Представление отдельных видов иллюстративного материала

В дипломной работе используется иллюстративный материал в виде графических изображений. Графические изображения представляют собой условные изображения числовых величин и их соотношений посредством линий, геометрических фигур, рисунков, схем. Графический способ облегчает рассмотрение данных, делает их наглядными и выразительными. На графическом изображении сразу видны пределы изменения показателя, сравнительная скорость изменения разных показателей, частота их изменения.

Кроме геометрического образа, графическое изображение содержит ряд вспомогательных элементов: общий заголовок изображения, словесные пояснения условных знаков, оси координат и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателя.

Рассмотрим некоторые виды графических изображений.

Диаграмма - один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных. Диаграммы бывают разных видов: линейные, радиальные, точечные, плоскостные, объемные, фигурные. Вид диаграммы зависит от вида представляемых данных и задачи ее построения.

Среди диаграммпо частоте использования выделяются столбиковые диаграммы, представляющие показатели в виде столбика, высота которого соответствует значению показателя.

Пример оформления диаграммы (см. рис. 1.3).

Представление отдельных видов иллюстративного материала - student2.ru

Рисунок 1.3 - Денежные заработки (средние) работников-мужчин, работающих в течение всего года в режиме полного рабочего времени, 1990 г.[1]

Часто на столбиковой диаграмме при сравнении показателей по группам, совокупностям показываются относительные величины, одно из значений которых принимается за 100%.

График – это изображение, передающее (обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба) основную идею явления или процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Следует избегать дробных значений масштабных делений по осям координат.

На осях координат должны быть указаны условные обозначения отложенной величины и ее размерность в принятых сокращениях. На графике следует использовать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, помещают на график только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в легенде графика. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений по осям координат.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то числовые деления на осях координат следует начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.

Пример оформления графика (см. рис. 1.4).

Представление отдельных видов иллюстративного материала - student2.ru

Рисунок 1.4 – Динамика периода оборачиваемости (Поб.)
оборотных активов

При построении графических изображений следует руководствоваться следующими правилами:

1. Все иллюстрации в дипломной работе должны быть пронумерованы и снабжены названиями.

2. Слово «Рисунок» пишется полностью и помещается непосредственно перед названием иллюстрации.

3. Название помещается по центру под рисунком.

4. Ссылки на иллюстрации не следует оформлять как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется их название. Если речь идет о вопросе, связанном с иллюстрацией, в тексте помещают ссылку, либо в виде заключенного в круглые скобки выражения, например (см. рис. 1.4), либо в виде специального оборота, например: как показано на рисунке 1.4.

5. Нумерация рисунков является сквозной для всего текста дипломной работы. В номере рисунка содержится номер главы и порядковый номер рисунка. Например, если рисунок расположен в главе 2 и имеет порядковый номер 5, то нумерация рисунка будет следующей: «Рисунок 2.5 – Наименование рисунка».

6. Наименование рисунка выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, интервал перед названием таблицы – 6 пт, после – 6 пт, выравнивание по центру, полужирным шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 14.

7. Если рисунок заимствован из какого-либо источника, то необходима ссылка на этот источник. Данная ссылка помещается сразу после названия рисунка и имеет общую со ссылками на таблицы нумерацию.

Объемные иллюстративные материалы могут быть вынесены в приложения.

Оформление ссылок

На все приводимые литературные источники, а также в случае использования цитат или цифровых данных, заимствованных из литературы, в работе должны приводиться ссылки на источник внизу соответствующей страницы с указанием номеров страниц.

Ссылки на источники литературы вставляются автоматически (Вставка – Ссылка – Сноска – Внизу страницы – Вставить).

Пример:

Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным факторы является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их «вычленить» невозможно[2].

СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Введение. Во Введении дается краткое обоснование выбора темы квалификационной (дипломной) работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования проекта. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т. е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по проблеме исследования; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы. В конце Введения необходимо привести краткое содержание последующих глав квалификационной (дипломной) работы. Введение должно состоять из следующих частей.

А) Актуальность[3][5]

Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной (дипломной) работе студента-выпускника.

Для студента-выпускника выбор темы исследования начинается прежде всего с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.

Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы.

Выбор темы квалификационной (дипломной) работы и обоснование ее актуальности (значимости) представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач квалификационной (дипломной) работы.

Наши рекомендации