Бюджетное устройство и бюджетный процесс.
Бюджетная системаРФ - совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Принципы бюджетной системы РФ:
1. единства; (означает создание единых правовых и организационных основ функционирования бюджетной системы, предполагает единство бюджетного законодательства, форм бюджетной документации и отчетности и.др.)
2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
3. самостоятельности бюджетов (право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов, эффективно использовать средства; самостоятельно осуществлять бюджетный процесс и т.д.)
4. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
6. сбалансированности бюджета;
7. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
8. принцип гласности; достоверности бюджетов; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Функционирование бюджетной системы РФ регулируется следующими основными законодательными актами: Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий период, законами (решениями) представительных органов власти субъектов РФ (представительных органов местного самоуправления) о региональных (местных) бюджетах на соответствующий период.
Бюджетный процесспредставляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, по утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный периодпредставляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.
Федеральный бюджет составляется на 3 года: на очередной финансовый год и плановый период (+2 года).
Стадии бюджетного процесса:
1. составление проекта бюджета:
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до очередного года. Министерство финансов РФ разрабатывает проект бюджета, основываясь на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития, прогнозе сводного финансового баланса.
2. рассмотрение и утверждение бюджета:
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете не позднее 30 сентября текущего года. Государственная Дума рассматривает и обсуждает проект закона в ТРЕХ чтениях. После принятия Государственной Думой закона о федеральном бюджете он передается в Совет Федерации для его утверждения. Затем закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
3. исполнение бюджета:
Возложено на исполнительные органы власти, которые организуют этот процесс через соответствующие финансовые, казначейские, налоговые, таможенные органы. В Российской Федерации устанавливается только казначейское исполнение бюджетов, т.е. функции кассового исполнения бюджета возложены на специально созданные казначейские органы (прием доходов, хранение и выдачу бюджетных средств на осуществление расходов, ведение учета и отчетности)
4. составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение (или контроль за исполнением бюджета):
Отчет об исполнении бюджета готовит казначейский орган, на основании отчетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств. Исполнительные органы власти одобряют отчет и направляют его в законодательный орган в форме проекта закона. Происходит его утверждение и публикация в открытой печати.