Генезис основных бизнес-моделей в экономике медиа
Феодальное общество и натуральное хозяйство – роль информации
• Отсутствие как таковых процессов обмена (все потреблялось внутри хозяйственной ячейки)
• В феодальном хозяйстве появляются рынки – места, приспособленные для регулярного обмена одних товаров на другие.
• Целью хозяйства не было заработать денег, а лишь обеспечить свои потребности.
• Все основные экономические решения принимались внутри ячеек. Информация имела узкий и ограниченный характер.
• Информация в этом типе обществ циркулировала в глобальном масштабе лишь на уровне религиозном (даже не политическом). Центры информации – монастыри.
Эпоха Возрождения – изменение роли информацииэ
• Появление печатного станка – способность быстрого тиражирования и хранения.
• Обесценивание уникальности – увеличение доступности книги как рыночного блага
• Развитие торговли как международного обмена. Крупные торговые города: Венеция, Женева, Антверпен.
• Появление постоянных форм торговли (лавок) и укрепление постоянных контрактов.
• Необходимость получения постоянной информации для принятия деловых решений. За эту информацию готовы были платить.
Обмен письмами как платная информационная деятельность
• Еще до правления Цезаря, у проживающих в провинции римлян были свои корреспонденты. Они узнавали важные экономические и политические новости в Риме и передавали своим хозяевам.
• Первая платная информационная профессия.XII-XIII вв. в Средневековье появляются сети обмена информацией: монастырские и университетские гонцы.Биржевая и коммерческая информация циркулирует между торговыми городами. Роль движения Реформации.
География циркуляции информации
• Известия о войне с турками приходили через Вену, Краков или из Константинополя морем в Венецию.
• Известия из Франции и Испании проходили через Лион, Геную и Страсбург, из Англии и Нидерландов через Антверпен и Кельн, из северных стран через Бремен, Гамбург и Любек, с северо-востока через Кенигсберг и Ригу.
• Внутри Германии Нюрнберг был главной точкой для собирания известий. Кто хотел верно и точно узнать о новейших событиях, писал в Нюрнберг или посылал туда гонца.
• Роль Франкфуртской книжной ярмарки. Сообщения назывались «Цайтунген».
Производство регулярных новостей
• В 16 веке на мосту Риальто в Венеции между лавками менял и золотых дел мастеров было самостоятельное бюро для торговых известий – занималось добычей и продажей известий.
• Легенда о «Газетте» - венецианской монете, за которую продавались известия.
• Целый цех scrittori d’avvisi, а в Риме такой цех стал называться novellanti, gazettanti.
• В Германии «авизо» писали специальные новости только для князей и городов.
• Во Франции писанные газеты назывались Nouvelles à la main. В Англии – newsletters.
• Специальные люди нувеллисты – для обмена слухами и информацией.
Банкирские дома как первые информационные агентства
• Банкирский дом Фюггеров (Аугсбург), которые в 16 веке стали регулярно собирать и публиковать известия: «Ординаре-Цайтунген» и «Экстраординаре цайтунген».
• Цена номера – 4 крейцера.
• В период с 1568 по 1604 год Фюггерам были отосланы сотни писем корреспондентов – информация, изложенная в них, использовалась при принятии решений о выдаче займов и их процентной ставке.
• Роль «прейскурантов» (price currents)
Первые деловые рубрики и издания
• Летом 1723 года газета Amsterdamsche Courant начал публиковать регулярную рубрику, посвященную финансовым новостям (Амстердам тогда был деловой столицей Европы).
• В Англии (а Лондон постепенно заменил Амстердам в качестве торговой столицы) издаются 6 периодических списков прейскурантов: три «списка» были предназначены для публикации цен на сырье, один – для потребительских товаров (1619), еще один – для кораблей (1692) и последний «прейскурант» отслеживал цены на бирже (1697)
В некоторых изданиях (например, в The London Mercury (1695), Lloyd’s News (1696) и The General Remarks on Trade (1707)) вес экономической информации был настолько велик, что их можно считать предшественниками специализированных изданий.
• Первые британские деловые издания: Lloyd's List и Course of Exchange.
Модель платной информации
• Таким образом, первой экономической моделью прессы становится модель платной информации – продажа информации за деньги потребителям.По этой же модели функционирует книжный бизнес, музыкальный бизнес.
