Порог минимальной требуемой доходности инвестора определяется текущим значением ставки безрисковой доходности и размером компенсируемых проектных рисков. Для различных категорий инвесторов ставка безрисковой доходности может определяться на основе различных финансовых инструментов (коммерческий банк – еврооблигации и казначейские векселя, частный инвестор – банковские депозиты и т. д.). При прочих равных условиях высокая доходность проекта стимулирует инвестора к тому, чтобы принимать более высокие значения рисков.
Снижение рисков кредитора за счет участия инициатора в проекте собственными средствами. Большинство кредитных организаций не рассматривают проекты, в которых данное требование не выполняется. Инициатор должен вложить в проект из собственных средств в среднем около 30% от требуемого объема инвестиций. Инвестиции инициатора улучшают его финансовый имидж в глазах кредитора и демонстрируют серьезность намерений в отношении реализуемого проекта.
Высокая степень контроля кредитора над проектом. Степень контроля зависит от качества предлагаемого обеспечения (причем не в смысле легкости его реализации, а степени уникальности для бизнес-процесса), а также передачи под контроль кредитора компаний-участников бизнес-процесса. Также возможно долевое участие кредитора в проекте, иногда предусматривается возможность выкупа/продажи его доли инициатором. Интересным вариантом обеспечения может стать право кредитора осуществить конвертацию части кредита в долю проекта.
Репутация инициатора проекта. В первую очередь интерес для кредитора представляет финансовая, юридическая и организационная прозрачность заемщика. При этом внимание кредитора привлекают такие факторы, как масштаб бизнеса инициатора, его финансовое состояние, структура собственности и структура активов, наличие (отсутствие) успешного опыта совместной работы с кредитором или другими кредитными организациями. Также оценивается профессионализм управленческой команды, делающий возможным как квалифицированное управление технической реализацией проекта, так и своевременное решение вопросов, возникающих у кредитора в процессе его реализации.
Участие в проекте рекомендованных/одобренных кредитором организаций. Участие финансового консультанта, оценщика, маркетолога, страховщика, имеющих значительный успешный опыт и положительную репутацию на рынке, улучшает степень проработки, прозрачности проекта, что дополнительно повышает его привлекательность для кредитора.
Качество маркетинговой составляющей. Как правило, жесткие требования кредитора связаны с обоснованием будущей реализации продукции/услуг. Качественная разработка маркетинга жизненно необходима для проекта, поэтому нередко приходится прибегать к услугам специализированной компании – маркетолога.
Стратегические факторы не имеют непосредственного отношения к реализуемому проекту, но определяют соответствие его тематики стратегическим интересам кредитора. Они могут заключаться в финансировании перспективных с точки зрения кредитора отраслей, проектов, обладающих высокой социальной, политической значимостью и т. д. Выбор той или иной области финансирования может преследовать цели диверсификации кредитного портфеля, улучшения политического имиджа, рекламы кредитора. Примером проектов, реализуемых с приоритетом социальной значимости, может стать кредитование предприятий коммунального хозяйства, где объемы инвестиций и доходность проектов едва ли позволяют говорить о высокой экономической выгоде.
Отдельное место занимают стратегические цели кредитора,
связанные с получением прав на обслуживание счетов клиентов
(элемент корпоративного финансирования). Влияние данного фактора отражается на решениях о финансировании ряда крупных компаний, несмотря на относительно низкую доходность реализуемых ими проектов.
Как показывает опыт, реализация проектов происходит только при удовлетворении ими большей части экономических требований кредитора. При этом наличие в проекте параметров, отклоняющихся от базовых требований кредитора, например нестандартного срока кредитования, должно компенсироваться его сильными сторонами – повышенной доходностью, высокой ликвидностью обеспечения
и т. д.
В исключительных случаях проекты, не вполне удовлетворительные с экономической позиции, могут стать привлекательными для кредитора благодаря сильной стратегической составляющей.
Однако идеальный объект инвестиций – проект, сочетающий в себе обе группы факторов привлекательности. В целом «идеальные» проекты также являются исключительными, и «идеальность» во многом определяется совместной доработкой (оптимизацией) проекта инициатором и консультантом на подготовительном этапе, предшествующему презентации проекта инвесторам. Главные условия реализации проектов – приемлемый уровень риска и высокая эффективность.
Учет перечисленных факторов необходим для расстановки акцентов и концентрации усилий инициатора в процессе создания и подготовки новых инвестиционных проектов. Правильная балансировка факторов привлекательности – залог успешной реализации, своеобразная формула успеха инвестиционного проекта.