Сущность, необходимость и виды аудиторского контроля
Аудитпредставляет собой независимый вид финансового контроля, осуществляемого на платной основе. По своей сути это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Назначение аудиторского контроля заключается в удовлетворении заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о финансовом состоянии проверяемой организации, с целью оценки ее финансового положения.
Право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности.
Аудитор – это физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудиторская организация – это коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторские организации и аудиторы проводят аудит достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности; правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета; целевого использования кредитов и инвестиций; достоверности налоговой декларации (расчета) и др. Кроме того, они могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности; постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета; анализу финансовой и хозяйственной деятельности; проведению маркетинговых исследований и др.
В целом задачи аудита и задачи государственного финансового контроля схожи, но между аудитом и государственным финансовым контролем имеются существенные отличия:
· услуги аудиторских организаций и аудиторов являются платными для проверяемых организаций, в то время как проведение ревизий органами государственного контроля оплачивается вышестоящими органами или государством;
· результаты аудиторской проверки, как правило, являются коммерческой тайной, а результаты ревизий, проводимых государственными органами контроля, доводятся до сведения вышестоящих организаций;
· при ревизиях взаимоотношения между проверяющей и проверяемой сторонами носят административный, обязательный характер, а при аудите – строятся на добровольной, договорной основе;
· основная задача государственных контролеров – проверить соблюдение хозяйствующими субъектами действующих законов и нормативных актов, а в случае выявления нарушений – применить соответствующие меры воздействия, т. е. государственный контроль
защищает интересы государства. Аудиторский контроль защищает интересы клиента, поскольку его основная задача – устранить имеющиеся недостатки без наказания виновных.
Различают внешний и внутренний аудит. Внешний аудитнезависим по отношению к контролируемой организации, контрольные мероприятия проводятся на основе договора с аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами. Внутренний аудит– это ведомственная или внутренняя форма контроля субъекта хозяйствования, он проводится по желанию и на условиях субъекта хозяйствования и подконтролен ему.
Аудит также может быть обязательным(обязательность его проведения установлена законодательством, например, ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской
(финансовой) отчетности открытых акционерных обществ, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж) и инициативным (проводится по желанию клиента).