• Преобретает сегодня различные формы:
• Плата за право просмотра (кино)
• Плата за единицу продукции
• Плата за доступ к определенному набору неограниченных благ (пакет каналов)
• Плата за «счетчик» (количество потребленного контента)
Экономика книжного дела
• Первые книги переписывались в специальных переписных конторах «скрипториях» и стоили дорого.
• Копирование под диктовку.
• Все участники промысла были членами университетской корпорации – ограниченный монопольный рынок.
• Книгопечатание более 2 веков также было сосредоточено внутри университетских корпораций.
• Первая книга и затраты на ее производство лежали полностью на плечах издателя (авторского права не существовало, а авторы не получали гонорары).
• С появлением книгопечатания корпорации все жестче контролируют авторские права и права на издание произведений. Рынок остается все еще закрытым.
Экономическая аналитика
• Первыми дебатами на экономическую тему стал спор на страницах Mercator и British Merchant, которые обсуждали британские торговые соглашения.
• Даниэль Дефо (автор «Робинзона Крузо») был одним из тех, кто отстаивал принципы свободной торговли на страницах британских журналов.
Ежедневная экономическая пресса
• Daily Items for Merchants (издавалась с 1815 года) была создана по следам успеха «New York Prices Currents».
• Она – кроме списка цен - включала информацию о страховых премиях, цене фрахта кораблей и т.п.
• Большинство американских деловых изданий, появившихся в 19 столетии, имело недолгий век. Высокие почтовые расходы, подписка как основной источник доходов приводили к закрытию СМИ.
• К примеру, газета о несуществующей еще тогда авиационной индустрии появилась в 1852 году (Aerial Reporter) и в течение года была закрыта.
Модель рекламной информации
• Середина XIX в. – появление массовой печати и многотиражных (пенсовых) газет. Сначала газета «Ля Пресс» де Жирардэна, который первым предложил снизить стоимость подписки ниже себестоимости, а за счет привлечения рекламодателей окупать газету.
• К концу века появляются массовые газеты – пенсовая пресса с тиражами до миллиона экземпляров. Она продавалась по бросовым ценам.
• Модель двойной конверсии
Появление отраслевых СМИ
• С 1860-х годов США активно при поддержке государства развивают сеть железнодорожного транспорта. Издаются журналы The Railway Express, The Railway Examiner, The Railway Globe, The Railway Standard, The American Railroad Journal и The Railway Mail. ARJ считался передовым изданием.
• Впервые стал применять статистические данные для анализа привлекательности. Анализ инвестиционной привлекательности железных дорог через анализ прилегающих территорий. Требовал раскрытия информации о финансах компаний с целью «прозрачности инвестиций».В России – журнал «Железнодорожный транспорт» (1826 г.)
Первые рабочие издания, рост тиражей, появление рекламы
• Первым «рабочим изданием» стал Journeyman Mechanic’s Advocate, которой начало издаваться в 1827 году в Филадельфии. За ним последовали Mechanic’s Free Press, Working Man’s Advocate, Free Enquirer и другие. Рост напряженности между рабочим классом и промышленниками.
Издания становятся все более массовыми. Постепенно роль подписки в них сходит на нет, а количество рекламы растет (в 1893 году Фрэнк Манси увеличил тираж журнала, снизил его цену, и продавал рекламу по цене 1 доллар за тысячу получателей информации).
Спаривание прессы с аналитикой рынка
• В 1882 году тремя репортерами была создана компания «Доу-Джонс энд компани», которая занималась продажей новостных материалов и непроверенной информации биржевым брокерам, банкирам и спекулянтам. Семью годами позже они запустили новый проект – «Уолл-стрит джорнэл», четырехстраничную газету, посвященную исключительно акциям и облигациям.
• 1884 – первый индекс Доу Джонс.
• Британский журнал «Экономист» был основан в 1843 году для того, чтобы лоббировать отмену тарифов на импортируемое в Великобританию зерно. К 1900 году в США существовало уже около 800 деловых изданий.
Крах фондового рынка 1929 и последствия для прессы
• Всего за несколько недель до кризиса деловая пресса продолжала делать оптимистические прогнозы, что в значительной степени способствовало притоку покупателей акций в условиях реального обвала.
