Пользователи финансовой отчетности
Информационная система финансового менеджмента призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей. Характеризуя состав пользователей информации, входящей в информационную систему финансового менеджмента, следует отметить, что круг интересов внешних и внутренних потребителей этой информации существенно различается.
Внешние пользователи используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты финансовой деятельности предприятия. Подавляющая часть этой информации содержится в официальной финансовой отчетности, представляемой предприятием.
Внутренние пользователинаряду с вышеперечисленной, используют значительный объем информации о финансовой деятельности предприятия, представляющей коммерческую тайну. Кроме того, внутренние пользователи используют значительный круг финансовых показателей, формируемых из внешних источников, которые также входят в информационную систему финансового менеджмента.
Среди внешних пользователей финансовой отчётности выделяются две группы:
1) пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности компании;
2) пользователи, опосредованно заинтересованные в ней.
К первой группе относятся:
- нынешние и потенциальные собственники предприятия;
- нынешние и потенциальные кредиторы
- поставщики и покупатели
- государство,
- служащие компании .
Вторая группа пользователей финансовой отчётности – это те юридические и физические лица, кому изучение отчётности необходимо для защиты интересов первой группы пользователей. В эту группу входят:
- аудиторские службы;
- консультанты по финансовым вопросам;
- фондовые биржи;
- регистрирующие и другие государственные органы
- законодательные органы;
- юристы
- пресса и информационные агентства
- торгово-производственные ассоциации
- профсоюзы
Основное требование к предоставляемой информации – быть полезной для пользователей (т.е. чтобы информацию можно было использовать для принятия обоснованных решений.) Чтобы быть полезной информация должна соответствовать ряду критериев:
- уместность (информация своевременна и значима, оказывает влияние на решение, используя её можно делать прогнозы);
- достоверность (документально обоснована);
- правдивость (не содержит ошибки и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует события хозяйственной жизни);
- нейтральность (финансовая отчётность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей отчётности в ущерб другой группы);
- понятность(пользователи могут понять содержание отчётности без специальной профессиональной подготовки);
- сопоставимость (последовательность в применяемых методах бухгалтерского учета).
Каждая единица информации включается в отчётность на основании определённых принципов учёта, к которым относятся:
1) двойной записи (запись каждой операции осуществляется дважды: в дебет одного счёта и в кредит другого);
2) экономической единицы учёта (хозяйственная единица, идентифицируемая в отчётности, отделяется от её собственников или других единиц);
3) периодичности (предприятие должно периодически отчитываться перед заинтересованными лицами о результатах своей деятельности за соответствующие периоды);
4) непрерывности, продолжающейся деятельности, предприятие будет продолжать свою деятельность в соответствии с целями его создания, и не будет в ближайшее время ликвидировано или реорганизовано;
5) денежной оценки (использование денежного измерителя в качестве универсального);
6) метод начислений (доходы и расходы отражают в том отчётном периоде, в котором они возникли);
7)соответствия доходов отчётного периода расходам отчётного периода (в данном отчётном периоде отражают только те расходы, которые обусловили получение доходов этого отчётного периода);
В ходе формирования отчётной информации должны соблюдаться определённые ограничения на информацию, включаемую в отчётность:
1. Оптимальное соотношение затрат и выгод (затраты на составление отчётности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям);
2. Осторожность, т.е. документы отчётности не должны содержать завышенной оценки активов и прибыли, заниженной оценки обязательств.
3. Конфиденциальность, т.е. отчётная информация не должна содержать данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.
В соответствии с различными экономическими признаками, вся отчётная информация группируется в отдельные укрупнённые статьи, элементы финансовой отчётности. Все элементы финансовой отчётности отражаются в формах отчётности.
Основными методами анализа отчётности являются:
1) Чтение отчётности - изучение абсолютных показателей в отчётности: имущественное положение предприятия, кратко- и долгосрочные инвестиции, источники формирования собственного капитала и заёмных средств, оценка выручки от основной деятельности и прибыли текущего года.
2) Горизонтальный анализ - определяются абсолютные и относительные изменения различных статей отчётности по сравнению с предшествующим годом, полугодием, кварталом.
3) Вертикальный анализ - выявляет удельный вес отдельных статей отчётности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%.
4) Трендовый анализ - рассчитывают относительное отклонение показателей отчётности за ряд лет (периодов), от уровня базисного года (периода), для которого все показатели принимаются за 100%.
5)Расчёт финансовых коэффициентов - описывают пропорции между различными статьями отчётности.