Сущность прицнипа разделения властей и особенности его реализации в россии
Конст.РФ ст.10 Госуд. Разделения на законодательную, Конституция РФ ст.10 Госуд. Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей – общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках и налицо монополия власти какого-либо органа политического управления, такому обществу угрожают бесправие, деспотия и зависимость.
Теория и опыт развития правовых демократических государств пришли к тому, что для нормального функционирования общества в нем должны существовать три ветви власти:
– законодательная – в лице законодательного органа (парламент страны – Федеральное Собрание);
– исполнительная – в лице правительства (Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры в Российской Федерации);
– судебная – в лице судебной системы (Конституционный Суд РФ).
Парламент – высший законодательныйорган государства, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Современные парламенты состоят из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать в парламенте федеративного государства представительство населения страны в целом с представительством субъектов федерации. Нижние палаты формируются всеобщими прямыми выборами. Верхние формируются более сложными механизмами. В Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждой области или республики – губернатор, избираемый населением, и глава регионального законодательного собрания.
В Российской Федерации законодательная власть представлена Президентом РФ и Федеральным Собранием (Государственная Дума-нижняя палата и Совет Федерации-верхняя палата).
Депутатом верхней и нижней палаты может стать гражданин РФ, достигший 21 года.
Численный состав: В.П. 178 - человек Н.П. – 450 человек
Порядок формирования: В.П.по 2 представителя от каждого Субъекта РФ, Н.П. 225 по одномандатным избир. округам и 225 по федер.зб. округу
Компетенция органов законодательной власти России
Федеральное собрание
Совет Федерации
1) изменение границ между субъектами Федерации
2) решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами РФ
3) назначение выборов Президента
4) формирование состава Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного суда
5) рассмотрение принятых Государственной Думой законов по вопросам федерального бюджета, налогов и сборов, войны и мира
Государственная Дума
1)согласие на назначение Председателя Правительства и других высших ДЛ
2) решение вопроса о доверии правительству
3) право импичмента
Исполнительная властьв лице правительства тоже активно участвует в законодательном процессе, вынося на рассмотрение законопроекты. Данный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях, подлежит голосованию и только тогда обретает силу закона.
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления.
Функции исполнительной власти выполняет Правительство РФ
Структура исполнительной власти:
· органы исполнительной власти;
· государственные служащие;
· юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц;
Функции исполнительной власти:
· подзаконодательное регулирование;
· осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
· административное правоприменение;
· осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
· административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности деятельности законодательных и исполнительных институтов, а также арбитром в случае трудноразрешимых проблем. В демократических странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей нормативных правовых актов законодательной и исполнительной властей возлагается на специальный судебный орган. В Российской Федерации это Конституционный Суд РФ. Гарантом конституционности деятельности первых двух властей выступает Конституционный Суд РФ.
Судебная властьна федеральном уровне представлена в Российской Федерации Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Полномочия Конституционного Суда РФ
1. Дает толкование Конституции РФ.
2. Разрешает дела в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами органов государственной власти РФ.
3. Решает вопросы компетенции органов государственной власти.
Верховный Суд РФ – высший судебный орган по уголовным, гражданским и иным делам.
Высший Арбитражный Суд – высший судебный орган, разрешающий экономические споры.