• Последствия для самой деловой прессы были катастрофическими: «Уолл-стрит джорнэл» потеряла значительную часть подписчиков – из 52 000 осталось 28 000, а зарплаты сотрудников были значительно сокращены. В условиях краха финансового рынка деловая пресса мимикрировала в сторону изданий, посвященных персональным финансам и потребительскому сектору.
• Появляется «популярная экономическая пресса». Журнал Consumer Reports - 1936 год. Тираж его к 1946 году достиг 100 000, а к 1950 – 400 000.
Кино: модель услуги
n Дотелевизионное кино:
n Основные доходы от продажи билетов
n Кинокомпании – вертикально интегрированные, контролирующие производство, дистрибуцию и показ
n Послетелевизионное кино:
n Доходы диверсифицированы между продажей билетов, продажей прав на показ и телевизионным производством
n Диверсификация прав на показ: ТВ, издание на дисках, кинозалы, VoD
Радио и ТВ: дотационные модели
• Первое телевидение и радиовещание действовали в парадигме дотационной модели. Они полностью зависели от производителей электроники.
• Создателями большинства американских радиостанций были крупные тресты-производители радиоприемников – RCA, GE, Westinghouse.Тогда еще не была понятна бизнес-модель этих медиа.
Радио и ТВ: новая модель
• Модель рекламной окупаемости. Жизнь за счет рекламы. Так формируется две ключевых и одна промежуточная модели бизнеса: продажа информации, продажа аудитории рекламодателю и сдвоенная модель.
Интернет и новые модели
• Где источник доходов? (окупает ли баннер создание контента?)Есть ли бизнес-модель?
• Контекстная и поисковая реклама – уход от редакционного медиа
• Смещение рекламной модели к модели прямой продажи и наоборот – бесплатная пресса.
Экономика медиа: модели финансирования медиа
Дуализм целей
- То есть либо медиа нужны владельцам, чтобы зарабатывать на них деньги путем максимизации количества клиентов
- Либо медиа нужны владельцам (группам лиц, обществу, олигархам, государству и т.п.) для решения определенных задач в сфере формирования общественного мнения, установления общественной повестки, информирования о деятельности власти и т.п.
Тенденции изменения коммерческой модели
n Переплетение видов финансирования. Если раньше считалось, что в чистом виде рекламные доходы извлекают лишь электронные медиа (ТВ, радио), а для печатных СМИ характерна смешанная модель, то теперь некоторые печатные СМИ перенимают в чистом виде рекламный способ финансирования (бесплатная пресса)
n Появление сервисов и видов СМИ, не предполагающих финансирование за счет рекламы, а, в первую очередь, из средств самих пользователей (как книжная или культурная индустрия):
n Кабельное и спутниковое платное ТВ: объем рекламы сокращен до минимума, основная часть доходов приходит от самих зрителей такого ТВ
n Индивидуальная подписка на различные информационные сервисы (мобильные, интернет)
n Читатель/зритель/слушатель стал менее чувствителен к цене продукта: он готов платить за то, что нравится
- Исторически сложилась ситуация, при которой государственные каналы (Россия 1 и Первый), которые имеют наибольший охват, являются самыми главными игроками на рекламном рынке (получив в собственность инфраструктуру).
- В период, когда эти каналы складывались, у государства не было денег их содержать, поэтому им разрешалось зарабатывать на открытом рынке
- Отсутствие внятных требований и задач, которые государство ставит перед государственным ТВ: непрозрачность требований
Экономика медиа: продукт и конкуренция
Рынок
n Минимум 5 различных определений рынка. 4 и 5 определения – классические в экономической теории.
n Это место, где регулярно встречаются продавцы и покупатели и организуется процесс торговли (противопоставляется в российской традиции магазину)
n Это определенная территория, на которой происходят акты купли-продажи (например, российский рынок)
n Это суммарный платежеспособный спрос, предъявляемый на определенный вид товара (например, рынок рекламы; рынок газет)
n Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм спроса и предложения. Хозяйственные агенты (актеры) сами решают, что продавать и по какой цене. Такой рынок характеризуется как сфера, где доминирует конкуренция между независимыми агентами и свободное ценообразование
n Рынок – это экономическая система, в которой саморегулирующийся рыночный механизм является господствующей формой хозяйства.
