Вопрос 2 Принципы анализа затрат при разработке и принятии решений по управлению фирмой.

В настоящее время все предприятия в России существуют в условиях жесткой конкуренции, в рамках которой необходимо постоянно искать варианты оптимального развития компании. Многие компании обращаются к постоянному совершенствованию своей продукции или услуг, ищут новые рынки сбыта или разрабатывают активную программу продвижения и захвата рынка.

Успешность функционирования любого предприятия определяется уровнем ее конкурентоспособности. Наиболее конкурентоспособным является то предприятие, продукция которого имеет наилучшее соотношение «цена-качество». Цена товара определяется затратами на его производство. От затрат зависит будущая прибыль предприятия. Чем выше прибыль, тем больше средств направляется на расширение, разработку и внедрение новых видов продукции.

Под управлением затратами понимается воздействие на них с целью улучшения результатов деятельности предприятия, достижения высокого экономического результата.

К основным задачам управления затратами можно отнести: выявление роли затрат как фактора повышения экономических результатов деятельности; расчет затрат по отдельным подразделениям предприятия; поиск резервов снижения затрат на всех этапах хозяйственного процесса и во всех подразделениях предприятия[2, c. 86].

Основными принципами управления затратами являются: системный подход к управлению затратами. Данный принцип предполагает изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системный подход означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. Данный подход находит выражение в том, что эффективность управления затратами оценивают по эффективности самого слабого звена системы; единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами. Методическое единство предполагает единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу затрат.

Жизненный цикл продукции составляет процесс создания, разработки, производства, эксплуатации, обращения и утилизации продукта; органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции. Решение поставленных перед предприятием задач требует конкретизации и систематизации основных методов управления затратами должно происходить во всех аспектах деятельности предприятия: расходования материалов, рабочего времени, использования оборудования [5, c. 208].

Необходимо единство и соподчиненность используемых критериев эффективности; управление затратами на всех стадиях жизненного цикла продукции.

CVP-анализ - это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет финансовому менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений. Являясь инструментом управленческого планирования и контроля, CVP-анализ показывает, как важно понимать поведение затрат, т. е. реагирование затрат на различные факторы влияния для оценки последствий тех или иных управленческих решений.

Взаимосвязь «затраты – объем - прибыль» легко выразить графически. График показывает взаимосвязь выручки (доходов), затрат, объема продукции, прибыли (убытков). Это фиксированные взаимосвязи, т. е. если цена продукции, затраты, производительность или другие условия изменяются, то модель следует пересмотреть.

Рассматриваемая взаимосвязь может быть выражена формулой:

Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные затраты + прибыль

Вопрос 2 Принципы анализа затрат при разработке и принятии решений по управлению фирмой. - student2.ru

При использовании информации, полученной в результате проведении анализа «затраты – объем - прибыль», необходимо помнить о том, что эта информация была подготовлена на основе использования определенных допущений. Если эти допущения не будут учтены, существует вероятность того, что в результате использования этой информации будут допущены серьезные ошибки и сделаны неправильные выводы. Ниже приведен пример основных допущений:

 поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах релевантного уровня;

 постоянные затраты не изменяются вместе с изменениями объема производства в пределах релевантного уровня;

 переменные затраты прямо пропорциональны объему в пределах релевантного уровня;

 переменные затраты на единицу продукции (удельные переменные затраты) являются постоянными;

 цена реализации единицы продукции не меняется;

 цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются;

 производительность труда не меняется;

 отсутствуют структурные сдвиги;

 объем производства является единственным фактором, влияющим на изменение затрат и доходов предприятия;

 объем продаж равен объему производства или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны (влияние изменения величины запасов на CVP анализ зависит от того, какой метод оценки запасов применяется);

 ассортимент продукции на предприятии, где производится ряд различных товаров или оказывается несколько видов услуг, является неизменным. Переменные затраты и продажная цена на единицу продукции, используемые при анализе, представляют собой средневзвешенный показатель затрат на различные единицы продукции и цен на соответствующие товары и услуги.

Если одно (или более) из данных допущений отсутствует, применение анализа «затраты – объем - прибыль» может привести к ошибкам. Так как в деятельности организаций и во внешней экономической среде постоянно происходят изменения, пользователь CVP-анализа должен постоянно пересматривать допущения. Более того, не следует жестко связывать CVP-анализ с традиционными допущениями линейности и неизменности цен
дописать и описать принципы.

Важным показателем, характеризующим работу промышленного предприятия, является себестоимость продукции, От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующего субъекта.

Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции. Если она за отчетный период повысилась, то при прочих равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот.

