Сегментирование рынков товаров индивидуального потребления
Понятие «сегментирование рынка» впервые применил Уэнделл Смит в 50-х годах XX столетия в США в связи с распространившейся в это время стратегией производителей, стремящихся модифицировать качествзнные характеристики своих товаров в соответствии с запросами различных групп потенциальных потребителей. Этот подход был поставлен в противовес массовому маркетингу, который исповедовали в то время транснациональные корпорации. В пользу сегментирования рынка способствовало открытие закона Парето (закон 80/20), основанного на статистических исследованиях, согласно которым 20 % потребителей покупают 80 % товаров определенной марки, представляя обобщенную группу целевых потребителей, в силу определенных причин ориентированных на данный товар. Остальные 80 % потребителей приобретают 20 % товара данной марки и не имеют четкого выбора Отсюда напрашивается вывод, что предприниматели должны ориентировать свое производство именно на эти 20 % потребителей.
Сегментирование рынка товаров производственного назначен проводят, как правило, по разновидностям конечного потребителя тов или по весомости заказчиков. Сегмент рынка, сориентированный на он деленный вид товара, называют целевым (рынок автомобилей, сельскохозяйственной продукции, вещевой, книжный и т.д.)
Сегментирование по группам продуктов - это производная от сегментирования рынка по группам потребителей, которая учитывает запрос^ * и предпочтения потребителей по качественным характеристикам товара) (услуг). Основными признаками сегментирования рынка по группам продуктов являются функциональные и технические параметры, цена и т.д.
Сегментирование по предприятиям (конкурентам) производится по факторам их конкурентоспособности в продвижении на рынок. В этом слу4, чае основными принципами сегментирования рынка являются качественные показатели продукта, цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке.
Факторы и критерии сегментирования:
1.По географическому принципу: на страны, штаты, города…
2.По демографическому принципу: возраст, пол, семья, уровень доходов, образование, вероисповедание
3.По психографическому принципу: общественный класс, образ жизни, тип личности
4.По поведенческому принципу: искомые преимущества, статус поьзователей, отношение к товару, интенсивность потребителя, степень приверженности, отношение к товару.
Принцип | Разбивка |
1. Географ. 1) регион; 2)адм.деление; 3)плотность нас-я; 4) климат. | 1)Крым, Закарпатье, Центр.укр., Вост.Украина, 2)Реска,обл-ть, город, район, поселок. 3)Свыше 1 млн. чей., 500-1000 тыс.чел., 250-500 тыс.чея., 100-250 тыс.чел., 20-100 тыс.чел, 5-20 тыс.чел., менее 5 тыс.чел. 4)Континент.,умер.-континент. |
2. Психологический 1) соц. статус; 2) стиль жизни; 3) личные качества. | 1)Неимущие,сред.достат., высок. достат.,очень выс.достатка. 2)элитарн.,богемн., молодеж., спортивный, гор., сельский и т.д. 3)Авторитар-ть, амбициоз-ть, импульсивн-ть, новаторство, стадный инстинкт, уравновеш-ть, флегматич-ть. |
3. Поведенческий 1) повод для соверш-я покупки; 2) поиск выгоды; 3) степень нуждаемости в товаре; 4) степень готовности купить товар; 5) отн-е к товару | 1)Обыден.покупка, экстрен. случай. 2)Поиск товара выс.кач-ва, хор. обслуж-е, экономия. 3)Нужен постоянно, иногда 4)Не желает покупать, не готов сейчас купить, недостат-но информирован,чтобы купить, стремится купить, обязат-но купит. 5)Восторженное, положит., безразличн., отрицат., враждебное |
4. Демографический 1) возраст; 2) пол; 3) размеры семьи; 4) этапы жизненного цикла семьи; 5) уровень доходов населения; б) род занятий; 7) религия, национальность, раса, уровень образования | 1)Моложе 6 лет, 6-11, 12-19, 20-34, 35-49, 50-64, старше 65 лет 2)Мужской, женский3) 1-2 чел., 3-4 чел., 5 чел. и более 4)Молодежь - одиночки, молодежь - семейные без детей, молодежь - семейные с детьми, семейные с детьми, пожилые, имеющие детей, пожилые - семейные, не имеющие детей, пожилые - одинокие и т.д. 5)До мин.р-ра з/п, мин.размер з/п, от 2 до 5 мин.размеров з/п и т.д. 6)Научные работники ИТР, служащие, бизнесмены, рабочие, фермеры, преподаватели, учителя, студенты. |