Общие сведения о предприятии. Министерство образования и науки РФ
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Новотроицкий филиал
Кафедра гуманитарных и социально – экономических наук
ОТЧЕТ
об учебной практике
Руководитель от кафедры
Жантлисова Е.А.
Руководитель от предприятия
Начальник отдела финансового планирования Гуреева Н.А.
Исполнитель
студент группы ЭиУ 09-35 Бабич Е.И.
Оценка ____________Подпись руководителя
Новотроицк 2012 г.
Содержание
Введение. 3
1Общие сведения о предприятии. 4
2 Основные сведения о подразделении предприятия. 15
3 Исследование финансовой деятельности предприятия. 24
Заключение. 32
Список используемых источников и литературы.. 34
Приложение А. Бухгалтерский баланс. 36
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках. 38
Приложение В. Организационная структура ОАО «Уральская Сталь». 39
Приложение Г. Положение о финансово-бюджетном управлении. 40
Приложение Д. Организационная структура финансовой дирекции. 50
Приложение Ж. Должностная инструкция начальника финансового отдела. 51
Приложение З. Основные показатели развития ОАО «Уральская Сталь» до 2015 г. 54
Приложение И. Описание порядка налогообложения доходов по размещенным и размещаемым эмиссионным ценным бумагам. 56
Введение
Место прохождения практики: ОАО «Уральская сталь», цех финансовая дирекция, участок: финансово-бюджетное управление, подучасток: отдел финансового планирования.
Руководитель практики: Жантлисова Е.А.
Руководитель структурного подразделения: начальник отдела финансового планирования Гуреева Н.А.
Сроки прохождения практики:
- начало практики: «2» июля 2012г.
- окончание практики: «27» июля 2012г.
Общие сведения о предприятии
Полное фирменное наименование предприятия: открытое акционерное общество «Уральская Сталь». Сокращенное фирменное наименование предприятия - ОАО «Уральская Сталь». Место нахождения предприятия: 462353, Россия, Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Заводская, № 1.
Комбинат «Уральская Сталь» (входит в состав Холдинга «Металлоинвест») известен как крупнейшее предприятие Южно-Уральского региона и одно из 8 лидирующих металлургических комбинатов России. Комбинат был основан в 1955 году на базе уникального месторождения природно-легированной железной руды и промышленных запасов известняка, никеля и огнеупорной глины.
На сегодняшний день «Уральская Сталь» - нишевый игрок на рынке металлопродукции в России, занимающий лидирующие позиции по производству штрипса, трубных заготовок, мостостали, стальной продукции для машиностроительной отрасли и заготовки на экспорт. Предприятие выпускает более ста марок углеродистой легированной и низколегированной стали; толстолистового, универсального широкополосного и сортового проката; огнеупоров, кокса и коксохимической продукции. На базе технологии природного легирования специалистами комбината были созданы 25 марок сталей нового поколения.
Применение передовых методов управления, в сочетании с богатым опытом и традициями, лучшими технологиями и уникальными кадрами является залогом для устойчивого долгосрочного развития «Уральской Стали». На комбинате предпринимаются энергичные шаги по масштабной перестройке бизнес-процессов и укреплению научно-технической и производственной базы, с целью наиболее эффективного использования потенциала одного из ведущих металлургических предприятий страны.
Комбинат производит следующие виды продукции:
- Чугун
- Литая заготовка
- Сортовой прокат
- Листовой прокат
- Продукция коксохимического производства
Благодаря уникальным потребительским характеристикам продукция «Уральской стали» пользуется стабильным спросом на ранках России, СНГ и дальнего зарубежья. Потребителями металлопродукции комбината являются предприятия России, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Бельгии, Норвегии, Дании, Турции, Ирана, Китая, Кореи, Вьетнама, Тайвани и Таиланда.
Основные технико-экономические показатели работы предприятия за последние два года представлены в таблицах 1-1 - 1-4 (данные взяты из приложения А, Б, З).
Таблица 1-1 Основные средства ОАО «Уральская Сталь» за 2010 – 2011 гг.