n Элементы рынка
n Участники рынка (продавцы-покупатели)
n Состав производимых и обмениваемых товаров (товарной группы)
n Структурные элементы – связи между участниками рынка (поставщики, конкуренты и т. д.)
n Институты (элементы ограничения (правила), ограничивающие и стимулирующие поведение участников рынка – они же «рыночные актеры»)
n Концепции контроля (представления «рыночных актеров» о рынке и успешной стратегии на нем)
n Единое определение: «совокупность структурно связанных продавцов и покупателей определенного товара (товарной группы), деятельность которых регулируется сходными правилами и разделяемыми большинством участников рынка концепциями контроля
Виды рынков, на которых работают фирмы
n 3 основных рынка + рынок поставщиков (см. следующее занятие)
n Рынок клиентов (те, кому мы продаем продукцию) определяет «прибыльность и доходность предприятия»
n Рынок труда (с которого мы набираем работников и куда периодически отпускаем работников) определяет «эффективность предприятия»
n Рынок инвестиций (покупатели наших акций или желающие войти в состав наших учредителей) определяет «стоимость предприятия»
Виды клиентских рынков в медиа
n Аудитория – рынок непосредственно содержания, продаваемого читателям, зрителям, слушателям. При этом платят они за этот рынок либо деньгами (как в газетном и журнальном бизнесе), так и другими благами (свободным временем).
n Реклама – рынок, на котором медиакомпания продает услугу по размещению рекламы рекламодателями. Это услуга по «доступу» к аудитории.
n Рынок контента – рынок, на котором СМИ продают свое содержание другим СМИ для ретрансляции, распространения: телеканал «Московия» производит передачу «Воскресное время», которая затем транслируется на «Первом канале»
Уникальность экономики медиа
n В традиционном бизнесе торговля разными благами не зависит друг от друга. То есть, если Вы одновременно торгуете самосвалами и автомобилями, а завтра перестанете продавать самосвалы, это не мешает Вам продолжать продавать автомобили.
n В медиабизнесе рынки аудитории и рекламы взаимосвязаны. Если Вы прекратите работать на рынке аудитории, то Вы не сможете продолжать работать на рынке рекламы, потому что рекламодателю нет необходимости размещать рекламу в тех СМИ, которые никто не читает.
n Эффективность контента в плане привлечения аудитории (измеряемая в показателях рейтинга или «количества аудитории») выступает основным конкурентным критерием для рекламодателя, которому необходимо добиться некоей эффективности рекламной кампании, измеряемой в количестве контактов информации о рекламируемом продукте с потенциальным потребителем.
Жесткая привязка к географии
n Рынки СМИ жестко привязаны к географии. Как правило, одни и те же рекламодатели по-разному себя могут вести на разных географических рынках.
n В США применяются следующие понятия для характеристик географии рынков:
n Статистическая зона метрополии MSA – социоэкономической регион города и пригородов. Определяется на основе плотности населения, расстояния до работы. Не менее 100 тыс. жителей. В США 262 зоны.
n Зона розничной торговли RTZ – используется Бюро аудита тиража
n Округ – административная единица. Используется для классификации муниципальной рекламы, обязательной к публикации.
n Зона города – основная часть города и ближайшие пригороды.
Конкуренция СМИ
n Конкуренция СМИ друг с другом на рынке содержания – конкурируем за внимание потребителя и его свободное время (которое ограничено физически).
n Конкуренция СМИ на рынке свободного времени – конкуренция за виды досуга потребителя.
n Конкуренция на рынке рекламы – конкуренция за рекламодателя с другими СМИ и другими рекламоносителями.
Издержки в медиаиндустрии
n Два основных вида издержек
n Постоянные: не меняются с ростом масштабов производства (здания, помещения, технологии, зарплаты)
n Переменные: меняются с ростом объема производства (расходные материалы, энергия и т. д.)
n В медиаиндустрии особый феномен – высокий уровень постоянных издержек – стоимости одного номера газеты или трансляции передачи на одного человека.
n Условно говоря, если Вы производите 1 экз. газеты, Вам надо иметь весь штат журналистов, всю редакцию, коллектив, дизайнеров, верстальщиков и т. д. Стоимость 1 экземпляра газеты оценивается примерно в 40% всех издержек. При этом стоимость каждого последующего увеличения тиража – минимальна (включает стоимость тиражирования 1 номера).
n Средняя доля цены одного экземпляра составляет 40%-60% в структуре всех расходов.