Трудовые и материальные ресурсы, используемые в процессе производства и продажи продукции, находят отражение в себестоимости, снижение которой говорит о положительных тенденциях в экономике любого предприятия.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются методическими рекомендациями по вопросам планирования и калькулирования себестоимости продукции с учетом характера и структуры производства.

Рассмотрим отдельные положения методики анализа затрат на производство и себестоимость выпускаемой продукции промышленного предприятия.[24, с.222]

В процессе анализа изучают совокупные затраты на весь объем произведенной и реализованной продукции и их средний размер на 1 руб указанных видов продукции, их изменения по сравнению с планом и в динамике. Отдельно изучаются изменения себестоимости по основным видам и всей продукции. Для этого просчитывают фактическую себестоимость товарной, реализованной продукции и основных ее видов, оценивают их изменения по сравнению с планом и в динамике и какие факторы оказывали влияние на эти изменения (пересмотр цен, тарифов, изменения объема и структуры товарной и реализованной продукции, величины запасов готовой продукции на начало и конец анализируемого периода).

Каждое предприятие выполняет подробный анализ структуры затрат на производство. Прежде всего определяют удельный вес каждой статьи затрат за определенный период, оценивают темп изменения ее величины для того, чтобы выявить издержки, которые могут стать значимыми в ближайшем будущем. Нельзя получить заметную экономию по статье издержек, которые составляют, например, 1 % от всех расходов. Для получения значимого эффекта необходимо проанализировать 20 % видов издержек, которые занимают около 80 % в их совокупной величине (известно правило: 20 % видов дает 80 % объема продаж, издержек и т.п.).

При рассмотрении структуры затрат предприятия следует оценивать каждую статью с точки зрения ее значимости и контролируемости.

Обобщение данных промышленных предприятий позволило установить, что важными контролируемыми статьями затрат являются материалы, зарплата, накладные расходы. Высокими темпами растут расходы на электроэнергию (силовую). К числу важнейших не контролируемых расходов относят расходы на социальные нужды, которые для своего покрытия постоянно требуют наличия средств (эта статья существует только в условиях российской экономики). Причем покрывать эту статью предприятия должны независимо от того, есть ли у него чистая прибыль или нет.

При определении резерва роста необходимо учесть составляющие каждой значимой статьи. Так, в состав производственных накладных расходов входят амортизация и затраты на текущий ремонт, а также расходы на содержание зданий и сооружений, которые интенсивно растут в последнее время, а в состав общезаводских накладных расходов - заработная плата общезаводского персонала и прочие (телефонные переговоры). Предприятие должно подробно изучить каждую статью расходов, определить, в какие периоды и почему происходят их резкие изменения, и установить, как можно уменьшить влияние неблагоприятных факторов.[18, с.114]

Особое внимание необходимо уделять анализу безубыточности производства. При этом анализе предприятие получает ответ на такие вопросы: какое воздействие на прибыль имели бы снижении цены реализации и продажа большого количества изделий, какой требуется объем продаж для покрытия дополнительных постоянных издержек в связи с предполагаемым расширением предприятия и другие. Цель анализа безубыточности - установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объема производства изменится. Такая информация имеет огромное значение для предприятия, так как одной из важных переменных, влияющих на совокупный доход от продаж, совокупные издержки и прибыль, является объем производства (или реализации). По показателю выпуска продукции предприятия имеют возможность определить, при каком объеме прибыль будет максимальной и при каком не будет ни прибыли, ни убытков (т.е. установить точку безубыточности).

Разные соотношения доли переменных и постоянных затрат в их общей величине сильно влияют на положение точки безубыточности. Поэтому очень важно улучшать управление отдельно постоянными и отдельно переменными издержками. Нужно иметь ввиду, что рост доли постоянных затрат, даже при снижении переменных издержек на единицу продукции, всегда ведет к необходимости выбора стратегии, нацеленной на рост объема продаж.

Каждое предприятие должно постоянно проверять обоснованность деления затрат на постоянные и переменные и при необходимости вносить коррективы в свои планы.

Основанием для принятия решения по инвестированию в производство, в освоение новых рынков и новых видов продукции и т.д. может служить наличие надежного (достаточного) запаса финансовой прочности. Если такого запаса нет, то предприятие обязано осуществлять жесткий контроль за затратами и оптимизацией всей деятельности.

При анализе предприятия должны учитывать влияние структуры издержек на прибыль.

Для этого следует оценить изменения прибыли при изменении выручки на 1 %. Это соотношение называется операционным рычагом. Его величину возможно исчислить несколькими методами:

· путем деления увеличения прибыли после точки безубыточности, принятого за 100 %, на запас финансовой прочности;

· путем деления величины вклада на покрытие на величину прибыли от реализации.

