Описание предприятия и отрасли
В этом разделе бизнес-плана следует дать общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом.
Структура раздела:
1. Основные сведения о предприятии: полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса предприятия, банковские реквизиты; организационно-правовая форма; размер уставного капитала (виды, количество, номинальная стоимость выпущенных акций); учредители предприятия с указанием их доли в уставном капитале; принадлежность предприятия к различного рода объединениям; наличие филиалов, представительств.
2. Тип бизнеса, основные виды деятельности. В бизнес-плане указывается тип предлагаемого бизнеса(производство, обслуживание, розничные продажи, распределение). Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.
3. Месторасположение предприятия. В разделе описываются положительные и отрицательные стороныместонахождения предприятияс учетом следующих факторов: уровень заработной платы, доступность рабочей силы, близость к заказчикам, смежникам и источникам сырья, транспортные возможности, местное законодательство, налоги и сборы. При образовании нового предприятия вопрос его месторасположения должен иметь более детальную проработку. Следует объяснить, почему выбрано данное место и как влияют все упомянутые выше факторы месторасположения фирмы на выручку, себестоимость, прибыль, приводя при этом ссылки на конкретные варианты расчета приложения бизнес-плана.
4. Характеристика отрасли. При этом указывается специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводятся любые отраслевые тенденции.
5. Факторы, влияющие на деятельность предприятия. При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятий, необходимо рассмотреть факторы и условия, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность: экономические (цикл деловой активности, инфляция, уровень безработицы, покупательская способность населения, величина процентной ставки за кредит); политические; демографические; природные; научно-технические и т.д. Также должны быть рассмотрены составляющие внутренней среды предприятия, определены его сильные и слабые стороны.
Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT-анализ. Результаты SWOT-анализа должны быть приведены в приложении к бизнес-плану.
6. Цели и стратегии бизнеса. В данном разделе необходимо сформулировать миссию предприятия. Определение миссии позволяет убедить партнеров, сотрудников, клиентов, инвесторов в необходимости и социальной значимости предприятия и его бизнеса, а также возможности его успешного развития.
Миссия определяет предназначение фирмы и выражается в достаточно простых определениях и удобной для восприятия форме.
В соответствии с миссией определяются цели организации. Выделяют восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели:
- положение на рынке;
- инновации;
- производительность;
- ресурсы; доходность (прибыльность);
- управленческие аспекты;
- персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе;
- социальная ответственность.
Основные цели предприятия показаны в таблице 3.
Таблица 3
Основные цели предприятия
Иерархия целей | Подцели, показатели |
Завоевание рынка | Доля рынка, оборот, роль и значимость товара, охват новых рынков |
Рентабельность | Прибыль, рентабельность оборота, рентабельность собственного капитала, рентабельность общего капитала |
Финансовая устойчивость | Кредитоспособность, ликвидность, уровень самофинансирования, структура капитала |
Социальные цели | Удовлетворенность работой, уровень дохода и социальной защиты |
Престиж и позиция на рынке | Независимость, имидж, собственное признание |
Процесс формирования стратегии включает два этапа:
1) формирование общей стратегии предприятия (корпоративной) (формулируется в данном разделе);
2) определение функциональных стратегий (формулируются в соответствующих разделах бизнес-плана).
На рис. 7 показан алгоритм формирования стратегий фирмы.
Рис. 7 - Алгоритм формирования стратегий фирмы
3. Характеристика объекта бизнеса
В данном разделе представляется описание продукции (услуг) предприятия с позиций потребителя, производится их комплексная оценка.
Структура раздела:
- Потребности, удовлетворяемые товаром. Основное назначение товара — удовлетворение потребности клиента фирмы. В этой связи задача бизнес-плана состоит в грамотном определении основной ценности товара, акцентировании внимания на потребностях, которые он удовлетворяет, а не только на его технико-эксплуатационных характеристиках. В бизнес-плане отражаются: область применения — основная и второстепенная (косвенная польза); перечень функциональных особенностей; факторы привлекательности товара; преимущества; факторы, обеспечивающие уникальность.
- Показатели качества. Непосредственно со свойствами продукта связаны показатели его качества: долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации и ремонта, прочие достоинства. Некоторые показатели качества могут быть оценены количественно, соответствующие данные приводятся в бизнес-плане. Набор свойств, как и уровень качества, следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Указывается наличие сертификатов на продукцию.
- Экономические показатели. Приводятся цена потребления, т.е. затраты на приобретение и эксплуатацию товара, себестоимость, прибыль.
- Сравнение с другими аналогичными товарами. Четко формируется отличие нового или существующего товара от товара конкурентов. Если товар, предлагаемый предприятием, не отличается от других, имеющихся на рынке товаров, то должно быть указано в бизнес-плане, чем предполагается привлечь покупателя.
- Патентная защищенность. Описываются патентные права предприятия, патенты на полезные модели, товарные знаки. Указывается наличие лицензий на эти объекты, а также на ноу-хау. Подробности патентных документов могут быть отнесены в приложение к бизнес-плану.
- Возможные ключевые факторы успеха. Например, новый для рынка продукт (услуга), выигрыш во времени с появлением продукта (услуги) на рынке и т.д.