Экономика масштаба
n Эффект масштаба предполагает, что газета остается убыточной (или телеканал убыточным) до достижения определенного достаточно большого объема производства. Французское издание Инфо Матэн (Утренние новости) для достижения рентабельности должно было выйти на тираж 120 тыс. экз.
n Повышение рекламных доходов позволяет снизить цену издания для потребителей и увеличить их количество. Однако как показывают эмпирические исследования доля рекламных доходов влияет лишь на количество страниц, а не цену. Во французских региональных ежедневных газетах при доле рекламных доходов 30% бюджета издания цена одной страницы издания составляет 18 сантимов, а при 50% она снижается до 13 сантимов.
n Парадокс: «увеличение количества читателей может привести к банкротству». Дело в том, что если рекламодатель не готов платить больше за большее количество аудитории, потому что оно не соответствует его целевой группе, издатель будет терять прибыльность с увеличением продаж.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ
Причины изменения спроса
n Изменения цен на товары-субституты (товары-заменители) прямо пропорциональны изменению спроса. Вспомним наш пример с Таймс и Индепендент. Снижение цены на Таймс с 45 пенсов до 30 пенсов привело к снижению тиража Индепендент с 360000 до 240000 (что автоматически повлияло на равновесную цену, которая должна была снизиться).
n Изменения цен на комплементарные товары обратно пропорциональны. К примеру, повышение цен на телевизионные приемники приведет к падению спроса на просмотр ТВ.
n Изменение доходов. Затрагивает в первую очередь товары эластичные по цене. Разделение на «нормальные продукты» и «низшей категории» продукты. Спрос на продукты «низшей категории» обратно пропорционален доходам (к примеру, черно-белые ТВ).
n Увеличение числа потенциальных покупателей (в сфере культурных продуктов – Индия и Китай).
n Ожидания будущей цены (характерно для технологических новинок). Отложить покупку I-Phone в ожидании лучшей цены.
n Наконец, банальные вкусы.
Основные факторы, определяющие эластичность предложения :
v период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)
для мгновенного периода предложение неэластично;
для краткосрочного периода производитель может в определенных пределах адаптироваться к изменяющейся цене;
для долгосрочного периода предложение эластично;
v специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);
v возможности хранения изготовленной продукции;
v максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей
Экономика медиа: концентрация
Крупнейший сегмент мировой экономики на финансовых рынках
n Конгломераты культурной и коммуникационной индустрий занимают первые места по рыночной (биржевой) капитализации.
n Абсолютно специфическое положение Майкрософт. Он на первом месте в списке, хотя не производит материальные составляющие. На втором месте производитель оборудования Cisco с капитализацией в два раза ниже, занимая уже 24 место по капитализации.
n Высокая спекулятивная составляющая.
n Повышенный price earning ratio (отношение стоимости акций и дивидендов). У Майкрософта 24 (у Газпрома такой же).
Классификация по обороту
n Мы видим, что по обороту компании культурных и коммуникационных индустрий существенно ниже собственной капитализации (спекулятивная составляющая – компании переоценены).
n Оборот Майкрософт составляет 42 млрд. долларов (139 место), однако его капитализация составляет 232 млрд. долларов (3 место).
n Причина – высокое соотношение прибыль/оборот (у Майкрософта 28%). У компаний из нефтяной отрасли, например, оно существенно ниже (10-15%)
Способы финансирования операций роста
² Выделяют три основных способа финансирования операций роста:
² Операции над капиталом (эмиссия акций или обмен акциями).
² Заемные средства (привлеченные либо в виде банковских кредитов, либо облигаций, выпускаемых на финансовые рынки).
² Самофинансирование
² Эти три способа финансирования более ли менее соответствуют типам контроля. Группы с общественным или семейным контролем не имеют тех же возможностей внешнего роста, что группы с менеджериальным контролем: последние могут более просто производить допэмиссии акций, тогда как группы с семейным контролем, если хотят сохранить контрольный пакет у главных собственников, ограничены в масштабах таких операций.
² Высокая спекулятивная составляющая и интерес к индустриям медиа, культуры и коммуникаций на финансовых рынках приводят к предпочтению менеджериального контроля.