(в тыс.руб.)
Наименования группы объектов основных средств | 2010 год | 2011 год | ||
Первоначальная стоимость | Накопленная амортизация | Первоначальная стоимость | Накопленная амортизация | |
Земельные участки и объекты природопользования | 78 805 | 0,00 | 81 568 | 0,00 |
Здания | (169422) | (275244) | ||
Сооружения | (74875) | (105545) | ||
Машины и оборудование | (2398483) | (3757232) | ||
Транспортные средства | (135342) | (166209) | ||
Производственный и хозяйственный инвентарь | (26932) | (33288) | ||
Прочие основные средства | (11) | (-) |
Из таблицы 1-1 видно, что земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь увеличились, а основные прочие средства сократились. Сократились и амортизационные средства.
Таблица 1-2 Основные экономические показатели ОАО «Уральская Сталь» 2010 -2011 гг.
(в тыс. руб.)
Показатель | 2010 год | 2011 год |
Выручка от реализации | ||
Расходы по основным видам деятельности | ||
Прибыль (убыток) от продаж | (346228) | |
Чистая прибыль после налогообложения | (838330) | (1420454) |
Затраты на 1 руб. реализованных товаров, продукции, работ, услуг | 0,99 | 1,01 |
Рентабельность продаж | 0,01 | (0,01) |
Таблица 1-2 показывает, что выручка за 2011 г. увеличилась на 9 069 462 руб., но увеличились расходы по основным видам деятельности на 9 958 776 руб., так же расходы превысили выручку на 346 228 руб. это свидетельствует о том, что предприятие сработало в убыток, так как чистая прибыль составила – 1 420 454 руб.
Затраты на 1 руб. реализованных товаров, продукции, робот, услуг увеличились по сравнению с 2010 годом.
Рентабельность продаж снизилась.
Все эти изменения показателей за 2010 – 2011 г. свидетельствуют о том, что предприятие сработало менее эффективно, чем за предыдущие года.
Таблица 1-3 Соотношение средней численности персонала к средней заработной плате за 2010-2011 года[1]
Показатель | 2010 год | 2011 ггод |
Среднесписочная численность работников, чел | ||
Фонд оплаты труда, млн.руб | ||
Среднемесячная начисленная заработанная плата (рублей) |
Средняя численность работников сократилась в 2011 г. на 858 чел., как показано в таблице 1-3, а фонд оплаты труда увеличился на 530 млн. руб. Среднемесячная заработанная плата увеличилась на 3 886 рублей.
Это изменение значит следующее, что с сокращением численности работников, увеличилась оплата труда работникам на предприятии.
Таблица 1-4 Производственные показатели ОАО «Уральская Сталь» за 2010 – 2011 гг.
(в тыс.т.)
Показатель | 2010 год | 2011 год | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение |
Кокс | -182 | 0,89 | ||
Агломерат | 1,03 | |||
Чугун | -160 | 0,94 | ||
Сталь всего | -272 | 0,90 | ||
Прокат товарный - всего | -140 | 0,94 |
Из таблицы 1-4 видно, что сократилось в 2011 г. производство кокса на 182 тыс. т., чугуна на 160 тыс. т., стали на 272 тыс. т., проката товарного на 140 тыс. т.. Увеличилось лишь производство агломерата на 1,03 %.
ОАО «Уральская Сталь» не входит в государственный реестр РФ предприятий монополистов
Деятельность предприятия контролируют несколько налоговых инспекций, к ним относятся: Московская налоговая инспекция и местные инспекции (Орская, Новотроицкая и т.д.).
Организационная структура предприятия ОАО «Уральская Сталь» (ОХМК) подробно представлена в приложении В.
На рисунке 1.1 представлен подробный перечень должностей финансовой дирекции.
Рисунок 1.1 - Перечень должностей финансовой дирекции ОАО «Уральская Сталь»
Рассмотрим подробнее, круг обязанностей каждого работника в финансовой дирекции.
