Аудит кредитной политики банка.
При проверке использования кредитных ресурсов следует обращать внимание на состояние уставного фонда, ликвидность баланса, а также соблюдение норм обязательных резервов. Отдельные хозяйствующие субъекты, ежедневно пользующиеся услугами коммерческих банков и определяет соответствие этих действий законодательным и нормативным актам. Аудитор не только вскрывает имеющиеся проблемы и ошибки, но и делает выводы о деятельности банка, а также прогнозирует его перспективу. Успешное развитие банка связанно с вложениями капитала, направленными на расширение рынка товаров. Это, к сожалению, недопонимается и даже игнорируется многими руководителями банков, которые из-за мелочной расчетливости не стремятся использовать такой мощный рычаг подъема экономики, как кредит. По сути дела, выдача долгосрочных кредитов сведена к минимуму. Банки, как правило, перешли на ‘’короткие’’ кредиты, но с повышенными процентами, из-за чего искусственно возрастает себестоимость продукции заемщиков без радикальных изменений в организации производства. В условиях незначительного финансирования из бюджета крайне незначительное инвестиционное кредитование ставит предприятия в тяжелейшее положение, что выражается в спаде производства и кризисе платежей. При этом увеличивается разрыв между наличием массы оборотных средств и стоимостью сырьевых ресурсов в связи с ростом цен на последние. Цепь неплатежей продолжает возрастать, а посредническая сфера - переполняться кредитными вложениями.
Неразвитыми по-прежнему остаются лизинговые операции, которые позволяют собственнику использовать арендованные банком машины, трактора, оборудование, а затем после взносов амортизации - выкупить их, а также факторинговые операции, весьма выгодные банкам. В последние время повышение платы за кредитные ресурсы повлекло за собой возросшее напряжение с финансовыми ресурсами в хозяйстве. Особое внимание при аудите кредитной деятельности следует уделять соблюдению экономических нормативов. Как известно, для обеспечения устойчивого функционирования банковской системы ЦБ РФ установил предельные нормативы деятельности коммерческих банков:
n норматив достаточности капитала, который определяется как соотношение всего капитала банка и суммы активов, взвешенных с учетом риска, и не должен быть менее 0,04;
n норматив ликвидности баланса, который исчисляется как отношение всего капитала к обязательствам банка, но не менее 0,04;
n минимальный размер обязательных резервов и других фондов, депонируемых в Центральном банке;
n максимальный размер риска на одного заемщика, который не может превышать 10% суммы активов банка.
Выданные одному заемщику кредиты, превышающие 20% капитала банка, рассматриваются в качестве ‘’крупных’’. Решение о выдаче такого кредита должно приниматься правлением коммерческого банка либо периодически создаваемым комитетом с учетом мнения кредитного отдела. О выдаче такого кредита ставится в известность учреждение ЦБ по месту нахождения корреспондентского счета коммерческого банка. Суммарный остаток задолжности по всем крупным кредитам не должен превышать размеры капитала банка более чем в 15 раз. Сумма кредитов, относящихся для данного банка к категории ‘’крупных’’, не может быть выше собственных средств этого заемщика.
Некоторые коммерческие банки еще не придают должного значения этим вопросам и даже не рассматривают баланс заемщиков перед выдачей ссуды, ссылаясь при этом на то, что кредитование совершается на основании договоров, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон, сроки и процентные ставки, санкции и др. Но договор не может заменить экономический анализ.
Экономисты - служащие мелких банков еще недостаточно владеют приемами анализа финансового состояния ссудозаемщиков в условиях новой бухгалтерской отчетности предприятий. Существовавшая же ранее методика анализа баланса практических неприемлема для измененных форм отчетности. Аудитор должен владеть методикой анализа бухгалтерской отчетности с тем, чтобы делать правильные выводы о кредитной политике банка.
Коммерческие банки для повышения ликвидности, а так же для защиты интересов вкладчиков, пайщиков, акционеров формируют обязательные фонды. При аудите следует рассмотреть полноту создания следующих фондов:
n фонда обязательных резервов, который создается в пределах 20% от объема привлеченных ресурсов (кредиты, полученные от других банков, и облагаемые займы в расчет не принимаются). Регулирование величены остатка средств, подлежащего резервированию, производится ЦБ на 1-ое и 16-ое числа путем сверки сумм фактически внесенных средств и сумм, подлежащих внесению;
n фонда страхования депозитов, создаваемого в целях представления гарантии и обеспечения защиты интересов вкладчиков (формирование этого фонда позволяет коммерческим банкам в случае неплатежеспособности банка компенсировать вклады и депозиты своим клиентам);
n фонда страхования от банкротства. Указанный фонд дает право банкам получать ссуды от ЦБ на восполнение временного недостатка ликвидности в 20 кратном размере к фактически сформированной величине данного фонда.
Государственный надзор ЦБ за деятельностью коммерческих банков позволяет им быть более уверенными в своих действиях, а также гарантировать интересы вкладчиков, акционеров и пайщиков.