Учета и аудит финансовых результатов и использования прибыли

Финансовый результат определяют по счету 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету -- расходы и убытки.

Хозяйственные операции отражают на счете 99 «Прибыли и убытки» по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 «Прибыли и убытки» определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым описывается как сальдо по дебету счета и характеризует размер убытка организации. Счет 99 «Прибыли и убытки» имеет одностороннее сальдо.

Конечный финансовый результат организации складывается под слиянием:

а) финансового результата от реализации продукции (работ, Услуг);

б) финансового результата от реализации основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части Операционных доходов и расходов);

в) операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от реализации имущества);

г) внереализационных прибылей и убытков;

д) чрезвычайных доходов и расходов.

Налоги начисляются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам».

Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от реализации продукции и другого имущества первоначально определяют по счетам реализации 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», а затем с этих счетов списывают на счет 99 «Прибыли и убытки».

Результаты от реализации продукции ежемесячно списывай со счета 90 «Продажи».

Списание прибыли оформляют бухгалтерской записью: дебетуют счет 90 «Продажи» и кредитуют счет 99 «Прибыли и убытки». Списание убытков оформляют бухгалтерской проводкой с обратной корреспонденцией счетов. Аналитический учет по счету 99 «Прибыли и убытки» ведут по каждой статье прибылей и убытков. По данным баланса и формы №2 проанализируем рентабельность организации. Выполним факторный анализ рентабельности организации и рентабельности собственного капитала (табл.3).

Определим влияние факторов на изменение рентабельности активов предприятия.

Ra = ЧП/К * 100%,

где Ra - рентабельность капитала, вложенного в активы предприятия или рентабельность активов;

ЧП - чистая прибыль.

Показатель рентабельности продаж рассчитывается как:

Rпр = Пр / В * 100% ,

где Rпр - рентабельность продаж,

В - выручка от реализации;

Пр - прибыль от реализации.

Учитывая взаимозависимость между показателями рентабельности активов, их оборачиваемостью и рентабельность продаж рентабельность активов можно представить как:

Rа = Коб * ЧП/В *100%

где Коб - коэффициент оборачиваемости.

В свою очередь оборачиваемость рассчитывается как:

Коб = В/Ка

Таблица 3.

Факторный анализ рентабельности активов ООО «Праздник плюс»

 
Показатель Предшествующий период Отчетный период Изменение, +, -  
1. Чистая прибыль, руб. -464906  
2. Средние остатки всех активов, руб. +194156  
3. Выручка от реализации продукции (работ. услуг), руб. +744700  
4. Рентабельность активов (1:2*100%) 22,99 9,32 -13,67  
5. Рентабельность продаж (1:3*100%) 56,88 15,98 -40,9  
6. Коэффициент оборачиваемости капитала (3:2) 0,406 0,583 +0,179  
7.Влияние на изменение рентабельности активов факторов: А) рентабельности продаж Б) коэффициента оборачиваемости     -13,67 -23,84 +10,17  
         

При факторном анализе рентабельности активов используется индексный метод (прием цепных подстановок), который позволяет определить влияние факторов на изменение анализируемого показателя путем постепенной замены базисных величин на фактические в анализируемом периоде.

Влияние ускорения оборачиваемости (замедления) на рентабельность совокупного капитала рассчитывается как:

Rа Ко = (Коб1 - Коб0) * ЧП0/В0 * 100% ,

где Rа Ко - изменение рентабельности активов в результате изменения коэффициента оборачиваемости;

Коб1 - коэффициент оборачиваемости анализируемого периода;

Коб0 - коэффициент оборачиваемости базисного периода.

ЧП0/В0 - рентабельность продаж базисного периода.

Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости выражается в высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы прибыли за счет увеличения числа оборотов, совершаемых в анализируемом периоде.

Чем быстрее оборачивается капитал в ООО «Праздник плюс», тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление обрачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств, для обеспечения того объема производства и реализации продукции.

За счет ускорения оборачиваемости капитала на 0,179 оборотов, рентабельность активов предприятия увеличилась на 10,17 процентных пункта.

Влияние на изменение рентабельности продаж на рентабельность капитала рассчитывается как:

RаЧП/В*100% = (ЧП1/В1*100% - ЧП0/В0*100%) * Коб1 ,

где RаЧП/В*100% - изменение рентабельности активов в результате изменения рентабельности продаж,

ЧП1/В1 - рентабельность продаж анализируемого периода;

Коб1 - коэффициент оборачиваемости анализируемого периода.

Таким образом, за счет снижения рентабельности продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом с 56,88% до 15,98% или на 40,9 процентных пункта, рентабельность капитала предприятия снизилась на 23,84 процентных пункта

Общая рентабельность капитала предприятия снизилась с 22,99% до 9,32% или на 13,6 процентных пункта за счет влияния изменения динамики и объемов продаж.

Наши рекомендации