Описание предприятия и отрасли

В этом разделе бизнес-плана следует дать общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или суще­ствующим бизнесом.

Структура раздела:

1. Основные сведения о предприятии: полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса предприятия, банковские реквизиты; организационно-правовая форма; размер уставного капитала (виды, количество, номи­нальная стоимость выпущенных акций); учредители предприятия с указанием их доли в устав­ном капитале; принадлежность предприятия к различного рода объ­единениям; наличие филиалов, представительств.

2. Тип бизнеса, основные виды деятельности. В бизнес-плане указывается тип предлагаемого бизнеса(производство, обслуживание, розничные продажи, рас­пределение). Представляются те виды деятельности, кото­рыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.

3. Месторасположение предприятия. В разделе описываются положительные и отрицательные стороныместонахождения предприятияс учетом следую­щих факторов: уровень заработной платы, доступность ра­бочей силы, близость к заказчикам, смежникам и источни­кам сырья, транспортные возможности, местное законода­тельство, налоги и сборы. При образовании нового предприятия вопрос его место­расположения должен иметь более детальную проработку. Следует объяснить, почему выбрано данное место и как влияют все упомянутые выше факторы месторасположения фирмы на выручку, себестоимость, прибыль, приводя при этом ссылки на конкретные варианты расчета приложения бизнес-плана.

4. Характеристика отрасли. При этом указывается специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологичес­кая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отрасле­вого рынка, приводятся любые отраслевые тенденции.

5. Факторы, влияющие на деятельность предприятия. При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на дея­тельность предприятий, необходимо рассмотреть факторы и условия, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность: экономические (цикл деловой активности, инфля­ция, уровень безработицы, покупательская способ­ность населения, величина процентной ставки за кре­дит); политические; демографические; природные; научно-технические и т.д. Также должны быть рассмотрены составляющие внутренней среды предприятия, определены его сильные и слабые стороны.

Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT-анализ. Результаты SWOT-анализа должны быть приведены в приложении к бизнес-плану.

6. Цели и стратегии бизнеса. В данном разделе необходимо сформулировать миссию пред­приятия. Определение миссии позволяет убедить партне­ров, сотрудников, клиентов, инвесторов в необходимости и социальной значимости предприятия и его бизнеса, а также возможности его успешного развития.

Миссия определяет предназначение фирмы и выражается в достаточно простых определениях и удобной для восприятия форме.

В соответствии с миссией определяются цели организации. Выделяют восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели:

- положение на рынке;

- инновации;

- производительность;

- ресурсы; доходность (прибыльность);

- управленческие аспекты;

- персонал: выполнение трудовых функций и отноше­ние к работе;

- социальная ответственность.

Основные цели предприятия показаны в таблице 3.

Таблица 3

Основные цели предприятия

Иерархия целей Подцели, показатели
Завоевание рынка Доля рынка, оборот, роль и значимость товара, охват новых рынков
Рентабельность Прибыль, рентабельность оборота, рентабельность собственного капитала, рентабельность общего капитала
Финансовая устойчивость Кредитоспособность, ликвидность, уровень самофинансирования, структура капитала
Социальные цели Удовлетворенность работой, уровень дохода и социальной защиты
Престиж и позиция на рынке Независимость, имидж, собственное признание

Процесс формирования стратегии включает два этапа:

1) формирование общей стратегии предприятия (корпоративной) (формулируется в данном разделе);

2) определение функциональных стратегий (формулируются в соответствующих разделах бизнес-плана).

На рис. 7 показан алгоритм формирования страте­гий фирмы.

       
  Описание предприятия и отрасли - student2.ru
 
    Описание предприятия и отрасли - student2.ru

Рис. 7 - Алгоритм формирования стратегий фирмы

3. Характеристика объекта бизнеса

В данном разделе представляется описание продукции (услуг) пред­приятия с позиций потребителя, производится их комп­лексная оценка.

Структура раздела:

- Потребности, удовлетворяемые товаром. Основное на­значение товара — удовлетворение потребности клиента фирмы. В этой связи задача бизнес-плана состоит в грамот­ном определении основной ценности товара, акцентирова­нии внимания на потребностях, которые он удовлетворяет, а не только на его технико-эксплуатационных характерис­тиках. В бизнес-плане отражаются: область применения — ос­новная и второстепенная (косвенная польза); перечень функциональных особенностей; факторы привлекательнос­ти товара; преимущества; факторы, обеспе­чивающие уникальность.

- Показатели качества. Непосредственно со свойствами продукта связаны показатели его качества: долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации и ре­монта, прочие достоинства. Некоторые показатели качества могут быть оценены количественно, соответствующие дан­ные приводятся в бизнес-плане. Набор свойств, как и уро­вень качества, следует измерять в понятиях, соответствую­щих покупательским представлениям. Указывает­ся наличие сертификатов на продукцию.

- Экономические показатели. Приводятся цена потребле­ния, т.е. затраты на приобретение и эксплуатацию товара, себестоимость, прибыль.

- Сравнение с другими аналогичными товарами. Четко фор­мируется отличие нового или существующего товара от товара конкурентов. Если товар, предлагаемый предприяти­ем, не отличается от других, имеющихся на рынке това­ров, то должно быть указано в бизнес-плане, чем предпо­лагается привлечь покупателя.

- Патентная защищенность. Описываются патентные права предприятия, патенты на полезные модели, товарные знаки. Указывается наличие лицензий на эти объекты, а также на ноу-хау. Подробности патентных документов могут быть отнесены в приложение к бизнес-плану.

- Возможные ключевые факторы успеха. Например, новый для рынка продукт (услуга), выигрыш во времени с появлением продукта (услуги) на рынке и т.д.

Наши рекомендации