1) Финансовый директор – это второе лицо компании после генерального директора. Он занимается стратегическим планированием, управляет информационными системами, контролирует затраты и составление отчетности. Также он участвует в налоговом планировании, в том числе оптимизирует налогообложение, и налаживает внутренний контроль в компании. Для того чтобы система финансового учета и контроля работала, финансовые директора занимаются вопросами персонала. Они определяют не только ключевых сотрудников, но и составляют план по их замещению. Основные функции финансового директора:
- корпоративная стратегия и планирование, направленные на
максимизацию стоимости компании;
- бюджетный и управленческий контроль;
- управление финансами (денежные потоки, дебиторская и кредиторская задолженностью, обеспечение выполнения всех обязательств,
сохранность активов и т.п.);
- информационное обеспечение руководителей и специалистов
компании.
2) Начальник Финансового контроллинга обязан выполнять следующие функции:
- организация и контроль за процессом сбора и анализа управленческой отчетности, развитие системы управленческой отчетности;
- составление и контроль консолидированного бюджета Группы;
- организация и контроль расчета премий, развитие систем
премирования;
- подготовка презентаций, затрагивающих вопросы бюджета,
управленческой отчетности, финансового анализа;
- развитие системы планирования, сбора и анализа управленческой
отчетности, бюджетного контроля и премирования, совершенствования функции и повышения автоматизации деятельности;
- подбор, мотивация, обучение и развитие персонала;
- руководство отделом.
Начальник отдела финансово-бюджетного управления участвует в:
- разработке финансовой стратегии Общества;
- участие в бизнес - планировании хозяйственной деятельности
Общества;
- управление финансовым состоянием Общества;
- организации финансирования операционной деятельности Общества;
- организации работы по обеспечению сохранности и эффективному;
- подготовке, формирование годовых, квартальных Регламентов и
календарных графиков в пределах своей компетенции.
Начальник планово-экономического управления обязан выполнять следующие трудовые функции:
- организовывать управление движением финансовых ресурсов
Общества;
- обеспечивать разработку финансовой стратегии Общества, проектов перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств, а также доведение утвержденных финансовых показателей до подразделений предприятия;
- участвовать в подготовке проектов планов реализации продукции, планировании ее себестоимости и рентабельности производства, расчетов прибыли и налога на прибыль;
- руководить мероприятиями по управлению активами предприятия, оптимизации их структуры;
- анализировать финансовую деятельность Общества, на основе
результатов анализа разрабатывать предложения, направленные на обеспечение платежеспособности, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых товарно-материальных ценностей, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции, укрепление финансовой дисциплины;
- осуществлять контроль за соблюдением подчиненными правил
внутреннего трудового распорядка, требований техники безопасности.
- руководить планированием и отчетностью по вопросам деятельности отдела.
3) Обязанности начальника отела ценообразования: разработка смет планово-предупредительных ремонтов, реконструкции промышленных предприятий, объектов, подсчет объемов работ по чертежам и проектам, составление сметной документации (КС-2, КС-3, М-29), дефектных ведомосте, согласование и проверка смет на проектно-изыскательские работы, монтажные, пуско-наладочные, формирование начальной цены торгов, руководство отделом.
Казначейская функция. К компетенции казначейства компании обычно относится текущее управление денежными потоками, определение очередности платежей, порядка взаиморасчетов, валютообменные операции, а также контроль платежей и остатков на счетах компаний внутри периметра группы, если речь идет о холдинге.
Начальник финансового отдела организует управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли. Руководит разработкой проектов перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств. Обеспечивает доведение утвержденных финансовых показателей до подразделений предприятия. Определяет источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия, включающие бюджетное финансирование, краткосрочное и долгосрочное кредитование, выпуск и приобретение ценных бумаг, лизинговое финансирование, привлечение заемных и использование собственных средств, проводит исследование и анализ финансовых рынков, оценивает возможный финансовый риск применительно к каждому источнику средств и разрабатывает предложения по его уменьшению. Осуществляет инвестиционную политику и управление активами предприятия. Организует разработку нормативов оборотных средств и мероприятий по ускорению их оборачиваемости. Осуществляет контроль за выполнением финансового плана и бюджета, плана реализации продукции, плана по прибыли и другим финансовым показателям, за прекращением производства продукции, не имеющей сбыта, правильным расходованием денежных средств и целевым использованием собственных и заемных оборотных средств. Руководит работниками отдела.