Контроль со стороны финансовых полюсов
n Преобладание финансовой логики над индустриальной приводит к тому, что агенты финансовой сферы становятся настоящими хозяевами индустрий культуры и медиа:
n За счет высоких долговых обязательств последних
n За счет того, что становятся мотором роста денежного потока cash flow
n Влияние на управление компаниями
n За счет того, что от них зависит внешний рост
n За счет стирания финансовых границ (на мировых финансовых рынках средств больше, чем в национальных индустриях).
Олигополия за счет рыночной власти
n Усиление сближения компаний за счет финансовой логики приводит к возникновению конгломератов и рост олигопольной собственности, играющей против правил конкуренции.
n Полюсы получают преференции и выгоды, которые правильнее было бы назвать «рыночная власть».
Теория 5 сил Майкла Портера
Изменение логики: от логики конгломератов к логике «фильер» (направлений)
n На протяжении 1990-х гг. мы наблюдали стратегию беспорядочной диверсификации в разные сегменты контента при артикулировании данных стратегий со стратегиями крупных телекоммуникационных компаний и производителей оборудования (Sony, AOL TW, Vivendi Universal).
n В начале 2000-х мы наблюдаем процесс «чистки периметра» - конгломераты избавляются от многих активов.
n Продажа активов как финансовый способ получить ликвидность для погашения долгов с тем, чтобы сократить задолженность и получить «хороший рейтинг», чем привлечь новых инвесторов.
n Однако в первую очередь задача такой логики – рационализация позиционирования корпораций с целью сократить количество сфер деятельности. Полюсы выбирают оптимальные стратегические пути.
Сосуществование
n Диверсифицированные конгломераты сосуществуют с компаниями, действующими в одной сфере и всего на нескольких, но наиболее привлекательных рынках.
n Диверсифицированные компании существуют (гипотеза Miege) в тех странах, где очень широкий национальный рынок (США), и они же работают на зарубежную аудиторию. Однако в небольших странах на их место приходят компании мононаправленные.
Смена стратегии – крах мультимедиа?
n Мультимедиатизация объясняла диверсификацию. Однако в реальности мы видим постепенное фокусирование компаний на определенных направлениях.
n Существенное сокращение активов AOL TW и Vivendi
n Разделение Viacom в 2005
n Уход Диснея из Интернета
n NBC Universal – акцент на аудиовизуальный бизнес
n Разделение News Corporation на две компании
Как создавались промышленные капиталы медиа
n Историческое происхождение менеджеров: в массе своей – журналисты.
n В начале 1990-х не было рекламного рынка, поэтому СМИ продолжали материально зависеть от государства.
n Зарубежная «гуманитарная помощь» - совместные проекты с иностранцами.
Индустриальные капиталы
n Три причины:
n «Похудевший» государственный бюджет в начале 90-х и галопирующая инфляция привели к финансовым трудностям СМИ, которые продолжали по старой памяти финансироваться из госбюджета.
n К 1994 сформировался финансово-промышленный капитал, близкий власти (в основном – на первой волне приватизации)
n В 1994-1995 г. в СМИ появляется резко негативная оценка действий центральной власти (из-за войны в Чечне и экономических трудностей). Политические условия очень негативные: в Думе коммунисты и ЛДПР, выступления региональных лидеров. Администрации Ельцина было выгодно передать СМИ в руки крупного капитала, близкого власти.
Первые медиаолигархи
n В 1993 Гусинский и его банк «Мост-банк» открывает свою газету «Сегодня» (гл. редактор – М. Бергер). Тесная связь со структурами мэрии г. Москвы («Мост-банк» - привилегированный банк прав-ва Москвы). Операция «Мордой в снег».
n Гусинский писал, что газета обходилась в 6 млн. долл. в год, а поскольку это хобби, он не собирался назначать во главе газеты хорошего менеджера, чтобы не «расходовать менеджеров» на проект, который по определению хобби.
Следствие приватизации
n Первый этап приватизации (ваучерная) не принес инвестиционных результатов.
n Второй этап приватизации – залоговые аукционы - совпал по времени с выборами Б.Н. Ельцина (1995-1997).
n У государства не было наличных «живых» денег. Они в свою очередь находились в руках крупных банков («Менатеп» и «Мост» обслуживал счета Московского правительства, «Онэксим» - международные валютные операции). Идея заключалась в том, что государство брало у банков кредит под залог акций государственных предприятий. По сути размер кредита был таким, что ни о каком возврате средств не могло идти речи. То есть – сознательная схема уступки собственности.