Операционный рычаг связан с уровнем предпринимательского риска, чем он выше, тем выше риск. На уровень операционного риска оказывает влияние отраслевая принадлежность предприятия. Он более высокий в фондоемких отраслях – машиностроении и др. и относительно низкий в пищевой, легкой промышленности, в торговле и т.д.

Величина операционного рычага при одинаковых суммарных затратах увеличивается по мере роста постоянных затрат в их совокупной величине. Его величина также тем выше, чем ближе объем продаж к точке безубыточности.

Основой для экономического анализа, прогнозирования, планирования и принятия решений на краткосрочную и долгосрочную перспективу по изготовлению, совершенствованию или замене данного вида продукции являются данные о фактической себестоимости по видам выпускаемой продукции. Она рассчитывается по данным бухгалтерского учета по истечении отчетного периода и содержит достоверную информацию о фактических затратах на производство продукции, работ, услуг. Сравнение этих данных с плановой себестоимостью позволяет определить пути экономии затрат. Это тем более важно, что плановая себестоимость разрабатывается на основе прогрессивных норм и экономических нормативов на отчетный период (год или квартал) и представляет собой принятое предприятием решение о предельной величине затрат на производство соответствующих видов продукции, выполнение работ и оказание услуг. [21, с.269]

Важная роль в анализе принадлежит бухгалтерскому учету. Большинство промышленных предприятий предусматривают такие основные задачи по учету затрат, как точное и своевременное отражение затрат на производство и сбыт продукции, исчисление фактической себестоимости отдельных видов и всего объема товарной продукции, предоставление информации о затратах всем управленческим структурам, контроль за экономным и рациональным использованием всех ресурсов. На этой основе возможно повышать качество анализа затрат и определять, как конкретно улучшить управление ими.

Вывод.

Затраты на производство различны как по составу, так и по роли и значению в изготовлении продукции. Поэтому их группируют и классифицируют. В основу классификации положено несколько признаков, в частности экономическое содержание затрат, их технико-экономическое назначение, способ включения в себестоимость продукции (работ, услуг), характер связи с объемом производства и др.

Организация учета затрат производства не зависит от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности хозяйствующих субъектов, а в большей мере обусловлена применяемой технологией и организацией производства, особенностями выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказанных услуг.

Даже из простого перечисления слагаемых, образующих себестоимость продукции (работ, услуг), видно, что они не одинаковы не только по своему составу, но и по назначению в изготовлении продукта, выполнению работ и услуг.

Одни, например, непосредственно связаны с изготовлением и выпуском продукции (затраты сырья, материалы, оплата труда рабочих и др.), другие – с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на снабжение производственного процесса необходимыми ресурсами и т.д.). Третьи как будто не имеют непосредственного отношения к производству, но по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, В Пенсионный фонд РФ и т.п.).

Необходимо указать еще на одну особенность затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Одни из них можно прямо включать в себестоимость конкретных видов готовых изделий, выполненной работы, оказанной услуги, раз они непосредственно вызваны их изготовлением (сырье, материалы, составившие их основу, заработная плата рабочих, занятых их производством). Другие связаны с производством нескольких или всех видов продукции данного структурного подразделения (цеха, производства) и предприятия в целом (расходы по управлению и обслуживанию производства и др.)

Для исчисления себестоимости и отдельных видов продукции затраты предприятия группируют и учитывают по статьям калькуляции. В основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции.

Целью анализа затрат на производство и себестоимости отдельных видов и всей совокупности продукции является оценка их фактической величины за отчетный период по сравнению с их плановыми показателями и в динамике, выявление резервов экономии издержек и уменьшения себестоимости в расчете на единицу основного вида продукции и определение конкретных мер по использованию этих резервов в текущей деятельности и перспективе.

В целях обеспечения эффективного управления затратами и формированием себестоимости выпускаемой продукции предприятие должно добиваться осуществления следующих мероприятий (соблюдать следующие правила работы):

- увеличивать производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен;

- обеспечивать качественной и реальной информацией о себестоимости отдельных видов продукции и учитывать их позиции на рынке по сравнению с продуктами предприятий-конкурентов;

- использовать возможность гибкого ценообразования;

- предоставлять объективные данные для составления финансового плана и бюджета предприятия;

- иметь возможность оценивать деятельность каждого структурного подразделения с финансовой точки зрения;

- принимать обоснованные и эффективные решения.

1. Ананькина Е.А. Управление затратами. – М: Приор, 2005.

2. Глушков И.Г., Киселева Т.В. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии: в 2т. – М: КиоРус, 2005.

Наши рекомендации