Начальник отдела контроля деятельности дочерних обществ контролирует деятельность дочерних организаций, анализирует данные сводной статистики финансово – хозяйственной деятельности.
Отдел планирования производства и себестоимости выполняет следующие функции:
- организация и общее руководство разработкой перспективных и текущих планов (проектов планов ) по предприятию в соответствии с заказом потребителей на продукцию, работы, услуги предприятие. Разработка бизнес-планов. Сбор и подготовка необходимых материалов для рассмотрения планов (проектов планов) по предприятию;
- разработка перспективных и текущих планов (проектов планов) по производству, труду и себестоимости по предприятию, а также по реализации и прибыли;
- разработка перспективных и текущих планов ( проектов планов ) по производству, труду и себестоимости для цехов основного и вспомогательного производства на основе утвержденных планов ( проектов планов ) предприятию;
- разработка контрольных цифр и плана оргтехмероприятий по предприятию и его подразделениям (экономическая часть) с целью снижения затрат на производство, сокращения непроизводительных расходов и увеличения прибыли;
- внесение соответствующих корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации;
- контроль за выполнением основных технико-экономических показателей по производству, труду и себестоимости по предприятию и его структурным подразделениям. Составление ежедневного рапорта о выполнении суточного задания по производству. Расчет ожидаемого объема производства товарной продукции за текущий месяц.
Начальник отдел сводного планирования экономики обязан: организовывать деятельность отдела, обеспечивать решения возложенных на него задач и функций; контролировать соблюдение служебного распорядка и исполнение функциональных обязанностей гражданскими служащими отдела в соответствии с должностными регламентами; координировать работу по формированию проекта сводного бюджета предприятия на очередной календарный год и плановый период; организовывать формирование бюджетных заявок на текущий финансовый год и плановые периоды; обеспечивать подготовку ежегодного доклада о результатах и основных направлениях деятельности предприятия (бюджетный доклад).
Начальник отдел экономического анализа и моделирования обязан участвовать в:проведение экономического анализа и моделирование деятельности компании, дочерних предприятий и филиалов; разработке и реализации ценовой стратегии предприятия;расчете рентабельности и конкурентоспособности отдельных видов продукции, структурных подразделений и предприятия в целом;расчете точки безубыточности предприятия в целом, а так же его структурных подразделений и видов продукции в частности;разработке стратегии повышения конкурентоспособности предприятия; анализе внешнеэкономической
деятельности предприятия.
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
В системе методов управления персоналом выделяют:
- экономические методы управления заключаются в воздействии на объект управления (отдельные личности, коллективы, хозяйствующие субъекты) при помощи рычагов (заработной платы, премий, штрафов, предоставления всевозможных льгот, ценообразования, предоставления коммерческого кредита и т.п.);
- организационно – распределительные методы управления основаны на подборе, расстановке и работе с кадрами; организационном регламентирование (нормирование); организационном планирование;
организационном распорядительстве; делегирование полномочий и распределение ответственности; организационном инструктаже; организационном распорядительстве; контроле исполнения; организационный анализ; организационном проектирование; обобщение организационного опыта;
- социально – психологические методы управления представляют собой убеждение, моральное и нравственное воздействие на людей;
- социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
На ОАО «Уральская Сталь» применяются все перечисленные методы управления, с их назначением. Так как работа предприятия разделяется на составляющие части, выполняется различными работниками, кто-то должен мотивировать работу с помощью экономических методов, а кто-то с помощью социальных и т.п. Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления. Для того чтобы предприятие действовало успешно, управленческая работа должна четко отделяться от неуправленческой. На предприятии должны быть назначены руководители и определен круг их обязанностей и ответственности, как это описывалось раньше.