Начало залоговых схем
n 30 марта 1995 г. Потанин, Ходарковский и Смоленский предлагают схему правительству в обмен на кредит 1,8 млрд. долл.
n 30 августа 1995 г. Ельцин визирует указ о залоговых аукционах.
n Победители были известны заранее. Власть прекрасно была осведомлена о схеме. Для нее это был способ избавиться от «красных директоров» и обменять собственность на собственность близких олигархов.
n Система двух ключей: доступ к собственности (до выборов) и возможность сохранить собственность (после выборов). Автор – Чубайс.
Создание новой элиты
n По сути этап залоговых аукционов можно назвать периодом создания новых элит, когда государство создает сверху новую политико-олигархическую элиту.
n «Буржуазная бюрократия» (Нуреев), в которой успех в бизнесе напрямую связан с позицией во власти.
Структурная логика
n Олигархи возникли при непосредственном участии государства путем выдачи им государственной собственности. В определенный момент государство почувствовало легитимность забрать ее обратно (я дал – я отниму).
n Собственность не была следствием борьбы за нее, а привилегией.
n Медиасобственность подчинялась той же логике. Она не была следствием повышения экономической эффективности и выживания в условиях рынка.
n Отличие от государств Центральной Европы: к аукционам допускались иностранные собственники, пресса не получила ни копейки (ни злотого) помощи от государства. В результате неэффективные редакции обанкротились и закрылись, либо были проданы с молотка более эффективным хозяевам.
Захват НТВ
n Весной 2000 В. Гусинский попадает на несколько дней в тюрьму якобы за махинации компании «Русское видео»
n После освобождения уезжает в Испанию и публикует «секретный 5 протокол», который его вынудили подписать в обмен на свободу. По протоколу он за 300 млн. долл. продавал акции НТВ и «Моста» Газпрому.
n Газпром уже потребовал наложить арест на акции «Моста» в обеспечение кредита.
n Прокуратура возбуждает снова дела против Гусинского за «вывод активов» и арестовывает активы «Медиамоста». Газпром в свою очередь требует изъятия другой части акции как гарантии за то, что обеспечивающие кредит акции будут возвращены. У Газпрома получается контрольный пакет, и он меняет менеджмент.
Конец эпохи «эффективных собственников»
n После теракта на Дубровке Б. Йордан покинет свой пост гендиректора телекомпании НТВ и Газпром-медиа.
n Причина в том, что изначально Йордану была обещана возможность выкупить компанию, в 2002 г. об этом обещании забыли. А освещения теракта вызвало в Кремле бурю критики.
n На место Йордана пришел Н. Сенкевич. Первое решение – закрытие программы «Намедни» за интервью со вдовой Зелимхана Яндарбиева Маликой. Парфенов выступит с открытым письмом с описанием акта цензуры, его уволят за нарушение этики.
n Позднее – Сенкевич отправится на повышение, а гендиректором станет В. Кулистиков.
Захват ТВ-6 и создание ТВС
n После «добивания» НТВ принимаются за ТВ-6. Сценарий тот же: миноритарный акционер «Лукойл-Гарант» подаст иск в суд о ликвидации компании в связи с тем, что «корпорация вела свою хозяйственную деятельность с многочисленными нарушениями. Телекомпания "ТВ-6 Москва" в последние годы является убыточным предприятием, "несмотря на достаточные материально-техническую и информационную базу деятельности, наличие профессионального коллектива журналистов, а также поддержку акционеров».
n Создание ТВС (реакция на фразу Путина о талантливом коллективе журналистов): колхоз олигархов: Бендукидзе, Чубайс, Абрамович, Киселев, Мамут, Дерипаска.
Интересы собственников
n Не всегда имеют экономический характер: (Газпром-медиа, имея вполне успешное московское радио «Эхо Москвы», открывает другую городскую станцию, чтобы воровать само у себя аудиторию).
n Смещение в сторону третьего типа. Второй уже не нужен, когда олигархи в достаточной степени «итак лояльны».